Анатолий Бурбуть, специально для журнала «Дело»,

    Комментарии 10 Ноя 2009 17:04

    Гудки в трубке

    Пытаясь удержать позиции на «падающем» рынке, продавцы мобильных телефонов снижают цены.

     

    У финансового кризиса появляются новые жертвы. В их числе – продавцы мобильных цифровых устройств. Еще совсем недавно эта категория ритейлеров могла похвастаться ростом рынка в 25-40%. Однако в третьем квартале 2009 года продажи одних только мобильных телефонов упали на 20,2%. Эксперты «Дела» уверяют, что это только начало неприятностей -- по результатам года в стране будет продано не более 1 млн. трубок, а падение составит около 37,5 %.

     

    Падаем!

    Ситуацию на рынке мобильных цифровых устройств трудно называть радужной. О своих проблемах импортеры говорят не первый год. После решения, принятого в 2007 году Государственным Таможенным Комитетом (ГТК), о обязательной маркировке всех аппаратов, поставляемых в Беларусь, официальным импортерам вести бизнес стало намного тяжелей. Проблема в том, что за последние несколько лет серьезно изменилась география поставок нелегальной техники. Если еще недавно большинство аппаратов поступало к нам через страны Западной Европы, то в прошлом году большая часть техники прибыла через «прозрачную» восточную границу. В России, где «серая» зона давно уже сжалась до 20% рынка, Беларусь стали воспринимать как «всеядную» торговую площадку, куда можно «сливать» все, что не удается продать на собственном рынке. Время показало, что даже наклейка контрольных марок не смогла остановить вал «серого» телефонного импорта – пока перекрыть все каналы поставок нелегально ввезенных аппаратов контролирующим органам не удается.

    Практически полная зависимость отечественного рынка сотовых аппаратов от российского, сыграла с сегментом «белых» телефонов злую шутку. Отмена в 2008 году в России таможенных пошлин на мобильники, смартфоны и коммуникаторы существенно сказалась на позициях легальных продавцов этого оборудования… в Беларуси. Российские компании из-за высокой конкуренции в отрасли снизили цены примерно на 5-10%. А поскольку практически весь «серый» импорт в Беларусь имеет российскую «прописку», легальные продавцы в нашей стране начинают проигрывать ценовую конкуренцию «серым» поставщикам. Кстати, география легального импорта значительно отличается от «серого потока». Наибольшее количество мобильных телефонов официальными продавцами в 2009 году было импортировано из Китая -- 195 тыс. шт. (-4,4% в сравнении с 2008-м), Венгрии -- 44,9 тыс. шт. (+19%), Румынии -- 37,8 тыс. шт., Кореи -- 28,8 тыс. шт. (снижение в 4,7 раза).

    Как рассказывает шеф-редактор потребительского портала Kosht.com Евгений Ерошенко, нынешняя ситуация на рынке цифровых устройств не способствует нормальному функционированию рынка. Сегодня не менее 70% мобильников, цифровых фотоаппаратов и смартфонов реализуются индивидуальными предпринимателями через интернет-магазины, еще около 20% -- на розничных рынках.

    -- Доля крупных ритейлеров в Беларуси по мировым меркам ничтожна -- менее 10%. Между тем, у наших ближайших соседей розничные продажи давно контролируются крупными компаниями. К примеру, в России, доля первой десятки ритейлеров в общем объеме продаж сотовых телефонов достигает 72%, цифровых фотоаппаратов – 67%, -- говорит эксперт.

     

    Цифровой передел

    По данным ГТК, за 2009 год выручка от реализации ввезенных в страну трубок заметно упала. О том, насколько серьезно сокращаются продажи цифровых устройств, свидетельствует статистика. Импорт в Беларусь мобильных телефонов в январе-августе 2009 года уменьшился по сравнению с аналогичным периодом 2008 года на 20,2%. По легальным каналам их было ввезено в страну 313 тыс. штук на сумму $17,2 млн. Импортеры недосчитались примерно 45% выручки. Всего же, с учетом нелегальных поставок, за три квартала этого года, по оценке аналитиков компании «Евросеть», в Беларуси было продано 703,5 тысячи сотовых телефонов, что на 31,9% меньше, чем за три первых квартала 2008-го. Причем, если в 1-м квартале доля продаж телефонов среднего ценового сегмента ($100 -- $249) составляла 44,6%, то в третьем – выросла до 51,3%.

    -- Косвенно это говорит о том, что все официальные поставщики перешли на массовую торговлю телефонами низкого ценового уровня, -- поясняет руководитель ресурса Mobile-review.com Виктор Дашкевич. -- Основная масса потребителей моделей средней и высшей ценовой категории сегодня предпочитает приобретать их напрямую в России или в Украине.

    Беда не приходит одна. На конкурентные неприятности ритейлеров наложились последствия финансового кризиса. В условиях снизившейся покупательской способности белорусы начали тратить деньги на обновление своих мобильников с оглядкой. Иными словами, перестали менять их, как перчатки. Сегодня продавцы с ностальгией вспоминают дни, когда покупатели брали кредит на три года, чтобы приобрести телефон за $1 тыс.

    -- Все стали экономнее и расчетливее: новые аппараты берутся строго по необходимости, в ходу бюджетные модели с базовыми функциями. В сложившейся ситуации продавцам остается лишь одно – ждать, пока купленные ранее мобильники, ноутбуки  и наладонники начнут выходить из строя, -- констатирует аналитик Connected.by.com Андрей Монкевич.

    Специалисты констатируют: по верхнему сегменту цифрового ритейла особенно серьезно ударило сокращение банковских кредитных программ. Большинство дорогих аппаратов в Беларуси приобретались в кредит, несмотря на то, что это совершенно абсурдно с экономической точки зрения. Ведь смартфоны, коммуникаторы и прочие цифровые устройства живут короткой рыночной жизнью и быстро теряют в стоимости, заставляя покупателя, помимо кредитных выплат, нести потери от амортизации. Но в «тучные» годы это соображение никого не останавливало. Белорусы вообще склонны менять свои телефоны чаще, чем это принято, например, в США или в Европе. Средний срок пользования аппаратом в большинстве стран мира достигает 2,5 лет, в нашей стране – менее 2-х лет. Некоторые владельцы любили менять телефоны еще чаще: раз в 12-15 месяцев, принося ритейлерам хорошую выручку. Сегодня поведенческая модель покупателей изменилась, и это, пожалуй, решающий фактор снижения выручки: смена моды на цвет корпуса перестала быть достаточной причиной для приобретения нового телефона. Покупка откладывается до тех пор, пока старый аппарат не выработает свой ресурс окончательно.

     

    Расчет на банки

    и… поломки

    С появлением в Беларуси 3G-связи с увеличенной скоростью передачи данных интерес к мобильному Интернету повышается. Следствием этого наверняка станет спрос на новинки рынка и рост их реализации. Продавцы надеются, что покупатели вновь загорятся желанием покупать сотовые телефоны уже в 2011 году. Пока же – потуже затягивают пояса.

    Впрочем, отчасти оптимизм белорусских сотовых ритейлеров связан и с надеждами на постепенное выравнивание потребительского спроса за счет гибкой ценовой политики. Только за первый квартал этого года рыночные цены на мобильные цифровые устройства снизились в среднем на 6%. Игроки рынка сделали ставку на продажи бюджетных моделей ценой до $100 и моделей среднего ценового сегмента, а также на реализацию дорогого товара со скидками, чтобы избавиться от быстро устаревающих складских запасов.

    -- Чтобы выйти на докризисный уровень продаж, необходим перезапуск системы потребительского кредитования, а к населению должна вернуться привычка -- менять мобильные телефоны чаще, чем в Европе. Вряд ли это случится раньше, чем через 2-3 года, -- считает Андрей Монкевич.

    По мнению продавцов, ждать восстановления рынка в докризисных объемах уже в следующем году – не стоит, но и дальнейшее падение также маловероятно. По оптимистичному сценарию, прирост продаж должен составить 10-15% по сравнению с 2009 годом. Ну, а пессимистичные оценки предусматривают прирост на уровне не более 3-4%. Впрочем, рано или поздно для любого мобильного телефона наступит время реплейсмента, т.е. необходимой замены. Ведь средний срок службы практически любой трубки не превышает 3-х лет. Потом дешевле купить новое, нежели чинить старое.

     

    Справка «Дела»:

    Во всем мире продавцы мобильных телефонов отмечают похожую тенденцию -- потребители откладывают покупку «на потом». По подсчетам исследовательской компании Gartner Inc, продажи сотовых телефонов в мире в 3 квартале 2009 года упали на 9,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года -- до 269,1 млн. штук. Кризис привел к тому, что перераспределились и доли рынка между производителями сотовых телефонов. Так, доля Nokia снизилась в 1-м квартале с 39,1% до 36,2%, Motorola -- с 10,2% до 6,2%, Sony Ericsson -- с 7,5% до 5,4%. В то же время доля Samsung наоборот, увеличилась с 14,4% до 19,1%, LG -- с 8% до 9,9%.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by