DELO.BY, администратор журнала "Дело"

    Комментарии 10 Дек 2009 17:26

    В «десяточку»!

    Внутренний рынок позволит обеспечить выживание отечественного бизнеса в будущем году.

     

    Мы живем в условиях разворачивающегося глобального кризиса, который оказался для многих неожиданным по масштабам и длительности. Он уже разрушил многие представления о подобных экономических явлениях и вконец запутал теорию и практику экономической политики. 2010 год сулит одну из самых интересных интриг для экономистов всего мира. Как, попав в эту «десятку», выйти из нее без потерь, а еще лучше – с прибылью, – это, пожалуй, главный вопрос, который интересует сегодня бизнес.

     

    «Активация» экономики

    Известной предсказательницы Ванды уже нет. А другие прогнозисты кризис прозевали, значит и доверия к их нынешним выводам немного. Но формировать экономическую политику 2010 года все-таки надо. Политики нервничают и требуют государственный прогноз со списком мер по росту ВВП и проч. Хотя, по мнению многих экономистов, спешить на самом деле некуда. Жизнь мудрее десятков самых масштабных прогнозов.

    Далеко за примерами ходить не надо. Для многих политиков и деловых людей Беларуси провал внешних рынков в 2009 году стал полной неожиданностью. Уверенность в эффективности практикуемых ранее методов и управленческих решений стала пропадать. Таможенный союз с Россией как некая данность общему экономическому пространству нас подвел. Половину российского рынка мы уже потеряли. И восстановить положение будет намного сложнее, чем прежде. В 1990-х годах рынки стран СНГ испытывали острый товарный дефицит. Поэтому белорусские холодильники и телевизоры были всем нужны. В 2009-м продажи холодильников в Россию упали на 22,3%. А рынок телевизоров практически провалился. Причем, это произошло не столько в связи с кризисом, сколько из-за перемен в развитии российского бизнеса в сфере информационных технологий. Нам осталась всего 1/3 тех продаж в Россию, которые мы имели в 2008 году.

    Еще более сложная ситуация с инвестиционными товарами. Грузовые автомобили провалились на внешних рынках. МАЗ лишился 82,2% своих потребителей. От перспективного рынка продаж тракторов МТЗ осталось 58,2%. Конечно, это лучше, чем в случае с автомобилями. Но ведь многие метаморфозы глобального рынка еще впереди…

    Сетовать поздно. Нужны оригинальные решения, а не прогнозы. Чего мы можем ожидать в 2010 году? Вернуть быстрый рост практически невозможно. Мы – малая открытая экономика и критически зависим от внешних рынков. А они – в провале. На это и стоит обратить первостепенное внимание.

    Первый вопрос,который мы должны себе задать: что происходит с внешними рынками? Они восстанавливаются? Как бы не так! По оценкам большинства экономистов, в 2010 году кризис будет развиваться в основных секторах глобального рынка. Пока они лишь оказались в плохой финансовой ситуации. Впереди – технологические и сбытовые трудности. Например, автомобильная промышленность только начинает создавать новые модели и планировать обновление. А строительство в большинстве стран мира перенасыщено мощностями и готовыми метрами…

    Второй вопрос– финансовый. Выход из кризиса, как правило, начинается после масштабного вбрасывания денег налогоплательщиков в банковский сектор. Этот процесс уже идет и, судя по всему, будет продолжаться, хотя в России «кризисные деньги» уже на исходе. У нас же их вообще не было. Министры финансов ведущих мировых держав в конце 2009 года так и не пришли к общему выводу о возможности прекращения субсидиарного механизма. Правда, Китай в противовес американцам и европейцам бюджетные деньги предприятиям вообще не давал. Чем это закончится, сказать трудно, так как инсайдерской информации из Поднебесной нет. А заявленные 7% прироста экономики КНР – цифра, конечно, симпатичная, но никто ее не проверит... Так что общая неуверенность и неустойчивость определенно продолжится на внешних рынках.

    Полисимейкеры Беларуси в 2009 году боролись с последствиями кризиса, заимствуя при этом «ошибку резидента» -- стрелять, целясь в хвост пролетающего самолета, почти на 100% означает промах. Возвращаться в прошлое – путь в тупик. Распродавать горы ненужной товарной продукции государственных предприятий – это и есть «хвостатая болезнь» нашей экономической политики. Что делать: принимать четкие и ясные решения всегда сложнее, нежели гонять чиновников по кабинетам…

    Третий вопроскасается конкурентоспособности. Глобальный кризис не только развеивает теоретический туман, но и запускает механизмы страновой конкуренции. Кто и как быстрее выйдет из депрессивного состояния? Какие решения по стимулированию экономики окажутся наиболее эффективными? Что лучше: снижать налоги или увеличивать внутренний потребительский спрос? Или лучше ничего не делать, а «Боливар» как-то сам вывезет экономику?

    И, правда, время сейчас замечательное, как ни странно это звучит. Никто не ограничивает экономистов и политиков в применении оригинальных решений! В Германии стали раздавать деньги за подержанные автомобили. Теперь это пробуют русские. Так что же, наши высокие таможенные пошлины тоже помогать спасению АвтоВАЗа? Вряд ли. Нашей стране разумнее было бы вообще отказаться от любых автомобильных пошлин. ВАЗ мы, скорее всего, не выручим. Зато повысим спрос на собственном внутреннем рынке.

    То, как мы распорядимся такими шансами и возможностями – и откроет историческую перспективу для страны. Таких решений может быть много. Например, бесплатная передача земли под индивидуальное строительство. 15 метров нормы на человека – это жилищная гильотина. А вот если будут бесплатная земля + умная консультационная и финансовая поддержка, то даже студенты начнут строиться! Пора быстро и решительно избавляться от бюрократических страхов. От зарегулированности, которая губит деловую активность.

    Как же все-таки попасть в «десятку» новой для страны экономической политики? Или, может быть, рано ставить такую задачу в нашей стране? Но те же россияне хотят начать такое движение в будущее. Дискуссия на эту тему прошла и во многих соседних странах. Европа – пока в сомнениях. США, скорее, вернутся к своей миссионерской роли и политике перекладывания издержек выхода из кризиса на страны мирового сообщества, используя возможности доллара как мировой валюты.

    Четвертый вопрос«аутсайд» или «инсайд»? Наверняка 2010 год должен стать «годом внутреннего рынка». Мы можем поддерживать нашу экономическую активность посредством стимулирования внутреннего спроса. Или за счет создания новых сегментов рынка методом ускоренного развития частной собственности. Причем, за счет внутренних накоплений, которые, по некоторым данным, значительно превышают кредиты МВФ и Всемирного Банка.

     

    Бизнес по-новому

    Стимулированием внутреннего рынка уже занялись многие страны ЕС. Даже в Германии, родине неолиберализма, кейнсианские методы активно используются чиновниками и политиками. Но в Беларуси планируется уже в 2010 году вернуться к быстрому экономическому росту. Поэтому чиновники сидят над таблицами прогнозов. Благо накручивать валовые показатели, вроде бы как, уже не надо. Глава государства заявил, что главное – прибыль и деньги на счетах предприятий.

    С чего же начинать этот ускоренный и ошеломляющий рост? В восточных странах миллиардное население – и есть главный потребитель и стимулятор экономики в условиях падения внешних рынков. У нас же формула быстрого роста приемлема, пожалуй, лишь как психологическая атака на директорат. Но это уже делалось в 2009 году. Горы неликвидов и потеря оборотных финансовых ресурсов стали платой за такой тип экономической политики.

    Подумаем: что же на самом деле будет происходить на нашем внутреннем рынке?

    Во-первых, выравнивание сегментов потребления. Спрос будет смещаться в сторону более дешевых товаров и услуг.

    Во-вторых,будет гаснуть инвестиционный «запал», даже, несмотря на резкое стимулирование строительства жилья. Эдакий американский вариант 1930-х годов. 6 миллионов квадратных метров – таков план по жилью на 2010 год. Это много, хотя прирост темпов строительства пока не находит соответствующего финансового обеспечения. Предполагается, что финансировать этот «рывок» будет «некто». Скорее всего, банки. Так что пока мы имеем скорее стимулирование предложения, а не спроса.

    В-третьих,такое направление инвестиций наверняка обернется снижением цен на рынке недвижимости. Это – неплохой стимул, хотя девелоперы и риэлторы могут и возроптать.

    В-четвертых,рост расходов на финансирование строительства обернется снижением спроса в остальных сегментах внутреннего рынка. $800-1000 за метр – достаточно высокая цена. Следовательно, на эти суммы будет меньше продано, например, одежды и обуви. А, значит, легкая промышленность снова уподобится медведю в спячке…

    В-пятых,важный и неприятный тренд 2009 года – сокращение потребления продуктов  питания. К осени домашние хозяйства очень серьезно «тормознули» закупки продовольствия. В сопоставимых ценах они снизились на 0,4%. Конечно, к Рождеству и Новому Году продажи продуктов увеличиваются, и ситуация вполне может вернуться к привычной. Но в целом – факт тревожный…Можно сказать, что рынок продовольственных товаров стагнирует. Что является следствием снижения реальных доходов населения и переформатирования расходов в пользу товаров непродовольственных. Реальная зарплата в стране составляет 100,6% от уровня прошлого года. Она остановилась, но не падает. А с учетом доходов бизнесменов, пенсионеров и прочих «самостоятельно кормящихся» доходы наших сограждан в целом приросли на 2,8%. Это выглядит более реалистично, чем в былые годы. Интересно, что продажи товаров на потребительском рынке страны увеличились на 2,6%. Логика и цифры почти безупречные!

    В-шестых,налицо некое равновесие доходов и расходов – осторожная балансировка при падении ВВП на 1% и промышленности на 4,5%. По такой траектории, скорее всего, и будет формироваться динамика 2010 года. Объективно, 2-3% прироста доходов не смогут обеспечить столь желанный «наверху» быстрый рост. Будет хорошо, если продажи на внутреннем рынке вырастут хотя бы на 3-5%. При этом очень важна политика снижения цен. Они еще имеют хороший зазор. Надо создавать и новый «модельный ряд» товаров с низкими ценовыми характеристиками. И продвигать их под специальным брэндом – например, «уникальные кризисные товары». В условиях роста конкуренции на абсолютном большинстве рынков – это хороший шанс выжить.

     

    Вместо резюме

    Глобальная экономика для нас временно закрылась. По крайней мере, на 2010 год. Таможенный союз – тоже не панацея. Он в лучшем случае формально заработает со второй половины следующего года. Поэтому внутренний рынок должен стать главным объектом внимания бизнеса. Конечно, если кому-то в этих условиях удастся пробиться на внешние рынки, честь им и хвала. Но если бизнес идет вяло, и денег для поездок на выставки и переговоры на Мальдивы не хватает, стоит задуматься о «перестройке» в своей стране, в своем регионе или городе, в своей компании. Избавляйтесь от лишних людей, нанимайте на работу студентов и молодежь. Короче, не затягивайте ремень, а засучите рукава. Попасть «в десяточку» можно и в наших палестинах если, конечно, постараться.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by