Анатолий Бурбуть, специально для журнала «Дело»,

    Комментарии 18 Май 2009 0:00

    Отвертки – к бою!

    На белорусском авторынке идет «зачистка территории» перед приходом новых крупных игроков.

     

    Наладить в Беларуси производство легковых автомобилей -- идея не новая. К сожалению, пока ее сложно назвать состоявшейся -- страна, производящая с советских времен грузовики МАЗ, карьерные самосвалы и трактора, уже дважды пыталась организовать «отверточное» производство легковушек. Оба раза не совсем удачно. Но «наверху» все еще вынашивается идея создания собственного автопрома, хотя при этом могут пострадать некоторые нынешние участники авторынка.

    Производители легковушек на территории Беларуси с недавних пор освобождены от уплаты налогов и пошлин. Таковы нормы нового Указа Главы государства № 175 «О мерах по развитию производства легковых автомобилей», который был подписан в начале апреля. Как отмечают чиновники, основной целью документа является привлечение в республику иностранных инвестиций в создание производства легкового автотранспорта: иностранным компаниям предоставляется целый комплекс серьезных налоговых льгот и преференций. Тем более что предпосылки для этого вроде бы есть -- еще в начале нынешнего года начали обсуждаться сразу два направления развития белорусского автопрома. Во-первых, белорусско-иранское СП ЗАО «Юнисон» объявило о готовящемся запуске второй очереди производства автомобилей Samand и о планах по производству новых моделей. Во-вторых, делегация китайского автопроизводителя Chery Automobile Co в феврале посетила Беларусь и в ходе визита обсудила вопросы сборки автомобилей марки Chery на мощностях МАЗа. Как рассказывает замначальника главного управления промышленности, транспорта и связи Минэкономики Игорь Рогозин, документ напрямую затронет не только Samand и Chery:

    -- К концу года возможен прогресс в привлечении инвестиций для создания производства легковых автомобилей в Беларуси. Этот вопрос находится в стадии проработки. Принятый указ позволит создавать производства не только в СЭЗ, но и в любом регионе страны.

     

    Пряник

    для инвесторов

    Еще в середине 1990-х в Беларуси собирали автомобили Ford, но по ряду причин, в том числе и экономических, проект был свернут, а конвейер «переехал» в Россию под Санкт-Петербург. Сейчас в поселке Обчак неподалеку от Минска собирает легковушки под маркой Samand белорусско-иранское СП. Говорить об успешности этого проекта также пока не приходится -- в прошлом году компании удалось продать всего 300 машин, что составило около 0,1% рынка новых автомобилей. Между тем, по мировым меркам, окупаемости автомобильного производства можно достичь только при ежегодном выпуске не менее 10 тыс. единиц техники.

    Большинство специалистов уверены: скорее всего, Указ разрабатывался отнюдь не под Samand, а под проект по сборке китайских автомобилей марки Сhery, который, впрочем, в настоящий момент находится в подвешенном состоянии. Несмотря на то, что слухи о скором приходе инвестора в Беларуси циркулируют в среде автодилеров, конкретные инвестиционные планы компании Chery Automobile Co пока остаются загадкой. После достижения ряда договоренностей с Министерством промышленности Беларуси китайские сторона взяла тайм-аут, и, по всей видимости, выжидает наиболее удобного момента для старта. Развернувшийся на внешних рынках в полную силу финансово-экономический кризис может существенно отсрочить реализацию проекта. Китайцам выгоднее подождать, нежели очертя голову бросаться в финансирование дорогостоящих внешнеэкономических проектов. Кстати, несмотря на то, что брэнд Chery является самой быстрорастущей маркой на автомобильном рынке Беларуси, в минувшем году в Беларуси было продано всего 136 таких машин.

    -- Я не уполномочен комментировать инвестиционные планы китайской стороны, но если говорить об интересе представителей Поднебесной к белорусскому авторынку, то он сохраняется, -- рассказывает директор компании ООО «Китайские автомобили» Сергей Варивода. -- Вопрос о создании в Беларуси сборочного производства решен и даже определен перечень моделей, которые планируется собирать, но окончательный инвестиционный проект пока еще не готов, и в каком виде его увидит белорусская сторона судить трудно.

    Вице-президент Chery Automobile Co Жу Бирен на недавней рабочей встрече с белорусскими дилерами подтвердил интерес к работе на белорусском рынке. Китайскую сторону вдохновляют не только нормы Указа №175, но и ожидания дальнейших реформ белорусского авторынка. Жу Бирен справедливо полагает, что белорусское правительство будет последовательно принимать дополнительные меры для привлечения в страну инвесторов из числа крупных автомобильных концернов. По всей видимости, китайцы рассчитывают на изменения в политике госзакупок. В частности, ожидают, что на собранные в стране автомобили в принудительном порядке пересадят белорусских чиновников. Во всем мире эта категория клиентов считается самой завидной для большинства автопроизводителей. Наверняка рассчитывают китайцы и на другие протекционистские меры. Так, в прошлом году в Беларусь было импортировано 200300 автомобилей, из которых к новым относятся не более 10-12 %. Не исключено, что за счет повышения таможенных пошлин на подержанные автомобили либо других инструментов рынок будет перекроен по-новому. И тогда высвободившейся доли с лихвой хватит для нужд вновь открытых «отверточных» производств.

     

    Куда пойти,

    кому продаться?

    В Минэкономики подчеркивают: разработка Указа №175 началась около 2 лет назад, но его конечная редакция мало отличается от первоначальных предложений. Вместе с тем все утверждения, что он вышел несколько несвоевременно (мол, еще год назад его появление было бы принято с большим энтузиазмом) вряд ли можно назвать состоятельными. Белорусские автодилеры уже поспешили выступить с комментариями, что в условиях мирового кризиса, когда крупнейшие автоконцерны сворачивают производства и не помышляют об инвестициях и организации новых производств, ориентированных на экспорт, даже серьезные льготы и преференции вряд ли смогут оказаться слишком заманчивыми.

    -- Во всех странах производства недозагружены на 50-80 %, в такой ситуации сложно рассчитывать на успешность белорусских проектов. Однако кризис не будет длиться вечно, -- отмечает Игорь Рогозин. -- Спустя время, когда его последствия полностью будут устранены, проекты по сборке легковых автомобилей могут оказаться очень даже прибыльными.

    Такова оптимистичная точка зрения. С другой стороны, по мнению генерального директора некоммерческого объединения импортеров «Автомобильная ассоциация «БАА» Людмилы Шабановой, выпуск автомобилей нельзя начинать «с ходу». В этом проекте каждый шаг должен быть тщательно просчитан:

    -- Ведь произвести – это только полдела, куда важнее наладить систему сбыта. Как показывает мировая практика, для того, чтобы сборка автомобилей была рентабельной, ежегодные продажи должны составлять не менее 25 тыс. штук. В Беларуси это будет проблематично, ведь в 2008 году столько составил общий объем рынка новых автомобилей, включая российские марки.

    Дилеры западных автомобильных концернов также придерживаются позиции, что привлекательные условия если и заинтересуют мировых производителей, то точно не в ближайшие годы. Им бы со своими проблемами разобраться.

    -- Сейчас автопроизводители не думают о расширении, они заняты банальным выживанием, -- констатирует помощник генерального директора международного автомобильного холдинга «Аталнт-М» Илья Прохоров. -- В то время как продажи даже у крупных брэндов упали в разы, сложно строить серьезные инвестиционные проекты.

    При этом специалисты не исключают, что в долгосрочной перспективе Беларусь может стать привлекательной для иностранных производителей. Правда, сточки зрения организации производства не автомобилей, а комплектующих и деталей крупноузловой сборки. Ведь страна, где в год покупают до 30 тыс. новых иномарок, не сможет потребить такого количества автомобилей одного брэнда, а значит, неизбежно встанет вопрос организации экспорта.

    Решить эту проблему будет нелегко. И не только из-за кризиса. Если Беларусь начнет собирать малоизвестные в мире автомобили, то «раскрутить» эти брэнды даже внутри страны будет непросто, не говоря уже о соседних странах.

    -- Если собирать марки, которые являются провальными на соседних рынках, то это станет не совсем правильным решением. Куда мы потом будем эти машины продавать? Ведь производство, рассчитанное на несколько сот штук для внутреннего рынка, будет убыточным, -- заявляет директор ИП «Атлант-М Фарцойгхандель» Сергей Михневич. -- С другой стороны, если в Беларусь придут крупные мировые производители, то рано или поздно встанет вопрос сбыта. Ведь даже в ближайшем окружении – России, Украине, Польше и Литве – давно работают собственные «отверточные» производства.

    Кстати, учитывая, что та же Chery Automobile Co совсем недавно «пролетела» с продажами на российском рынке, белорусские автомобили китайской марки будет очень сложно продать восточному соседу. К тому же, Россия и Украина активно развивают собственную сборку куда более популярных брэндов и явно не захотят конкуренции с белорусскими иномарками. Тем более что по итогам первого квартала 2009 года именно лицензионные производства в этих странах показали неплохие результаты. По крайней мере, их доля рынка по сравнению с импортом несколько выросла.

    Однако в целом в Украине к концу года падение числа проданных автомобилей может составить не менее 50%, а показатели 2008 года будут превышены не ранее 2013 года. Российскому рынку пророчат падение на треть, а на уровень прошлого года продавцы новых автомобилей выйдут не ранее 2012-го. А вот Беларусь после 20-25%-ного падения вернет себе былые позиции уже к концу 2010-го. Причем после этого рынок может накрыть волна взрывного роста, поскольку к моменту начала кризиса он был «недогрет». Если объем продаж в России в 2008 г. был примерно адекватен показателю ВВП на душу населения, в Украине был даже завышен, то в Беларуси, наоборот, явно занижен. Автодилеры констатируют: по количеству новых автомобилей на душу населения Беларусь находится на последнем месте среди стран Восточной Европы.

    Именно этот пунктик может стать той самой «точкой роста» для белорусского автопрома. Правда, для этого нужно решить вопрос о едином таможенном пространстве с Россией, Украиной и Казахстаном, чтобы туда можно было беспошлинно экспортировать производимые в стране автомобили. В таком случае наверняка нам придется пойти на повышение таможенных пошлин на импортные иномарки до уровня российских – такая возможность давно обсуждается в Минпроме и не исключено, что уже летом 2009 года она станет реальностью. И если белорусские Chery -- дело неблизкое, то для автодилеров повышение импортных пошлин – перспектива весьма желанная. Такую меру белорусский рынок прочувствует сразу, и она наверняка оживит спрос на новые авто.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by