Екатерина Сакович, специально для журнала «Дело»,

    Комментарии 10 Дек 2009 17:21

    Презент с «изюминкой»

    По-настоящему приличный корпоративный подарок должен создавать впечатление, что его выбирали специально для вас.

     

    Традиция обмениваться подарками на Новый Год и Рождество сложилась давно и является важной частью делового этикета. Обычно уже с ноября типографии и специализированные фирмы загружены заказами на изготовление открыток и брэндированных сувениров -- авторучек, блокнотов и календарей, а PR-менеджеры компаний ломают голову, выбирая подарки для партнеров и клиентов.

     

    Подарки для сотрудников

    Что дарить, чтобы это было недорого и произвело впечатление? Если ваша компания достаточно большая, можно преподнести всем что-то одинаковое: ежедневники, календари, ручки или кружки с логотипом компании. Чтобы такие подарки не смотрелись, как раздача залежавшихся канцтоваров, их можно красиво упаковать и придумать пожелание для каждого человека отдельно. Если HR-отдела, который обычно занимается такими вопросами, в компании нет, то каждый сотрудник покупает подарки своим коллегам по собственному усмотрению. Есть и третий вариант: избранный или назначенный руководством «активист» печатает имена всех сотрудников на бумаге и пускает «шапку» по кругу. В итоге каждый сотрудник дарит подарок тому, чье имя написано на выпавшем ему листочке. Это, кстати, хороший инструмент командообразования. При выборе подарка в таком случае, можно руководствоваться обычными правилами: посмотреть, чем человек увлекается, что он любит. Есть и универсальные варианты: сертификаты в салон красоты, фильмы, галстуки, новогодние сувениры и др. Людям будет приятно, если вы подойдете к подаркам индивидуально, а не купите всем, например, одинаковых тигров. Можно попросить коллег создать собственные аккаунты на http://mywishlist.ru*.

    Приличным в сегодняшней корпоративной культуре считается подарок, стоимость которого составляет около 5% от зарплаты одариваемого. Желательно, чтобы он сочетал в себе две вещи: функциональность и душевность. Есть также категория подарков «к новогоднему столу». Это конфеты и напитки, которые чаще всего остаются в офисе и «уходят» на те же празднования. Вариант «совсем без фантазий» -- подарить своим сотрудникам премию или несколько дополнительных выходных. Правда, давно доказано, что деньги – далеко не главный мотивирующий фактор. А вот хороший новогодний корпоратив может стать приятным подарком.

    -- Лучше, когда подготовка подарков делается централизованно, при этом возникает меньше вопросов и недоразумений, -- считает  Ирина Сидорская, кандидат наук, доцент кафедры технологии коммуникаций БГУ.-- Чем меньше компания, тем лучше ее HR-специалист знает конкретных людей, А значит, можно дарить менее формальные вещи. Чем больше организация и обезличеннее ее связи, тем проще давать деньги или выходной, потому что всем не угодишь.

     

    Сюрприз для босса

    На Западе делать подарки руководителю не принято. Считается, что они в лучшем случае выражают благодарность сотрудников, в худшем -- являются попыткой «подмазаться». Даже если в вашей организации это принято, нужно учитывать корпоративный «климат». Один начальник обрадуется путевке в Египет от подчиненных, другой – решит, что его хотят «сплавить» или «подкупить». Мы бы рекомендовали не делать начальнику слишком дорогие подарки, ведь для него лучшее вознаграждение – ваша ответственная и мотивированная работа. Слишком личные презенты тоже неэтичны, поэтому стоит отказаться от косметических наборов, парфюма, даже если вы давно и хорошо знакомы. Наиболее актуально то, что может скрасить жизнь вашего шефа в офисе: хороший кофе или чай, часы, календарь, ионизатор воздуха, мышка и т.д. Для тех, кто не хочет ломать себе голову выбором подарков, придуманы подарочные сертификаты в магазины предметов интерьера, косметики, посуды, одежды. Там каждый сам выбирает, что ему надо. А в случае необходимости -- доплачивает из своего кармана.

    -- Подчиненный однозначно зарабатывает меньше, чем начальник, поэтому такой подарок может выглядеть, как завуалированная взятка. У нас в университете это не принято. И лично мне бы не хотелось работать в организации, где надо обязательно готовить подарок своему шефу. Но в разных типах корпоративных культур это может восприниматься по-разному, -- говорит Ирина Сидорская.

     

    Для деловых партнеров

    С ними стоит быть особенно внимательным, ибо любая ошибка может стоить вам потери контракта. Чтобы минимизировать риски, узнайте, что обычно дарят этой компании. Во-первых, вы избежите вероятности подарить те же флешки, что дарят конкуренты. Во-вторых, во многих компаниях, ориентированных на западные стандарты, существуют ограничения по стоимости презентов. Они, как правило, не должны превышать $30-50. Если вы размещаете на подарке логотип своей компании, он не должен быть очень большим, чтобы презент не смотрелся откровенной попыткой саморекламы.

    Не забудьте учесть национальные особенности иностранной компании или представительства. В зоне риска – острые предметы (у некоторых народов они могут означать намек на войну), алкоголь, а также изделия из натуральной кожи (многие западные компании поддерживают живую природу). Если ваше предприятие что-то производит или оказывает услуги физическим лицам, можно сэкономить, предложив постоянным клиентам собственную продукцию. Например, фитнес-центр может подарить купоны на бесплатные посещения, кулинария – торты, издательство – книги. В крайнем случае, можно вспомнить про хорошего партнера и взять подарки у него по партнерским скидкам. Так же могут поступить и подразделения холдинга. А при правильной организации такие действия легко становятся рекламными акциями.

    -- Из корпоративных подарков в нашем магазине пользуются успехом необычные, сладкие букеты, в которые можно упаковать любой подарок,-- рассказывает Ирина Матюлькова, директор интернет-магазина podarkionline.by. – Они могут выступать в качестве законченной новогодней композиции, а также служить праздничным  украшением офиса. Хорошо продаются свечи разной формы с логотипом компании  и новогодним поздравлением, полотенца или наборы полотенец с вышивкой. Все эти подарки подойдут и для босса, и для партнера, главное такое подарок обыграть и придать ему изюминку.

    Новинки этого года -- упаковка для бутылки шампанского с тигром, приносящим удачу, сладкие букеты в виде елочки с тигром. Мне самой хотелось бы получить в подарок что-то необычное, чтобы это действительно запомнилось. В прошлый раз таким подарком была «спецшоколадка» с фото сладких букетов и моими фотографиями, взятыми с сайта. Ее подарили мои клиенты.

    К слову, в этом году в связи с экономическим кризисом проблемы с выбором подарков не так актуальны, потому что на это часто просто нет бюджетов. Для небогатых организаций, коих сейчас большинство, брэндированные подарки – это выход. При выборе конкретного сувенира можно исходить из имиджа вашей организации: если она позиционирует себя как надежная, профессиональная, то и подарок должен быть традиционным в хорошем смысле, а если – молодежная, креативная, тогда подарок должен быть в таком же оригинальном стиле.

     

    *MyWishList – специализированный интернет-cервис для составления списков необходимых покупок и вещей которые вы хотели бы получить в подарок.

     

     

    Мнения экспертов

     

    Алексей Буякевич, менеджер по рекламе рекламно-производственной компании «CinemaRec»:

    -- Наши заказчики, как правило, заказывают нам подарки для трех целевых групп: обычных работников, обычных клиентов и VIP-персон (руководство, крупные контрагенты). Стандартным набором, заказываемым в рекламном агентстве или типографии, является фирменный пакет (полиэтиленовый или бумажный), открытка с конвертом или без, календари (квартальные, домики, карманные), ежедневники с логотипом компании и ручки. Такой набор чаще всего предназначается для мелких и средних контрагентов.

    Некоторые компании проявляют креативность и делают более необычные подарки. Например, брэндированные варежки, шарфики, шапочки с подтекстом «мы Вас любим и греем» (актуально в холодный период). Для руководства и важных клиентов заказываются дорогие красивые подарки. Были примеры, когда компании заказывали у нас для работников среднего и высшего звена очень стильные кожаные сумки для женщин и портфели для мужчин с логотипом компании или очень дорогие письменные наборы. Стоимость таких наборов начиналась от 1 млн. рублей.

    Последние пару лет наблюдается тенденция к подаркам в стиле hi-tech и с разными «приколами»: флешки (например, выполненные в виде банковской карточки), подогреватели USB для чашек, цифровые фоторамки. Само собой всю эту продукцию заказывают с логотипом и информацией о компании. Был случай, когда клиент попросил изготовить фирменные освежители воздуха для авто необычной формы и размеров. К Новому году обычно становятся популярными различные сертификаты и дипломы. Их вручают на корпоративах сотрудникам фирмы, а иногда и клиентам. Актуальна и дизайнерская бумага высокого качества -- для открыток и поздравлений.

     

    Анастасия Филиппова, креативный менеджер компании «Территория Игры»:

    --- Отличным подарком к любому празднику станет подарочный сертификат. Суть его в том, что человек получает в подарок возможность для индивидуального приключения. Например, прыжка с парашютом, фотосессии, розыгрыша, осуществления давней мечты и др. А реализовать эту возможность – активизировать сертификат – он может в любое удобное для него время в течение года. Наша компания специализируется на тематически оформленных праздниках и поздравлениях. Это может быть пионерская, рыцарская, гангстерская, ковбойско-индейская, сказочная, фольклорная, карнавальная и другие тематики. Поэтому подарки мы подбираем соответствующие: от рыцарского щита или пиратского знамени с эмблемой компании до чайной церемонии и африканского священного тотема. Но, как правило, необычный новогодний праздник, будь то командная игра в стиле «схватки», ночь в театре, сафари на джипах в мире постапокалипсиса или  противостояние «матрице», уже дарит самое главное и ценное – ВПЕЧАТЛЕНИЯ, которые останутся на всю жизнь.

    Что касается поздравления босса, то таких способов очень много. Все зависит от активности коллектива и чувства юмора руководителя. Если его трудно застать врасплох, подойдет неожиданное появление  альпинистки с букетом за окном на №-м этаже, разукрашенного трамвая с друзьями и коллегами, родственника из Грузии, людей в масках (захват заложников), санитаров, милиции и др. Или – неожиданный приезд иностранной делегации, телевидения, дезинфекция, поголовное прививание от свиного гриппа, съемки рекламного ролика и др.

    Для людей поспокойнее прекрасно подойдет стилизованное поздравление. В этом случае ваш босс становится активным участником действия: например, его принимают в пионерский отряд, названный в его честь, объявляют главарем банды, героем, спасающим Землю на грани Армагеддона, паном-атаманом, рыцарем и т.д. Он может оказаться на детсадовском утреннике, где по классике жанра будут Дед Мороз и Снегурочка, стихи на стуле, хороводы, песни про елочку, бенгальские огни, мандарины и, конечно же, подарки. Для совсем серьезных людей замечательным поздравлением будет просто приятный день. В течение всего дня боссу устраиваются маленькие приятные сюрпризы, о которых он даже не догадывается (шары, вылетающие из багажника, любимое блюдо в столовой, любимая музыка в такси, комплименты от незнакомых людей и др.). Завершается такой день всеобщим поздравлением всех «заговорщиков».

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by