DELO.BY, администратор журнала "Дело"

    Комментарии 18 Апр 2009 0:00

    Беспроигрышный бизнес

    Алеся Крупеникова,

    консультант кампании

    «Социально-ответственный бизнес -- за развитие малых городов»,

    Глобальный договор в Беларуси

     

    Социальные программы в условиях кризиса могут принести компании значительные дивиденды в будущем.

     

    Финансовый кризис охватил весь мир, и все большее количество компаний сталкивается с необходимостью снижать затраты и сокращать сотрудников, другими словами, делать все, чтобы просто выжить. На этом фоне проведение мероприятий по корпоративной социальной ответственности (КСО) часто кажется невозможным и не столь важным. Поэтому, в условиях кризиса, от многих хороших инициатив могут просто отказаться. Однако является ли такой отказ эффективным решением для компаний в долгосрочном периоде?

    Понимая,  что  доходы предприятий в условиях кризиса ограничены, на наш взгляд хотя бы  частично стоит продолжать проведение мероприятий социальной направленности.  Тем более что компании, которые смогут успешно адаптировать свои программы КСО в условиях меняющейся экономической среды, смогут извлечь выгоду от подобных мероприятий в будущем.

    Ключевой в развитии социальной ответственности  многих компаний Беларуси является сфера трудовых отношений. Именно она сейчас особенно подвержена негативным влияниям кризиса. Несмотря на то, что увольнения и сокращение заработной платы могут показаться неизбежными, следует всегда помнить о долгосрочной перспективе – ведь кризис пройдет, и наступит время, когда сотрудников придется искать заново. А вернуть высококвалифицированных работников, которых вы имели неосторожность уволить, очень сложно... Следовательно, предоставляя, насколько это возможно, поддержку своим сотрудникам, сохраняя важнейшие эффективные обучающие программы, компании смогут сохранить свое конкурентное преимущество.

    Благотворительность и спонсорство также пройдет проверку на прочность в эти дни. Именно эти расходы будут урезаны в первую очередь. Это особенно болезненно для тех, кому компании оказывали помощь ранее, а именно, школы, церкви, детские дома и другие благотворительные организации. И хотя сокращение расходов – самое разумное, что компании могут сделать сейчас, им также стоит задуматься о своем месте в обществе и внимательно подумать, какие расходы стоит сократить, а какие все-таки оставить. Память живет вечно, и те компании, которые смогут найти возможность продолжить оказание помощи своим «подопечным» в самое сложное время, смогут в дальнейшем получить огромную лояльность и доверие к себе.

    Следует отметить, что КСО также предоставляет возможность компаниям выходить на новые рынки и увеличивать круг своих клиентов. Например, для решения социальных проблем, местные органы власти и некоммерческие организации зачастую нуждаются в надежных партнерах среди коммерческих компаний. То, что начнется как благотворительная деятельность, может привести компанию на новый рынок, и, следовательно, к новой прибыли.

    Такого рода беспроигрышные сценарии являются одной из наиболее желательных форм реализации КСО в бизнесе, так как обеспечивают устойчивое развитие в долгосрочном периоде.  Некоторые последние примеры в Беларуси подтверждают, что  помогая решать социальные проблемы, компании создают новые возможности для себя и своего бизнеса. Так, «Савушкин Продукт», крупнейшая молочная компания Беларуси, расположенная в Бресте, приняла участие в реализации партнерского проекта «Здоровое питание детей / Школьное молоко». «Савушкин Продукт» создал уникальный молочный напиток для детей «Монтик» и на протяжении 10 месяцев каждый день на безвозмездной основе предоставлял этот молочный продукт детям в школе №163 г. Минска. В гости к детям также приходил и сам сказочный герой «Монтик», который в игровой форме объяснял детям, в чем состоит польза здорового питания, а сотрудники 19-й детской поликлиники вместе с учителями и старшеклассниками проводили беседы и с их родителями.  Соместными усилиями и при поддержке детского фонда ЮНИСЕФ и Программы развития ООН был издан буклет «Питание и здоровье детей».  Этот положительный опыт оценили не только государственные структуры, но и Ассоциация молочной промышленности, которая планирует расширить эту практику среди других предприятий.   В результате родители и другие школы, наряду с государственными чиновниками, заинтересовались в расширении этой программы. Таким образом, дети получили возможность стать более крепкими и здоровыми, а «Савушкин Продукт» приобрел дополнительных клиентов в лице благодарных родителей и их детей. .

    Еще одним примером такого сотрудничества стал проект по телемедицине, осуществленный компанией МТС, ведущим оператором мобильной связи в Республике Беларусь. Компания профинансировала приобретение Минской центральной районной больницей телемедицинского комплекса «Кардиан-ПМ», который позволяет передавать кардиограммы с помощью сотовой связи из самых отдаленных мест на анализ кардиологу, а также установила необходимое оборудование в поселке Ратомка. Сейчас, благодаря сотовой связи и диагностическому оборудованию, население  поселка сможет получить в режиме on-lineквалифицированную помощь специалиста- кардиолога. Потенциал для развития мобильной электрокардиологии неограничен, особенно остро нуждается в подобных услугах население  малых городов и сельских населенных пунктов, где, как правило, отсутствуют специалисты узкого профиля. Следовательно, МТС открыла для себя новый рынок мобильных услуг. Хорошо для людей – хорошо для компании.

    Подобные проекты могут быть очень привлекательными, хотя, довольно сложно придумать их, а затем и реализовать. Тем не менее, благодаря Инициативе Организации Объединенных Наций «Глобальный договор», в Беларуси была создана сеть, которая объединила коммерческие компании, бизнес ассоциации, некоммерческие организации, заинтересованные в ведении социально-ответственного бизнеса. Таким образом, была создана своего рода площадка, на которой компании могли бы делиться идеями, и подкреплять решение социальных проблем соответствующими корпоративными ресурсами. Перенимая опыт друг друга, компании могут получить больше пользы от КСО, к примеру, улучшить свой имидж, повысить уровень удовлетворенности сотрудников, открыть новые возможности для расширения своего рынка, а в итоге – избежать многих трудностей во время кризиса.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by