DELO.BY, администратор журнала "Дело"

    Комментарии 10 Окт 2009 16:42

    «Старый друг» не продается

    Спрос на автомобили с пробегом уменьшился в Беларуси в два раза. Продавцы тоже ждут повышения таможенных пошлин, что может в корне изменить ситуацию на рынке.

     

    Генри Форд однажды ехидно заметил, что человечество делится на две категории: на тех, кто ездит на автомобиле, и тех, кто хотел бы его купить. Впрочем, правила игры на рынке сегодня настолько изменились, что изречение гуру автомобильного бизнеса впору дополнить. Сейчас можно говорить о появлении третьей группы – тех, кто хотел бы машину продать. Сделать это все труднее, поскольку спрос сузился до минимума, а цены как на новые машины, так и на авто с пробегом резко упали.

     

    Корректировка

    рынка

    Еще совсем недавно европейские автомобильные концерны оценивали белорусский рынок как «умеренно перспективный». Уже более 20 лет благодаря географической близости к Польше и Германии он стремительно насыщается подержанными иномарками. А вот продажи новых авто росли чрезвычайно медленно. К примеру, по итогам докризисного 2008 года, который стал рекордсменом в части реализации автомобилей, в Беларусь было ввезено 200,3 тыс. машин на сумму в $1,469 млрд. При этом продажи новых иномарок составили чуть более 26 тыс. – около 13% рынка. Это, конечно, лучше, чем 9% по итогам 2007-го, но все-таки не оставляло шансов на успех как официальным представителям западных автомобильных концернов, так и делающему первые шаги отечественному автопрому. Не случайно европейцы в шутку называют Беларусь «страной ржавого железа». Львиная доля машин, рассекающих по нашим дорогам, -- бывшие в употреблении автомобили, средний возраст которых давно превысил 10-летний рубеж.

    В последние несколько лет попытки скорректировать ситуацию на рынке «бэушек» имели успех. Правда, делалось это вовсе не в угоду автодилерам, а с целью пресечения незаконного предпринимательства. Самый серьезный удар по вторичному рынку был нанесен еще в конце 2007 года, когда в Беларуси были установлены ограничения по ввозу автомобилей для лиц, не являющихся собственниками транспортных средств и не регистрирующих этот вид предпринимательской деятельности.

    Указ № 503 «О льготном перемещении через таможенную границу товаров для личного пользования» частично решил проблему массового полулегального ввоза автомобилей частными перегонщиками. В Министерстве по налогам и сборам подсчитали: только в 2006 году в страну было ввезено около 157 тыс. автомобилей, из которых около 135 тыс. пришлось на физлиц. При этом большинство из них пересекли белорусскую границу с откровенно коммерческими целями, то есть для перепродажи. Контролирующие органы стали бить в набат, поскольку отдельные перегонщики поставляли в страну более 200 автомобилей в год – объемы, вполне сопоставимые с бизнесом среднего автодилера. Разумеется, при этом чиновников более всего беспокоили «пролетевшие» мимо бюджета деньги, ведь поставка автомобилей под заказ являлась, по существу, незаконной предпринимательской деятельностью. А перегонщики при этом еще и уклонялись от уплаты таможенных платежей и подоходного налога, оформляя доверенности на ввоз через подставных лиц. Было подсчитано, что государство недополучало в год около €1,5 млн. от уплаты подоходного налога и более $170 млн. от сокрытия таможенных платежей. При этом по оценкам КГК, суммарный доход физлиц, осуществляющих ввоз автомобилей по доверенностям в том же 2006 году, составил более €14 млн.

    Указ № 503 навел порядок на рынке подержанных авто. Перегонщики зарегистрировали юрлица и начали поставки автомобилей по вполне легальным схемам, появились первые в стране автохаусы – специализированные салоны по продаже автомобилей с пробегом. Однако объемы поставок «бэушек» при этом мало изменились.

    -- Пропорция по прежнему складывается не в пользу рынка новых авто, -- констатирует Сергей Михневич, генеральный директор компании «Атлант М Фарцойгхандель» и председатель правления Белорусской автомобильной ассоциации. – Наши подсчеты показывают, что в первом полугодии 2009 года доля подержанного транспорта составила в Беларуси 90% против 10% машин «в упаковке». Но по большому счету рынок подержанных  автомобилей, проехавших не одну тысячу километров по дорогам Западной Европы, отнюдь не считается конкурентом сегменту новых машин. Покупатели новых и «бэушных» машин – это две принципиально разные целевые аудитории.

    Более всего официальных продавцов до недавнего момента беспокоили их прямые конкуренты – «серые» поставщики. Но эту «касту» удалось практически извести. Чему способствовало «обеление» рынка новых авто. Серые дилеры сегодня еще частично присутствуют на рынке, но только в отношении тех марок, где пока слабо работают, а то и вообще отсутствуют официальные импортеры и авторизированные дилерские сети.

    -- При хорошей работе «официалов», если они обеспечивают достаточные квоты поставок, приемлемые цены, обслуживание машин по гарантии, отлаженную логистику поставок запчастей, для серых дилеров места не остается. Все, чем они могут привлечь клиента – это демпинговые цены, но в конечном счете это работа себе в убыток, -- говорит помощник генерального директора международного автомобильного холдинга «Атлант М» Илья Прохоров.

     

    Ниже плинтуса

    Волей-неволей рынки новых автомобилей и «бэушек» сегодня имеет схожие проблемы. Евгений Лахманов, руководитель компании «Автобай», оценивает ситуацию на рынке как крайне негативную:

    -- Приостановление банковского кредитования -- причина хотя и первоочередная для снижения объемов продаж автомобилей, но далеко не единственная. Она повлекла за собой сбой в инфраструктуре производства и сбыта новых авто. Из-за невозможности содержать производственные площади, платить зарплаты сотрудникам, развивать бизнес за счет займов, сбывать продукцию «с конвейера» стало практически невозможно. А из-за стагнации кредитной системы, на которой держался рынок новых авто, закрываются производства, а машины сбываются с дисконтом в 10-15, а то и 25%.

    Тем не менее, специалисты считают, что на рынок автомобилей с пробегом кризис повлиял иначе -- здесь скорее произошло смещение акцентов в структуре спроса и предложения. В Беларуси рынок машин «б/у» еще не «сросся» с кредитованием. В результате покупатели переориентировались на более дешевые авто с пробегом, отказавшись от приобретения новых машин, на которые собственных средств, чаще всего, не хватает. Таким образом, с одной стороны, рынок «бэушек» от кризиса даже выигрывает. Но падение цен нивелирует эту выгоду.

    -- Справедливости ради стоит сказать, что  цены на авто с пробегом также упали, может быть, даже  значительнее, чем на новые автомобили – на некоторые модели мы отмечаем падение на 30-40%,  -- констатирует Евгений Лахманов.

    Покупателей в автохаусах также стало заметно меньше – по сравнению с прошлым годом объемы продаж упали ровно в два раза. И поскольку условия диктует покупатель, продавцы готовы идти на значительные уступки, чтобы сделка совершилась. По мнению тест-пилота ресурса MYAUTO.BY Максима Кореванова, хотя цены на легковые автомобили упали и на вторичном рынке, интенсивность этого падения все-таки несколько меньшая:

    -- Физических лиц, продающих свои автомобили, оценивать гораздо сложнее, ведь ценообразование в бу сегменте нередко формируется случайным образом – одна и та же машина с одинаковым комплектом может продаваться и за $10 тыс. и за $12 тыс., но можно констатировать: продавцы уже готовы поступиться своим заработком. Как правило, предприниматели, которые занимаются перегонкой автомобилей из-за рубежа, начинают располовинивать свой доход. Те, кто накручивал на каждой доставленной автомашине €1 тыс., теперь оценивают свой интерес в €500-600, а те, кто зарабатывал на каждой машине €500, довольствуются €200-300.

     

    Слухи подогревают рынок

    Несмотря на упаднические настроения, специалисты уверены: тенденции белорусского авторынка уже через несколько месяцев могут измениться на противоположные. Продавцы уповают на возможное повышение ввозных таможенных пошлин на новые автомобили, которые после унификации единого таможенного тарифа Беларуси, России и Казахстана могут ввести у нас уже с 1 января 2010 года.

    -- Пока это не более чем слухи, но если появится конкретика, машины и новые, и бывшие в употреблении будут распроданы моментально. Покупатели поймут, что лучше купить машину сегодня, чем переплатить за нее в два раза завтра, -- уверяет Сергей Михневич.

    Введут пошлины или не введут – вопрос пока открытый. Однако многие автодилеры воспринимают его как факт свершившийся. Таможенное «сходство» с российским законодательством больше выгодно нашим восточным соседям. Ведь там сегодня собираются не только ВАЗы и ГАЗы, но и машины большинства мировых автобрендов – Toyota, Nissan, Mitsubishi и др. Понятно, что после уравнивания таможенных тарифов у белорусов фактически не будет вариантов, какие машины покупать – самыми популярными станут иномарки российской сборки. А новые автомобили из Западной Европы, как и «металлолом» европейских автомоллов, разом станут неконкурентоспособными. Так что роста растаможки в среднем в 2-3 раза, а на более мощные и новые авто -- приблизительно в 4-5 раз, нам вряд ли удастся избежать. Хотя сразу же после объявления об унификации таможенных платежей белорусский рынок – как новых автомобилей, так и подержанных – ожидает яркая вспышка спроса не только со стороны белорусских, но и российских покупателей, для которых даже нынешние, завышенные по белорусским меркам, ценники покажутся льготным тарифом.

    На Западе – в ЕС

     

    Объем продаж легковых автомобилей в странах ЕС в первом полугодии 2009 года вырос в сравнении прошлогодним на 2,4 %, достигнув отметки в 1 461 859 реализованных машин.

    Такие данные приводятся в отчете Европейской ассоциации автопроизводителей (ACEA). По всей видимости, европейцам удалось избежать развала автопрома. Скидки и государственные программы стимулирования спроса, подтолкнувшие сотни тысяч людей к смене старых автомобилей на новые, сделали свое дело. Специалисты ACEA указывают: наилучшие показатели у Германии -- продажи в разгар кризиса здесь прибавили 40,5%. Неплохо показали себя и другие автомобильные рынки. К примеру, рост продаж новых машин в Италии составил 12,4%, Франции -- 7%, Австрии – 4%.

    Именно Германия стала первопроходцем, пообещав каждому гражданину, который сдаст свой старый автомобиль в утиль, субсидию в €2,5 тыс. на покупку нового. Посулили скидки примерно на таком же уровне и продавцы. Немцам предложение настолько понравилось, что выделенные на программу €1,5 млрд. разобрали в течение двух с половиной месяцев. Затем аналогичные проекты были запущены в других странах ЕС. Результат достигнут – покупатели пошли в автосалоны. Правда, как отмечают в ACEA, спрос подвергся существенной корректировке – европейцы покупают в основном компактные и недорогие модели, поскольку на экономичные и экологичные авто скидки существеннее.

    Правда, программа стимулирования автопрома все равно оказывается недостаточно действенной -- в 2009 году в Западной Европе будет продано около 13,3 млн. новых автомобилей, что на четверть миллиона меньше, чем в прошлом году. Поэтому завтрашний день смущает автопроизводителей. Они все чаще задаются вопросом: «А кто же будет покупать автомобили в 2010 году?». Ведь после стремительного насыщения рынка его, скорее всего, ожидает продолжительный спад.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by