DELO.BY, администратор журнала "Дело"

    Комментарии 18 Май 2009 0:00

    Приливы и отливы накануне купального сезона

    Грециястановится более востребованной, чем Турция. Хотя Анталья и Кушадасы далеко не пустуют, и банкротство тамошним отелям из-за «перебежчиков» в Элладу вряд ли грозит, на туристическом поле обозначился новый солидный «игрок».

     

    Это парадокс, но белорусский рынок туруслуг в период кризиса продолжает расширяться. Согласно данным департамента по туризму Министерства спорта и туризма, в прошлом году появилось 170 новых фирм, а общее их количество в начале 2009 года составило 830. И цифра продолжает расти. Да и выставка-ярмарка туруслуг «Отдых», прошедшая в апреле, поразила: такого вала посетителей здесь не было давно – на входе приходилось даже ограничивать поток посетителей, рвущийся за предложениями летних пляжей. Хотя, с другой стороны, внимательные наблюдатели со стороны туркомпаний отмечают, что значительное количество составляли так называемые «пустые клиенты»: любопытствующие, но не покупающие продукт. И все-таки чартеры на юг летят регулярно. А какие из них «пролетят» и принесут не прибыль, а убытки -- станет известно буквально через пару месяцев. Хотя все может сложиться успешно. Нынешний год непредсказуем.

     

    Море волнуется

    И все-таки «кризис зацепил всех», -- так в начале года оценивал ситуацию в туризме Александр Ванюков, генеральный директор компании «Санни Трэвел». Он же прогнозировал, что «объемы продаж, безусловно, упадут».

    Алексей Стрельченко, директор компании «АлатанТур», предвещал, что «наиболее востребованными в этом году будут предложения экономкласса... Фактически спрос снизится на одну ступеньку. А те, кто в 2007 году отдыхали в Крыму, и вовсе могут остаться на родине и разъехаться по дачам».

    В то же время Алексей Базылев, заместитель директора компании «Тез Тур», соглашаясь, что «серьезные изменения, связанные с мировой финансовой ситуацией, безусловно, неблагоприятно сказались на туризме», смотрел на летний сезон оптимистично:«В настоящий момент (т.е. в январе с.г. -- В.К.) мы видим летнюю программу 2009 года в объемах не менее программы 2008-го. Говорить о росте сегодня преждевременно. Все зависит от того, как будет развиваться ситуация».

    Оптимизм и осторожность -- здоровые настроения бизнесменов. Несмотря на панику, царившую в начале года после девальвации национальной валюты, в туризме не случилось даже массовых увольнений сотрудников, что произошло в России. И вообще, несмотря на завязанность многих летних направлений на Москве, соседские проблемы нас мало затронули. Одна из причин -- развитие в последние годы полетных программ на море из Минска. А Средиземное море (и его внутренние моря) -- основной водный рекреационный ресурс для белорусов, -- все равно волнуется. Прошлый год показал: на Болгарию пустили слишком много чартеров, на черногорских курортах отели «задирали цены», только турки вели себя «по правилам».

     

    Что нам стоит берег турецкий?

    Однако в этом сезоне турецкие хотельеры как будто и не заметили, что случился кризис --признают руководители многих отечественных турагентств. Пока на других средиземноморских берегах цены подгоняют под возможности клиентов, на побережье Малой Азии все еще настроены выжать из отдыхающих денежки по максимуму.

    -- Несмотря на ожидания клиентов, которые полагали, что берег турецкий подешевеет, цены выросли -- на 10-15 процентов в Анталийском регионе и пока незначительно на Эгейском побережье, -- констатирует Алена Детловицкая, ведущий менеджер компании «Топ-тур».

    Дмитрий Алешкевич, начальник отдела продаж и бронирования компании «Тез Тур», ценовую политику связывает с колебаниями курса доллара: «Да, Турция в связи с девальвацией в сравнении с прошлым годом подорожала на 20 процентов, но в то же время на 30-40 долларов подешевел и перелет -- из-за падения цен на нефть. Впрочем, я бы не стал делать окончательные выводы сейчас. Турецкие хотельеры посмотрят на спрос и, соответственно, подкорректируют предложение».

    Между тем, чартерные цепочки уже расписаны до середины осени и судя по опубликованным расписаниям полетов, на этот год сохранились прошлогодние объемы. Вылеты отдыхающих из Минска осуществляются практически каждый день.

     

    «Загрузка» Египта: тютелька в тютельку

    Хотя Египет возносится на пик популярности в осенне-зимний сезон, когда Турция как раз идет на закат, страна пирамид и летом имеет круг своих поклонников. Их количество теперь, по оценке Александра Берестова, генерального директора белорусско-египетской компании «Техностар», «сравнимо с прошлогодним»: «Вместе с нашим партнером, консолидатором направления компанией «Тез Тур», мы ставим задачей на лето сохранить круг клиентов. Однако если бы мы увеличили объемы перевозки, то со своей целью могли бы не справиться. Пока же у нас хорошая глубина продаж -- на месяц вперед, что для лета вполне приемлемо».

    Египет -- безвизовое государство, и отдых здесь рассчитан в первую очередь на ту публику, которая не планирует заранее свой релакс, а, что называется, срывается в последний момент. Правда, горящих туров из Минска в этом году не предвидится, впрочем, как не было их и в предыдущем сезоне. В турагенствах путешественников предупреждают: не рассчитывайте на демпинг! Как отмечает А.Берестов, в этом плане очень показательной была нынешняя зима: «Каждый зимний сезон случается, что одно-два места на рейсе пропадают, оказываются невостребованными. Но в начале 2009 года мы грузили чартеры тютелька в тютельку, как никогда».

     

    В греческом зале

    Аэропорты Салоников и прочих курортных городов Эллады нынешним летом будут чаще оглашаться звуками русской речи -- за счет прилета на античные берега не только россиян, но и намного большего числа белорусов, чем это было в прошлом пляжном сезоне.

    Полуостров Халкидики уже не первый год принимает чартеры из Минска. Острова Родос, Крит с этого года, видимо, также станут постоянными «турбазами» для белорусских любителей моря и солнца.

    -- Уже в мае-июне -- до сих пор для Греции считавшихся низким сезоном -- отмечен огромный спрос на западное побережье Эгейского моря, -- подмечает новую тенденцию Наталья Шарепо, заместитель директора компании «Тусон Вояж».

    -- Необычное явление -- появление столь раннего бронирования по Греции, -- добавляет Алексей Стрельченко. -- Чартеры в эту страну стартовали 21 мая. И в Греции фактически установлены турецкие цены, хотя раньше эта страна была существенно дороже.

    На Салоники чартер летает один раз в неделю, новый маршрут на Родос будет покрываться рейсом из Минска один раз в десять дней, сохраняется и прошлогодняя цепочка на Крит. В компании «Музенидис Трэвел», одном из лидеров направления, отмечают, что цены греческих отелей практически не выросли.

     

    «16-я республика» открывает границу… для детей

    Особенность нынешнего сезона в Болгарии -- некоторое облегчение визового режима. По словам Михаила Капцевича, директора компании «Ростинг», Болгария -- это традиционно семейное направление, туда летают на отдых взрослые с детьми чаще, чем в какую-нибудь другую южную страну. Оно и понятно. С одной стороны, осталась прежняя привычка с тех времен, когда лев на болгарском государственном гербе еще был увенчан пятиконечной звездой, а сама страна в народе именовалась «16-й республикой СССР». С другой стороны, здесь не забыт русский язык. С третьей, хотя Болгария и установила цену визы в €60, готовясь к вступлению в Шенген, цены здесь еще «не кусачие».

    А с этого года детям до 12 лет визы не нужны. Правда, количество туристов в аэропорты Варны и Бургаса из Минска все равно уменьшится. В прошлом году аналитики констатировали перебор предложений отдыха на болгарском «бряге».

    Однако Михаил Капцевич считает, что все шло своим путем. А в этом году уменьшение объемов перевозок произойдет в связи с «пересадкой» туристов с Ту-154 на «Боинги»: если «тушки» вмещали около 150 пассажиров, то «Боинги» рассчитаны только на 120. В компании «Аэротрэвел», консолидирующей часть рейсов на Болгарию, реалистично подсчитали, что за счет пересадки снижение по пассажирским креслам составит 25-30 процентов. Вот и вся арифметика.

    «Ростинг» вместо семи прошлогодних самолетов на черноморский славянский берег будет загружать пока шесть рейсов -- по средам, пятницам и субботам. «Хотя, если спрос вырастет, -- поставим дополнительный чартер», -- почти не сомневается в успехе директор «Ростинга». Он же считает, что за счет сохранения «прошлогоднего» курса евро в пределах Br 3600 -- 3700 Болгария по отношению к другим южным странам даже подешевела.

     

    «Братушки», до свиданья?

    Снижение количества рейсов произошло и на других славянских направлениях. Так, «Аэротрэвел» на Черногорию ставит только 12 рейсов взамен прошлогодних 24. Как говорят в компании, «кризис -- не время для экспериментов».

    Традиционно недешевая, а потому для массы белорусов недоступная Хорватия также в этом году испытает дефицит гостей из Минска. Теперь туда полетит уже даже не «Боинг», а 50-местный самолет SRJ. Очевидно, наше отсутствие на северном берегу Адриатики никто даже не заметит, оно и прежде не было представительным. Увы, с хорватскими «братушками» попрощалась половина фирм, прежде продвигавших это направление на нашем рынке. Рисковать, действительно, нынче нет смысла, тем более что и в прошлые годы Хорватия «зависала».

    А вот Черногория всегда шла «на ура», несмотря даже на то, что тамошние хотельеры в последнее время подняли цены. Правда, в марте посольство бывшей югославской республики неожиданно объявило, что… вводит визы. А между тем именно безвизовый статус Черногории на фоне остальных стран Южной Европы делал ее привлекательной. Туда можно было улететь по системе «сегодня-на-завтра».

    -- К счастью, не без оперативного вмешательства нашего Министерства иностранных дел, черногорцы отложили срок введения визового режима с Беларусью до конца купального сезона, -- с надеждой на хорошие продажи перед вероятным «закрытием» страны говорит Галина Михайлова, директор компании «Смолянка». -- Также на €30 снизилась стоимость перелета и установилась стабильная цена на билет туда-обратно из Минска -- €270. К тому же, отменен аэропортовый сбор, составлявший €15 и обязательный к уплате в прошлые годы перед вылетом домой.

    Казалось бы, отдых в Черногории сулит сплошные бонусы. Да и, в отличие от Турции, Египта, традиционно более выгодных с вылетом из Москвы и Киева, на Черногорию путь из белорусской столицы, кроме того, что стоит фиксированную сумму, дешевле московских предложений, начинавшихся в январе с €340, которые по прогнозам летом дорастут до €650.

    Однако спад на направлении очевиден. Возможно, как высказывается Галина Михайлова, все связано с тем, что в этом году предлагаются двухнедельные программы, а прошлым летом была возможность отправиться на берег Монтенегро и на неделю. В общем, кроме «кризиса» спад спроса вызвало, по-видимому, ограниченное предложение.

     

    Итальянский сапожок

    нам впору

    На фоне других регионов Италия выглядит этаким полуостровом стабильности, где никогда не было особых приливов и отливов туристов, но интерес к стране в любые времена сохранялся. Потому что, устремляясь даже на море, путешественник, прибывающий на Апеннины, обязательно совмещает пляж с экскурсионной программой. В этом году на «сапожок», в сторону главного курорта Римини, летает двухнедельный чартер (до 19 сентября), кроме регулярных рейсов «Белавиа» в Рим и Милан. «Подорожания страны практически не произошло, -- оценивает финансовую сторону ситуации Светлана Скудная, директор компании «Солемаре». -- Мы сохраняем свои прежние объемы».

    Наталья Шарепо полагает, что Италия и, кстати, Испания -- традиционно занимают небольшой сегмент летнего выездного туризма, да и публика туда ездит соответствующая -- средний класс и выше, поэтому потрясений на этом направлении не случится. Чартер в сторону испанского курорта Коста-Брава (аэропорт Барселоны) из Минска летает еженедельно по субботам.

     

    Старый пляж лучше новых двух

    Несмотря на предположение о том, что многие белорусы спустятся на ступеньку ниже в своих требованиях к отдыху, а значит, переключатся, к примеру, с Турции на Крым,  -- в Крыму не обязательно удастся сэкономить. Судя по теперешним тенденциям, белорусу в Украине не нужно рассчитывать на «халяву». Гривна в начале года, как и наш рубль, потеряла в весе. Цены в гривнах выросли. Правда, в пересчете на доллары стоимость отдыха получается меньше, чем в прошлом году, но стоит учесть, что меньше стали и зарплаты граждан нашей страны. К тому же, украинцы склонны полагать, что их северных соседей кризис затронул меньше, и не спешат предоставлять скидки в массовом порядке. Крым в прошлые годы был ведущим направлением, по популярности даже выше Турции. Сервис здесь улучшается, но и цена будет расти, независимо от кризиса. Эта тенденция обозначилась еще несколько лет назад. Старая добрая «всесоюзная здравница» модернизируется -- и за это будут платить все.

    А вот на Балтике ожидается приток туристов из Беларуси по причине исключительной географической близости, а соответственно, меньших затрат на проезд.

    -- Есть предположение, что в кризис многие захотят путешествовать экономно. Сэкономить же наиболее вероятно на дороге. Некоторые туристы, уже побывавшие в прошлые годы в Турции, Египте, Испании, в этом году могут обратить внимание на Литву, -- надеется Алексей Терентьев, директор компании «Лентяй».

    Что касается имиджа Балтийского моря, как холодного, то это не более чем стереотип, -- уверяет руководитель «Лентяя», отмечая, что в этом году сложились благоприятные условия для получения визы в литовском посольстве. Литва, представляя Шенгенскую зону, максимально упростило процедуру общения с белорусскими гражданами: не требуется справка с места работы, при полной оплате гостиницы и предъявлении соответствующих документов не нужно вдобавок подтверждение принимающей стороны, введена электронная система регистрация заявителей на подачу виз в посольстве, но срок исполнения «заказа» пока остался прежний -- 10 дней.

    Проезд по маршруту Минск--Паланга--Минск в этом году подешевел на… €5. Мелочь, конечно, но общая сумма составляет всего €50, что даже дешевле визы. Алексей Терентьев отмечает, что, несмотря на повышение НДС в Литве с 5 до 19 процентов, цены в отелях остались прежние. И поэтому, вероятно, как и в минувшие годы, проблемой Паланги станут переполненные отели в самый сезон.

     

    Русские идут! С челобитными

    Кажется, что с горем пополам, но отечественный турбизнес в эпоху кризиса выживает и даже пытается выйти на новые высоты. Наш туристический рынок оказался как будто наиболее приспособленным к кризису в сравнении с соседскими. Пострадавших мало, да и потери незначительны.

    Многие готовились к лету с опасениями, что случится крах по всем направлениям. Но снижение спроса если и произошло, то не за счет значительного уменьшения количества туристов, а за счет их переориентации с одних направлений на другие -- более доступные, те, что по карману.

    В России же рынок настолько большой, что потери оказались несоизмеримо большими, чем в Беларуси. Иначе говоря, крупный монополист потерял больше, чем скромный предприниматель. Возможно, это приведет к результатам, которые раньше не могли даже предполагаться. Как утверждают руководители некоторых фирм, к ним уже не раз наведывались представители солидных российских туроператоров с предложениями очень выгодного сотрудничества. То, что раньше минчанам у москвичей приходилось выпрашивать (например, хорошие комиссионные за реализацию продукта российского оператора), сейчас визитеры из белокаменной отдают с надбавкой.

    -- Россияне проанализировали наш рынок и характеризуют его на общемировом фоне как одновременно активный (развивающийся) и спокойный (без особых внутренних потрясений), -- резюмирует личный опыт общения с восточными партнерами Алексей Стрельченко.

    Пока белорусы еще летают через Москву, как и через Киев -- на море. Так дешевле на сотню-другую долларов или евро. Но если наше «спокойствие» не поколеблется, а финансовый кризис затянется, возможно, Минск займет одну из центральных позиций в туристической индустрии Восточной Европы.

    Пока же на расстановке сил на рынке и на пристрастиях отдыхающих главным образом сказывается курс валют. Страны еврозоны сохранили прежние позиции: курс евро лета-2008 и нынешнего года остается на прежнем уровне. А в долларовые государства, как Египет и Турция, путевки в американской валюте если и не подорожали, то заметно выросли в рублевом эквиваленте. За счет таких сдвигов популярность стран еврозоны стала стремительно расти. Если некоторые из них, как Черногория, не «прикроют» границу на визовый замок, а Греция, наоборот, сыграет в «рулетку» с соседней Турцией и переманит-таки ее клиентуру, -- это лето войдет в историю как начало новой эры в выездном туризме из Беларуси.

     

    Виктор Корбут,

    специально для «Дела»

     

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by