DELO.BY, администратор журнала "Дело"

    Комментарии 10 Окт 2009 16:43

    «Приманка» для инвесторов

    Чтобы инвесторы «клюнули» на новые предложения правительства, нужны гарантии неприкосновенности собственности и дальнейшая либерализация экономики.

     

    Декрет № 10 от 6 августа «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь*», который должен вступить в силу в ноябре по-прежнему является одним из наиболее обсуждаемых нормативных актов. При этом, признавая безусловную полезность этого документа, большинство экспертов «Дела» сходятся в одном: в одночасье «перевернуть» представления о Беларуси среди инвесторов он вряд ли сможет. Чтобы Декрет «заработал» по-настоящему, нужны кропотливая работа по изменению имиджа страны и дальнейшая либерализация экономики.

     

    Ход «конем»

    Напомним вкратце суть основных нововведений. Во-первых, Декрет децентрализует инвестиционный процесс, передавая реализацию всех региональных инвестиционных проектов «на места», значительно расширяя круг организаций, наделенных правом заключать инвестиционные договоры. Таким правом теперь будут обладать не только Президент и правительство, но и другие госорганы, а также местные органы исполнительной власти.

    Во-вторых,вводится новое для Беларуси понятие – инвестиционный договор, что означает не только некие взаимные обязанности государства и инвестора, но и взаимную ответственность. Очень важно, что такой договор устанавливает порядок рассмотрения споров между сторонами. Причем, для этой цели может быть определен суд иностранного государства.

    В-третьих,Декрет перечисляет базовые льготы для иностранных инвесторов, на которые они могут претендовать «автоматически». Одни из самых существенных – выделение земельного участка без проведения аукциона и возможность «поэтапного» оформления документов одновременно с началом строительства. Причем, арендная плата за землю также не будет меняться до окончания строительства. Это позволит значительно ускорить процесс реализации инвестпроектов.

    Заслуживают внимания и другие преференции: ввоз технологического оборудования и запасных частей, необходимых для реализации проекта, без уплаты таможенных пошлин и НДС. Освобождение от возмещения потерь сельхозпроизводителям в случае использования земель, бывших в сельскохозяйственном обороте, а также от компенсационных выплат, связанных с переносом и вырубкой зеленых насаждений и др. Кроме того, Декрет рекомендует областным и Минскому городскому советам депутатов освободить инвесторов и созданные ими организации от уплаты целевых сборов в местные бюджеты.

    Кстати, 6 августа, Глава государства подписал еще один документ – Указ № 413 «О предоставлении физическим и юридическим лицам полномочий на представление интересов Республики Беларусь по вопросам привлечения инвестиций в Республику Беларусь». Этот документ вводит в стране институт инвестиционных агентов – своего рода посредников в переговорах инвесторов и государства. Инвестиционным агентом может быть физическое и юридическое лицо, в том числе нерезидент Республики Беларусь, «владеющее практическими навыками подготовки инвестиционных проектов к реализации… и обладающее личными деловыми качествами, позволяющими им вести переговоры с высоким управленческим составом крупных компаний».
    Одним словом, на инвестиционном поле появилось сразу несколько приманок для инвесторов. А чтобы «подогреть» их интерес, было объявлено о возможности продажи нескольких особо «лакомых» белорусских активов – ОАО «Нафтан», ОАО «Гродно Азот», РУП «Белтелеком» и др.

     

    Обратной силы

    не имеет…

    Спору нет: правительство, подталкиваемое кризисом и МВФ, движется в верном направлении. Хотя ничего «революционного» в принципе не произошло. 10-й Декрет просто обобщил практику реализации инвестпроектов в стране, возведя ее в ранг закона.

    --Раньше вопросы, озвученные в данном декрете, все равно решались, -- считает ведущий аналитик ЗАО «Инвестиционная компания «Юнитер» Олег Андреев. – Все эти преференции уже существовали. Но чтобы их получить, нужны были длительные процедуры согласования. Теперь все подобные моменты были сведены воедино, что для инвестора существенно облегчает преодоление бюрократических барьеров и уменьшает хождение по кабинетам.

    В новых правилах игры специалистов по-прежнему смущает несколько обстоятельств. Прежде всего, то, что условия Декрета №10 не распространяются на инвесторов, ранее начавших реализацию проектов. Это тот редкий случай, когда обратная сила документа пришлась бы весьма кстати. Ведь выходит, что «новые» и «старые» инвесторы оказываются в неравных условиях. Также очевидна ориентация льгот в сторону иностранных инвесторов, что следует признать не совсем справедливым. Поэтому эксперты Белорусской научно-промышленной ассоциации (БНПА) уже подготовили собственные предложения по расширению сферы действия преобразований на всех инвесторов и на все инвестиционные правоотношения. С этим согласны и большинство независимых экономистов.

    -- Это двойственный декрет, который вряд ли сможет существенно улучшить инвестиционный климат, -- считает экономист Леонид Злотников. -- Потому что есть много других документов, которые напрямую влияют на инвестиционную привлекательность страны. Взять, например, налоговое законодательство. Если налоги в соседних Литве, Украине, России ниже -- зачем бизнесменам идти в Беларусь? Может возникнуть и такой вопрос: почему льготы не распространяются на всех, почему кто-то оказался в худших условиях? Только потому, что пришел работать в нашу страну раньше? Но ведь это очевидная несправедливость!

    Белорусское деловое сообщество уверено: чтобы инвесторы стали воспринимать Беларусь как серьезного партнера, нужны более радикальные шаги по дальнейшей либерализации всей экономики. Любой серьезный инвестор прекрасно понимает, что ориентироваться нужно на те условия, на которых работает весь белорусский бизнес. Если они приемлемые – можно входить на рынок. А льготы ведь можно как дать, так и отобрать под тем, или иным предлогом. В этом плане иностранным бизнесменам, которые решают вопрос вложения денег в Беларуси, гораздо важнее не преференции на стартовом этапе (хотя, их роль, конечно, нельзя недооценивать), а то, как они будут работать после того, как проект будет «запущен». Например, будут ли им навязывать «дополнительные условия», включающие сохранение рабочих мест и зарплат, выполнение прогнозных показателей по объемам производства, смогут ли они свободно формировать цену, конвертировать прибыль, выводить за рубеж дивиденды и т.д.

    Кстати, многие экономисты сомневаются, что передача части «инвестиционных полномочий» местным исполкомам поможет ускорить реализацию проектов. Те, кто сталкивался с чиновниками «на местах», поймут – о чем речь. К сожалению, практика показывает, что пройти разрешительные процедуры в столице, даже на уровне правительства, порой проще, чем договориться с областным или районным начальством. Пока же власти придерживаются финансовых ориентиров, в соответствии с которыми инвестпроект может быть отнесен к числу «особо значимых». Если он оценивается не менее чем в €150 млн., это означает, что его судьба будет решаться «на самом верху». В пищевой и легкой промышленности, а также в сельском хозяйстве особо значимыми считаются проекты стоимостью от €50 млн.

     

    Что в портфеле?

    Ставка правительства на привлечение именно стратегических инвесторов также представляется весьма спорной.

    -- Ожидать резкого наплыва инвестиций в Беларусь после принятия декрета не приходится, – уверен руководитель аналитического центра «Стратегия» Леонид Заико. Сегодня во всем мире делается акцент на портфельные инвестиции, когда в покупку ценных бумаг вкладывается капитал с целью их дальнейшей перепродажи, а белорусское правительство сделало упор на прямые промышленные инвестиции.

    В самом деле: круг «стратегов» в общем числе инвесторов довольно узок. И, чаще всего, у них нет собственных свободных ресурсов. Для приобретения активов они привлекают банковский капитал, либо используют биржевые источники. Вдобавок у нас почему-то принято считать, что все остальные инвесторы – «спекулянты», которые только и думают о том, как поскорее перепродать приобретенное предприятие.

    Разумеется, на мировом рынке не без того. Так, в связи с кризисом, дурную славу снискали себе хедж-фонды. Но они и сами пострадали от своей необдуманной алчности. После кризиса их количество сократилось в сотни раз. Между тем, есть и другие примеры. Например, фонды прямых инвестиций. Как правило, их формирует частный, порой даже семейный, капитал, а руководят ими весьма квалифицированные инвесторы. Именно портфельные инвестиции «подняли» и модернизировали многие российские предприятия, вывели их продукцию на мировые рынки.

    -- Суть бизнеса таких фондов заключается в том, чтобы искать непубличные и пока «нераскрученные» компании с большим потенциалом роста. Которые могли бы вырасти в цене, как минимум, втрое за 3-5 лет, – рассказывает региональный менеджер компании HorizonCapital по Беларуси Владимир Василевский. – При этом приобретаться может как весь бизнес целиком, так и его часть, но обязательно с правом участия в управлении. Такой инвестор обычно становится одним из крупнейших акционеров для того, чтобы иметь возможность заниматься развитием компании. Он анализирует бизнес и инициирует преобразования – внедряет новые стратегии и технологии, укрепляет менеджмент, приводит бухгалтерскую отчетность в соответствии с «прозрачными» мировыми стандартами. При этом вкладываются десятки миллионов долларов! Естественно, все это делается с целью перепродать компанию стратегическому инвестору или вывести ее акции на биржу. Но ведь компания тоже не в убытке – к этому моменту она становится одним из крупнейших игроков на своем рынке, а ее капитализация повышается на 300-500%.

    И еще об одной проблеме, которая заботит сегодняшних и «вчерашних» инвесторов в нашу страну – о гарантиях вложенных денег. И российская и белорусская действительность содержит немало примеров, когда спустя несколько лет, после того, как инвестор уже потратил немалые средства, сделка с ним объявлялась проведенной с нарушением закона и аннулировалась. Например, в связи с тем, что местная администрация продала ему здание по якобы заниженной цене.

    Эту проблему наши восточные соседи не решили до сих пор. Между тем, ничто так не «напрягает» инвестора, как неуверенность в завтрашнем дне. Поэтому участники недавнего заседания Республиканского совета директоров под эгидой БНПА выступили с предложением подтвердить в каком-либо нормативном акте законность всех, произведенных до 1999 года, отчуждений зданий и других объектов недвижимости, если они осуществлялись на возмездной основе и в соответствии с действующим на тот момент законодательством.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by