DELO.BY, администратор журнала "Дело"

    Комментарии 20 Июл 2009 0:00

    Валерия Клицунова

    председатель Правления Белорусского общественного объединения «Отдых в деревне» -- лауреат конкурса «Человек Дела-2009» в номинации «За самую оригинальную бизнес-идею, которую воплотил отечественный предприниматель».

     

    Сельский туризм – широкое понятие, общепризнанного определения которому еще не дано. Но этот вид туризма успешно развивается практически во всех странах, прежде всего потому, что чрезвычайно интересный образ жизни владельца усадьбы совмещается с бизнесом, в основе которого лежит первозданность природы и быт деревни. Валерия Клицунова загорелась идеей развития сельского туризма после того, как погостила в сельской усадьбе в Паланге. Отдых этот, ни с чем несравнимый, настолько ей понравился, что решение развивать такое же дело в Беларуси утвердилось сразу и окончательно. Вообще сама идея чего-то похожего давно зрела в глубине сознания. Ведь был опыт работы в музее «Дудутки»,  который, кстати, создан мужем Валерии -- Евгением Будинасом. «Дудутки» уже сами по себе были уникальным для Беларуси местом и представляли собой идеальную модель гостевой усадьбы, где можно увидеть ремесла, познакомиться с бытом, историей и культурой страны. Музей демонстрировал возможность превращения сельской усадьбы в колоритное место отдыха. Повседневный быт там просто совместили с рекреационной функцией. И как только появился турист, музей обрел экономическую целесообразность и эффективность. «Дудутки» для Валерии Клицуновой были первым примером того, как особенности культуры, ремесла, быт, обычная жизнь в усадьбе или простом сельском домике можно превратить в турпродукт, который будет неплохо продаваться.  

    Хозяин усадьбы в Паланге рассказал Валерии, что в Литве есть ассоциация сельского туризма, которая объединяет владельцев усадеб и помогает им развивать это дело.

    -- Идея настолько не давала мне покоя, что я позвонила президенту литовской ассоциации Регине Сирусене, и пригласила ее в «Дудутки» поговорить,– рассказывает Валерия Клицунова. – Она многое мне подсказала: куда двигаться, с чего начинать. Оказалось, все европейские страны начинали продвигать  агроэкотуризм именно через ассоциации.

    Объединить людей в организацию оказалось не так-то просто. В успех не верил почти никто – включая тех, кого Валерия считала своими соратниками. Тогда она опубликовала в газете статью с призывом к потенциальным членам будущей ассоциации: «Если вы считаете, что не только корова может кормить сельского жителя, но и сама природа, быт и культура, -- звоните!».

    Телефон зазвонил без остановки. Люди со всей страны начинали разговор словами: «Мы и сами про это часто думали!». Организация была создана и к 2003 году выросла в Белорусское общественное объединение  «Отдых в деревне».

    С тех пор прошло много времени. Пройден огромный путь, наполненный переговорами, консультациями, уговорами, разъяснениями, семинарами и конференциями. Все это делалось с одной целью: научить людей работать с туристами и добиться появления на госуровне необходимых нормативных документов, которые бы регулировали деятельность владельцев усадеб. Ведь до этого понятия «агроэкотуризм» не было в принципе в юридическом языке!  

    Сегодня результат деятельности Клицуновой впечатляет. Существует уже 250 белорусских усадеб, готовых принять как внутреннего туриста, так и иностранного. Зарегистрировано в качестве субъектов сельского туризма около 600 человек. Нормативно-правовая база сформирована двумя Указами Президента (№372, 2006 г. и №185, 2008 г.), которые без преувеличения являются уникальными. Столь демократичных условий для развития сельского туризма нет ни в одной стране СНГ. Многие говорят даже, что с этих Указов  началась демократизация бизнеса в Беларуси вообще. Валерия Клицунова потратила немало времени и сил, пытаясь убедить различные инстанции, что усложнять условия ведения сельского туризма ни в коем случае нельзя. Многие жители села просто не решились бы открыть свой бизнес, если бы не предложенная простота взаимоотношений с государством.

    -- Сельский туризм – это бизнес с человеческим лицом, в основе которого – хозяин сельской усадьбы. Поэтому мы очень много внимания уделяем обучению людей. У нас постоянно действует «Лаборатория сельского туризма» -- обучающая многоуровневая программа. Ведь от качества обслуживания и компетенции зависит успех дела, -- уверена Валерия.

    Очень помогло объединению ОАО «Белагропромбанк», которое в 2007 г. начало осуществлять Программу поддержки развития агроэкотуризма в Республике Беларусь. Поддержка не ограничилась льготным кредитованием и включила в себя также информационное сопровождение. Банк уже издал два уникальныхдля  Беларуси каталога сельских усадеб, поддержал участие БОО «Отдых в деревне» в специализированной выставке «Отдых-2009», организовал участие хозяев агроусадеб в Днях экономики Республики Беларусь в Милане.

    С 2007 года банк предоставляет свой учебный центр и помогает БОО «Отдых в деревне» проводить обучение всех желающих заниматься приемом туристов. В первую очередь, тех владельцев усадеб, которые получили соответствующий кредит Белагропромбанка. Слушатели знакомятся со стандартами качества сельской усадьбы, восполняют пробелы экологической грамотности и ведения финансового учета. Кроме этого, Белагропромбанк совместно с БОО «Отдых в деревне» организовал две специализированные конференции по проблематике развития агроэкотуризма (2007, 2008 гг.) и учредил конкурс «Лучшая агроэкоусадьба года».

    Многие теперь, глядя, как успешно развивается сельский туризм, говорят, что Валерии Клицуновой просто повезло: идея ведь «лежала на поверхности», а она «вовремя сориентировалась», «попала в струю». Но только те, кто получил благодаря энергии Клицуновой и ее вере в успех интереснейшую работу и возможность самореализоваться, понимают, что «волну сельского туризма» она создала сама.

    Недавно в Минск с официальным визитом в составе литовской правительственной делегации приезжала Регина Сирусене. На приеме, который проходил после переговоров в одной из усадеб, произнося тост, она сказала с улыбкой: «Зря мы 7 лет назад учили белорусов основам сельского туризма! Ведь вы нас уже обходите по всем статьям!». Валерия Клицунова считает сказанное всего лишь комплиментом. Но, учитывая как мало, по сравнению с Литвой, в Беларуси туристических объектов, и как велик теперь интерес к нашей жизни у иностранных гостей, в словах опытной литовской коллеги слышится также признание и восхищение работой белорусских коллег.

     

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by