Анатолий Бурбуть, специально для журнала «Дело»,

    Комментарии 10 Ноя 2009 16:58

    Точки опоры

    Белорусский рынок сотовой связи снова на порогетехнологической и маркетинговой революции.

     

    Сегодня сотовые операторы убеждаются в непостоянстве своих абонентов. Последние стали куда рачительнее относиться к своим счетам – без нужды не звонить и контролировать продолжительность разговора. И это притом, что еще год назад на такие «мелочи» никто не обращал внимания. Кроме того, в ближайшей перспективе операторы ожидают активную «миграцию» абонентов между сотовыми компаниями. Особенно, если в Беларуси будет реализована технология MNP, позволяющая сохранять за собой номер в случае смены оператора.

     

    Расстановка сил

    По данным Министерства связи и информатизации в октябре 2009 года рынок мобильной связи в Беларуси практически достиг полного насыщения -- ей пользуются 99,3% жителей страны, или 9,077 млн. человек. Наибольшее число клиентов – у МТС. По состоянию на 1 октября его база включала 4,52 млн. абонентов. Работу сети МТС обеспечивают свыше 4259 базовых станций. Установленное оборудование обеспечивает радиопокрытие 96,55% территории Беларуси, на которой проживает 99,33% населения страны. Коммутационная емкость сети составляет 5,2 млн. номеров.

    На втором месте – velcom. Его услугами пользуются в общей сложности чуть более 4 млн. человек. В настоящее время компания лидирует по подключениям в Могилевской, Гомельской и Минской областях, а также доминирует в корпоративном сегменте мобильного рынка. Любопытно, что по итогам первого полугодия нынешнего года в сети velcom было зарегистрировано 3.817 тыс. пользователей. Таким образом, за квартал с небольшим база оператора пополнилась 183 тыс. абонентов. По нынешним временам это неплохие темпы. Как прокомментировал главный исполнительный директор SB Telecom Ltd. по вопросам ИП «Велком» Гельмут Дуз, после вхождения velcom в состав компании Mobilkom Austria Group, ее абонентская база в Беларуси увеличилась на 50%. Сеть velcom доступна сегодня на 93,2% территории страны, где проживает 98,2% населения Беларуси и обеспечена 3.125 базовыми станциями.

    В конце 2008 года на пятки лидерам рынка начал наступать амбициозный новичок -- оператор life:). Бывший аутсайдер белорусского рынка – компания «БеСТ», за 80% акций которой турецкие предприниматели из компании Turkcell заплатили около $500 млн., к концу первого года работы достиг впечатляющих результатов -- свыше 600 тыс. абонентов. Это дает возможность рассчитывать на солидный кусок мобильного «пирога». Генеральный директор ЗАО «БеСТ» Озджан Эрмиш отмечает, что совсем недавно главной целью компании было привлечь в сообщество миллион абонентов.

    -- Сейчас, видя интерес людей к нашим услугам, мы скорректировали планы и будем воплощать в жизнь уже другой принцип -- «каждый год -- по миллиону». У нас появилась цель: к 2011 году увеличить число пользователей life:) до 3 млн. Для этого есть все возможности. Предлагая нашим абонентам те или иные услуги, мы отслеживали, насколько они будут востребованы. Результат нас поразил: мы наблюдаем стойкое увеличение активности и интереса наших пользователей к новым услугам. Уже сейчас ARPU (средняя выручка от одного абонента) в сети life:) держится на уровне $5, -- говорит эксперт.

    На белорусском рынке есть еще одна компания, работающая на рынке сотовой связи, -- Diallog (СП «БелСел»). Впрочем, этот оператор, работающий не в традиционном для Беларуси стандарте GSM, а в формате CDMA 2000, которую многие эксперты рынка называют «тупиковой», так и не смог добиться сколь-нибудь серьезных успехов. Сетью Diallog сегодня пользуются около 100 тыс. человек, при этом руководство компании несколько лет назад приняло единственно верное решение – сконцентрироваться не на продаже голосовых услуг, а на пакетной передаче данных. В результате услуги «БелСел» пользуются устйчивым спросом на рынке мобильного Интернета.

     

    Меньше слов

    Финансовый кризис белорусские сотовые компании переживают достаточно стойко. Хотя им есть на что жаловаться. В январе 2009 года после 20%-ной девальвации белорусского рубля вдруг выяснилось, что у каждого оператора немало затрат, величина которых напрямую зависит от курса иностранной валюты. Среди таковых оказались и расходы на аренду каналов связи, и приобретение оборудования, и его техподдержка, и расходы на использование частотного ресурса, и аренда площадок для размещения оборудования связи, и услуги международного роуминга... Валютные неприятности накрыли операторов разом. Хотя позднее выяснилось, что ряд расходов -- порождение собственной системы тарифных взаимоотношений. К примеру, цены на интерконнект (так называются расчеты между телекоммуникационными компаниями) в Беларуси по заведенному еще в 2002 году правилу исчисляются в долларах США. В среднем, оператор за минуту межсетевого разговора вынужден выплатить принимающей стороне $0,065. В конечном счете, это не так уж и мало: «Белтелеком», например, на предоставлении подобных услуг зарабатывает в год порядка Br35 млрд. Понятно, что с девальвацией рубля плата за интерконнект для операторов значительно «потяжелела».

    -- В принципе цены на услуги связи не должны зависеть от колебаний иностранных валют, потому что большинство абонентов получают свои зарплаты в белорусских рублях, -- считает руководитель life:) Озджан Эрмиш. – Лично я с трудом понимаю логику расчета стоимости межсетевых расчетов в валюте. За все время работы в телекоммуникационной отрасли в разных странах мира я впервые столкнулся с подобным явлением. Во всем мире основной расчетной единицей считаются национальные валюты.

    Как поясняет заместитель гендиректора по абонентскому обслуживанию ИП «Велком» Роберт Дашян, не стоит говорить о том, что психология клиентов сотовых компаний с начала года сильно изменилась.

    -- Конечно, стоит отметить возросшую требовательность абонентов по отношению к услугам, но сам уровень их использования остался практически неизменным. Разумеется, с ноября 2008 по февраль 2009 года среди абонентов velcom наблюдался небольшой спад активности, но это скорее связано с сезонными изменениями, такую амплитуду мы наблюдаем ежегодно, -- говорит Роберт Дашян. –Наоборот, с начала кризиса в сети использование дополнительных сервисов даже возросло, что напрямую связано со снижением тарифов на эти услуги и с растущими потребностями современных абонентов.

    Одно из важных антикризисных решений сотовых компаний – формирование продуктовых линеек, которые относятся к так называемой «малой корзине». Эта методика давно отработана в странах третьего мира, где число состоятельных абонентов невелико. Согласно новым реалиям белорусского рынка, тарифные планы должны соответствовать нескольким критериям: низкая стоимость минуты разговора, отсутствие абонентской платы и любых включенных услуг, ориентация на внутрисетевые звонки, а также первоочередная ставка на школьников, студентов и людей старшего поколения. Одна из причин появления таких программ – желание операторов остаться в плюсе даже при уменьшении расходов абонента на услуги сотовой связи. Компании долгое время завлекали клиентов в свои сети, предлагая невероятно низкие цены. Объективно, при современном экономическом положении, работать с ранее установленными ценами становится нерентабельно. Поэтому операторы вынуждены модифицировать свои условия.

    Тарифы на услуги сотовой связи в нашей стране по-прежнему ниже, чем у соседей, и эти затраты не являются очень существенными в структуре потребления, как, к примеру, в странах Европы или в более близких к нам России и Украине. На сегодняшний день ведущим белорусским сотовым операторам удается демонстрировать приемлемые финансовые показатели текущей деятельности даже при столь невысоких тарифах. При этом значительная часть доходов сотовой связи направляется на расширение зоны покрытия сети, создание резервов, совершенствование услуг и внедрение инновационных технологий, так как рынок телекоммуникаций – динамичная отрасль, постоянно требующая значительных инвестиций в ее развитие.

     

    Третье поколение

    Пожалуй, самое яркое событие 2009 года -- начало коммерческой эксплуатации услуг сотовой связи третьего поколения (3G). Технология предлагает невиданные доселе возможности, начиная от видеотелефонии и заканчивая широкополосной передачей данных. Мобильный телефон теперь фактически превращается в мультимедийный центр. В компании «БеСТ», которая, собственно, и стала первым в стране 3G-оператором, незадолго до старта проекта провели исследование, насколько будут востребованы новые услуги. Специалисты пришли к мнению, что порядка 4 млн. белорусов уже к 2011 году сменят стареющий GSM-стандарт на передовые технологии.

    Впрочем, существует точка зрения, что эти оценки слишком оптимистичны.  Как показали исследования операторов сотовой связи, работающих на белорусском рынке, примерно 65% абонентов – это люди, которым сотовый телефон нужен лишь для разговоров, и только 35% пользуются дополнительными сервисами, в число которых входит и мобильный интернет. Так что желающих сменить GSM на 3G может оказаться не так и много, как предполагают некоторые участники рынка.

    Дата торжественного запуска нового стандарта связи в Беларуси все время откладывалась. О том, что лицензии на этот вид услуг будут выдавать, белорусские пользователи впервые узнали еще в 2005 году. В Минсвязи отмечали: полномасштабное развертывание сети третьего поколения является чрезвычайно сложной задачей, для решения которой в нашей стране требуется привлечение значительных инвестиций при условии длительного срока их окупаемости. А куда деваться? Даже последние модели сотовых телефонов создаются уже специально под сети 3G. С покупкой «Turkcell» компании «БеСТ» у белорусских абонентов появилась надежда. Продажная стоимость компании была необычайно высока, что, по мнению большинства экспертов, могло свидетельствовать лишь о том, что вместе с компанией инвестор приобрел бонусный пакет, в который была включена 3G-лицензия. Так оно и оказалось. Сегодня «БеСТ» фактически на льготных условиях вступила в права монопольного оператора новой технологии. Но вопрос, когда рынок 3G -услуг столкнется с конкуренцией остается открытым. Velcomи МТС также подали заявки на получение частот, но хватит ли им свободного диапазона – никто доподлинно не знает. В Минсвязи отмечают: законодательством не предусмотрена выдача лицензий на конкурсной основе. Решения будут приниматься в индивидуальном порядке, и операторы вполне справедливо опасаются, что новые частоты выльются им кругленькую сумму.

    Кстати, как показал мировой опыт внедрения сотовых сетей третьего поколения, в частности, в Японии и Западной Европе, существуют разнообразные причины, тормозящие предсказанный ранее их бурный рост. Порой реальные цифры отличаются от прогнозов в меньшую сторону на порядок. Так, рост мобильной базы 3G у европейцев в 2005 году составил всего 150%, а ведь в свое время только что появившийся GSM рос как на дрожжах, переступая за 200%-ный барьер. По всей видимости, в Беларуси также не произойдет резкого рывка. Сейчас доля новых услуг в ARPU белорусских сотовых операторов составляет 15-20 %, в то время как в сетях 3G этот показатель через 3-5 лет работы сети должен составлять минимум 60%. Так что при нынешней структуре потребления будет трудно окупить инвестиции в 3G.

     

    Трудности перевода

    Помимо 3G увеличить число «перебежчиков» от одного оператора к другому может внедрение технологии переносимости мобильного номера (Mobile Number Portability, MNP). Нередко потеря номера и контактов является ключевым фактором, удерживающим абонента от перехода в другую сеть. Клиент и рад бы сменить оператора, но необходимость поменять комбинацию цифр, в известность которой для всех нужных ему людей он инвестировал с самого момента подключения, его останавливает. Так что услуга MNP традиционно считается не только своеобразным индикатором насыщенности и развитости рынка, но и справедливой возможностью сделать жизнь абонента проще. Эксперты называют ее внедрение стимулом для более активной конкуренции между операторами. Естественно, с пользой для потребителей. Опыт западных стран показывает, что появление такого сервиса ведет к снижению цен и повышению качества обслуживания. Услуга уже доступна в Корее, США, Австралии… Директива, обязывающая сотовых операторов уступать друг другу номера вместе с абонентами, действует и в странах Евросоюза. Такую услугу планирует внедрить и одна из стран на постсоветском пространстве -- Грузия.

    В Беларуси о возможности введения MNP активно говорилось в 2007-2008 годах. Однако рынок сотовой связи так и не смог перешагнуть через этот этапный момент. Впрочем, слухи о внедрении MNP вновь начали циркулировать после того, как компания life:) получила лицензию на оказание 3G-услуг. Это заставило остальных участников рынка говорить о том, что 3G может оказаться отнюдь не единственным бонусом, который получили турецкие предприниматели… Не стоит забывать и про то, что в белорусских условиях MNP стала бы «палкой о двух концах». Она оказалась бы весьма эффективной возможностью перераспределения долей операторов. Два сотовых гиганта МТС и velcom, которые сообща занимают более 90% рынка, по сути, не оставили своим коллегам по цеху ни малейшего шанса на то, чтобы занять достойные рыночные позиции. Поэтому для компаний-новичков внедрение такой услуги можно сравнить разве что с манной небесной – после активации сервиса определенный процент «перебежчиков» они, в конечном счете, наверняка получат.

    Однако для этого операторам придется увеличить капвложения и операционные затраты -- в частности, понадобится повысить мощность билинговых систем, организовать схемы переадресации вызовов между сетями и т.д. Совокупные затраты отрасли увеличатся на десятки миллионов долларов в год и это должно сказаться на стоимости услуг для абонентов. Рынок станет более конкурентным. На первом этапе услуги подорожают, но затем конкуренция приведет к их удешевлению.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by