DELO.BY, администратор журнала "Дело"

    Комментарии 10 Ноя 2009 17:02

    Смена вывески. И не только

    Мы завершаем публикацию о возможностях, которые предоставляет реорганизация для оптимизации бизнеса и сокращения издержек*.

     

    Правовой механизм реорганизации позволяет не только облегчить процедуры, связанные со стартом (регистрацией) и ликвидацией бизнеса. С его помощью можно сэкономить время и деньги при смене учредителя, оптимизировать налогообложение компании и даже… избежать процедуры банкротства.

     

    Реорганизация при передаче бизнеса

    или смене учредителя

    Иногда учредитель не имеет желания или возможности продолжать ведение бизнеса, но закрывать стабильно работающую фирму – жалко, в то же время есть лица, готовые приобрести этот бизнес.

    В хозяйственных обществах такая ситуация, как правило, не вызывает особых проблем и решается путем продажи участником своей доли в уставном фонде или посредством подачи заявления о выходе из состава участников. А вот частное унитарное предприятие (ЧУП), имеющее только одного учредителя, так поступить не сможет. Его имущество в соответствии со ст. 113 ГК является неделимым, а долевая собственность на активы унитарного предприятия не допускается. В связи с этим учредитель ЧУП не сможет продать всю или часть своей доли в уставном фонде. Его выбор сведется кпродаже предприятия как имущественного комплекса или реорганизации.

    Процедура продажи предприятия как имущественного комплекса основывается на специфике правового режима имущества унитарного предприятия: право собственности принадлежит не самому предприятию, а его учредителю. Имущество же передается унитарному предприятию в хозяйственное ведение. Это обстоятельство позволяет путем передачи права собственности на имущество от учредителя к иному лицу произвести смену учредителя унитарного предприятия. Следует, однако, отметить, что продажа предприятия как имущественного комплекса – процесс достаточно длительный и дорогостоящий.

    Все мероприятия в этом случае займут 2-3 месяца, что обусловлено необходимостью проведения инвентаризации имущества и обязательств унитарного предприятия, аудита состава и стоимости предприятия и осуществления трех различных регистрационных процедур в Национальном кадастровом агентстве и местном исполкоме. При этом расходы на проведение аудита и уплату госпошлин составят около Br3 млн. Кроме того, продажа предприятия как имущественного комплекса подпадает под понятие реализации, установленное НК, и может повлечь уплату НДС. А в случае продажи предприятия по более высокой цене, чем определенная в аудиторском заключении, также и налога на доходы (прибыль).

    Вместе с тем, смена учредителя в частном унитарном предприятии возможна и посредством проведения реорганизации в форме преобразования унитарного предприятия в хозяйственное общество. Оно образуется на базе имущества унитарного предприятия и внесенного иным лицом имущественного вклада с согласия учредителя унитарного предприятия на основе заключенного с ним учредительного договора. В этом случае ЧУП, превратившись в хозяйственное общество, сможет использовать способы смены состава участников, доступные последнему. После завершения реорганизации, учредитель бывшего унитарного предприятия сможет полностью передать бизнес новым владельцам, продав свою долю, или подав заявление о выходе. Реорганизация такого рода займет не более 1 месяца (включая проведение инвентаризации, составление передаточного акта и государственную регистрацию вновь создаваемого в результате реорганизации хозяйственного общества). Проведение аудита не потребуется, а расходы, связанные с реорганизацией, окажутся в 3-3,5 раза меньше, чем при продаже предприятия. Как уже отмечалось выше, передача имущества при реорганизации не считается его реализацией, следовательно, не возникнет и налоговых обязательств.

     

    Реорганизация как способ

    предотвращения банкротства

    П. 1.6 Указа Президента Республики Беларусь № 508 от 12 ноября 2003 г. «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)» называет реорганизацию одной из мер, направленных на предотвращение банкротства юридического лица. Примерами реорганизации, направленной на предотвращение банкротства организации могут быть:

    ·        преобразование частного унитарного предприятия, общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью в акционерное общество с передачей кредиторам пакетов акций в счет погашения существующих долговых обязательств;

    ·        выкуп организацией долгов убыточного предприятия (посредством заключения договоров уступки права требования) с последующим его присоединением позволит прекратить обязательства присоединенного субъекта совпадением должника и кредитора в одном лице (ст. 383 ГК). Очевидно, что выкуп долгов может производиться за суммы меньшие, чем сам долг.

     

    Иные возможности

    реорганизации

    С помощью реорганизации можно изменить права и обязанности участников юридического лица.

    Например, реорганизация общества с ограниченной ответственностью (ООО) в закрытое акционерное общество (ЗАО):

    ·        изменит порядок принятия решений общим собранием (так, в ООО многие решения, например, о реорганизации и ликвидации, принимаются единогласно всеми участниками, в ЗАО же для принятия решений по данным вопросам достаточно ¾ голосов);

    ·        лишит участников возможности распределять прибыль непропорционально их долям в уставном фонде;

    ·        лишит участников возможности выйти из общества путем подачи заявления о выходе, но в то же время застрахует их от исков об исключении из состава участников, которые могут быть поданы иными участниками общества и др.

    Реорганизация может быть использована для оптимизации налоговой нагрузки на предприятие.

    К примеру, Указом Президента от 09.03.2007 №119 «Об упрощенной системе налогообложения» предусмотрено, что применять упрощенную систему налогообложения (далее – УСН) вновь созданные организации могут с момента их государственной регистрации. Действующие же предприятия вправе переходить на УСН только с начала года, при этом заявление о переходе на УСН должно быть подано в налоговые органы с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего тому, в котором они претендуют на применение указанной системы.

    Реорганизация в форме разделения или слияния, при которой организации-правопредшественники перестают существовать, а вместо них возникают новые организации, позволит предприятиям-правопреемникам перейти на УСН не с начала следующего года, а с момента их государственной регистрации.

    Рассмотренными ситуациями преимущества и возможности реорганизации далеко не исчерпываются. При этом Согласно п. 1 ст. 53 ГК реорганизация может быть осуществлена по решению учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

     

    Проблемы и риски

    Несмотря на все преимущества реорганизации, нельзя забывать и о тех рисках, которые несет в себе реорганизационная процедура.

    Во-первых,законодательством не предусмотрена возможность передачи в порядке правопреемства административных разрешений, в том числе лицензий. Законодательство о лицензировании обязывает правопреемника в течение месяца после реорганизации обратиться за получением новой лицензии, за исключением случаев выделения и присоединения, не влекущих изменения сведений, указанных в лицензии. При этом лицензия правопредшественника может использоваться только временно, до того как будет выдана новая лицензия.

    Во-вторых,налоговое законодательство предусматривает проведение налоговой проверки в связи с реорганизацией.

    В-третьих,реорганизация не влечет прекращения налоговых обязательств реорганизованного юридического лица, они должны быть исполнены правопреемником или правопреемниками в объеме, определяемом в соответствии с передаточным актом или разделительным балансом.

    В-четвертых, законодательством предусмотрена обязанность уведомить о реорганизации кредиторов организации, которые имеют право заявить требования о досрочном исполнении/прекращении договоров и взыскании убытков после получения такого уведомления. Реализация всеми или даже несколькими кредиторами организации данного права может привести к тяжелому финансовому состоянию реорганизуемого юридического лица.

    В-пятых,передаточный акт и разделительный баланс, составляются на определенную дату, не совпадающую с датой государственной регистрации новых юридических лиц, что не позволяет отразить актуальное состояние прав и обязательств на момент государственной регистрации. В этом случае рекомендуется в передаточном акте или разделительном балансе предусматривать отдельный раздел, посвященный имуществу и обязательствам, возникшим (изменившимся) в период с момента утверждения данных документов до момента государственной регистрации новых юридических лиц.

    И, наконец, несовершенствоправового регулирования реорганизационных процессов пока не позволяет в полной мере использовать большой потенциал реорганизации. В частности, законодательство не дает возможности дать четкий ответ на вопросы о допустимости:

    ·        изменения состава участников юридических лиц в ходе реорганизации;

    ·        присоединения частного унитарного предприятия к дочернему унитарному предприятию;

    ·        создания в результате реорганизации организации-нерезидента;

    ·        реорганизации коммерческих организаций в некоммерческие и наоборот и др.

    Поэтому во избежание рисков, связанных с реорганизацией, целесообразно в каждом конкретном случае оценивать возможности и выгоды применения этого механизма, негативные последствия ей сопутствующие и осуществлять выбор формы реорганизации с привлечением компетентного юриста.

     

    Анна Скородулина,

    Юридическая фирма «ЮрЗнак»

     

    Тел./факс: (+375-17) 2 009 008

    www.jurznak.com

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by