Анатолий Бурбуть, специально для журнала «Дело»,

    Комментарии 18 Июн 2009 0:00

    Борьба за выживание

    Весенний автосалон немного оживил рынок новых автомобилей. Но, по оценкам дилеров, уровень продаж 2008 года будет достигнут не скоро.

     

    «Моторшоу-2009» наверняка запомнится посетителям своим «антикризисным исполнением» – моторов на стендах было гораздо больше, чем элементов шоу. Промо-акции и традиционные презентации продавцы иномарок в этом году свели к минимуму, сделав упор на организацию продаж. Практически на каждом стенде посетитель мог приобрести новый автомобиль с существенной скидкой. Причем, многие посетители именно ради этого и пришли. Так что впервые исполнилась давняя мечта автодилеров – превратить выставку в своего рода большой автомобильный молл, под крышей которого продаются машины самых разных брэндов.

     

    Последний писк

    клаксона

    Экономический кризис жестоко ударил по мировому автопрому -- крупнейшие производители переходят на более экономный режим и сокращают все «избыточные» затраты. Такие решения затронули, в первую очередь, область маркетинга, отразились на рекламе моделей, которые должны появиться на рынке в ближайшее время. Главным же доказательством проблем автопрома стало растущее число отказов от участия в крупнейших автомобильных выставках.

    Сначала многие крупные автомобильные концерны сообщили о том, что не намерены выставляться в Детройте, вскоре такие же проблемы возникли с автосалоном в Чикаго. Кризис вынудил организаторов отменить автомобильную выставку «Sexy Green Car», которая должна была пройти в окрестностях Лондона. Проблемы возникли с проведением автосалона в Монреале, от участия в выставке в Квебеке отказались многие американские брэнды. Аналогично «большая тройка» -- General Motors, Ford и Chrysler -- поступила и с Токийским аавтосалоном, мотивировав свой отказ тем, что шоу не является для них стратегическим приоритетом, а Япония -- тем рынком, на который стоит тратить время и ресурсы. «Если вы оцените экономическую обстановку в автомобильном бизнесе, вы поймете, что мы обязаны получать максимальную выгоду от затрачиваемых средств. Отказ от шоу -- это просто бизнес»,-- заявили американские предприниматели.

    Минская выставка «Моторшоу» в этом печальном ряду стала исключением. Как считают участники рынка, ее проведение для представителей автомобильной отрасли иначе  как «моментом истины» и не назовешь. Еще в начале года, когда автодилеры начали получать предложения от компании «РеМарк», большая их часть долго не могла однозначно заявить о своем участии. В какой-то момент даже казалось, что продажи новых автомобилей, упавшие почти до нулевой отметки, станут непреодолимой преградой для проведения выставки. Вкладывать немалые средства в аренду, оформление стенда и промоушн по нынешним временам для продавцов автомобилей удовольствие не из дешевых – один квадратный метр стенда стоит в среднем от €70, а большинство компаний по итогам первого квартала зафиксировали рекордные убытки.

    Однако в итоге большинство дилеров склонились к необходимости сделать хорошую мину при плохой игре. Владельцы автосалонов сочли, что если на выставке не будет их стенда, то конкуренты и покупатели могут посчитать их неспособными противостоять кризису. И хотя имидж по нынешним временам стоит недешево, от участия в «Моторшоу-2009» из крупных брэндов отказалась лишь Toyota. «Всего в этом году на «Моторшоу» было представлено более 150 автомобилей, среди которых около двух десятков --- новинки» -- заявил один из организаторов «Моторшоу», директор ООО «РеМарк» Дмитрий Ярота.

    Как рассказал директор «Атлант-М Фарцойгхандель» Сергей Михневич, многие автодилеры действительно выставили машины сборки 2009 года, но цены на них были уже не такие низкие, как в начале года. Более того, по оценкам продавцов, падать в дальнейшем они и не будут – ниже некуда... Зато точно такие же автомобили, но 2008 года, были спрятаны под «прилавком». И отлично продавались: новая машина прошлого года выпуска с точки зрения качества и сроков гарантии ничем, кроме года производства, не отличается от новинок, а цена у нее – как у подержанной. «Продавцы распродают склады в убыток себе либо производителю. Кстати, в мае началось определенное оживление продаж новых автомобилей. Такое чувство, что рынок до этого момента спал, а потом проснулся голодным», -- говорит Сергей Михневич. Во время выставки покупатели, как ни парадоксально, даже выстраивались в очередь за машинами. «Атлант-М Фарцойгхандель» за неделю реализовал около 400 автомобилей – больше, чем с начала 2009 года. «Прошлогодние Golf разошлись, как горячие пирожки, почти такая же ситуация с Jetta -- но это самые дешевые марки в модельном ряду Volkswagen. Остальные модели пока продаются гораздо хуже», -- отмечает эксперт.

     

    Оживление

    на фоне падения

    Продавать автомобили сегодня занятие, мягко говоря, не из легких. Как признают представители автосалонов, среди них начинается настоящая борьба за выживание. «Еще немного и мы начнем реализовывать машины по аукционному принципу – кто больше заплатит», -- с грустью констатируют они. Впрочем, по словам директора автомобильной ассоциации «БАА» Людмилы Шабановой, выставка «Моторшоу» стала свидетельством того, что белорусский рынок новых автомобилей продолжает развиваться. «У нас нет такого краха, как в Украине, или столь значительного падения продаж, как в России. – говорит она. --  Спрос на новые автомобили сохраняется и останется таким, если не будут приняты серьезные изменения в законодательстве, ухудшающие условия ведения бизнеса». Дмитрий Ярота полагает, что выставка наглядно продемонстрировала: в 2009 году ситуация на автомобильном рынке Беларуси может существенно измениться. «В первом квартале некоторые дилеры не работали, а наблюдали за процессом со стороны. Поэтому не исключено, что скоро в Беларуси каких-то брэндов не станет, либо же ими будут управлять другие компании», -- прогнозирует он.

    Тем не менее, несмотря на падение в первом квартале, у дилеров есть повод для оптимизма. Как свидетельствуют данные продаж, кризис только усилил желание белорусов обзавестись автомобилем.

    -- Для настоящего оживления рынка автокредитования и автомобильного рынка в целом у наших покупателей должно появиться больше оптимизма. Все зависит от того, как будет развиваться ситуация в стране, -- полагает Сергей Михневич. Кстати, «Моторшоу» продемонстрировала еще одну важную тенденцию -- спрос решительно сдвинулся в сторону экономичных малолитражек, а неизменные фавориты прошлых лет – прожорливые внедорожники и универсалы – остаются «на приколе». Все больше доверия у покупателей вызывают и кроссоверы, на которые, кстати, уже массово пересаживаются в Европе и США. При большей экономичности, они позволяют сохранить «достоинство» и привычный уровень комфорта.

    С другой стороны, эксперты утверждают: расценивать автомобиль как инвестиционный инструмент уже не стоит. Даже в куда более благополучные времена машина, выезжавшая за порог автосалона, тут же теряла в цене 15%. Сегодня эта разбежка выросла до 20-25% и это при условии, что покупатель найдется быстро. Перекупщики говорят, что тем, кто хотел бы продать машину с целью приобретения новой, лучше подождать -- ценник на автомобили с пробегом сегодня сильно занижен.

    Председатель Совета директоров ЗАО «Интеллект» Сергей Варивода говорит, что если финансовые возможности позволяют купить автомобиль, не влезая при этом в долги, покупать стоит. «Но только за свои деньги, -- подчеркивает он. – Одалживаться или брать банковский кредит под высокую процентную ставку, не имея при этом стопроцентной уверенности, что сможете его возвратить – сегодня опасно».  При этом эксперт подтверждает мнение большинства автодилеров: таких низких цен на новые авто, как сегодня, действительно, больше не будет. «Конечно, в снижении ценника и прогнозах его резкого повышения можно усмотреть желание продавцов быстрее решить свои проблемы с переполненными складами. Но то, что цены на многие модели сегодня находятся на минимуме, не признать нельзя. После того, как дилеры приведут предложение в соответствие со спросом, цены резко поползут вверх. Так что, если у вас есть деньги, покупайте сегодня, через месяц-полтора может быть уже гораздо дороже», -- резюмирует Сергей Варивода.

    По оценкам экспертов, в конце 2009 года автодилеры могут немного поднять продажи за счет возможной унификации ставок таможенных пошлин, действующих в Беларуси и России. Но на уровень продаж, который был достигнут в 2008 году, наши автодилеры, как предполагается, выйдут не раньше конца 2010 года.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by