DELO.BY, администратор журнала "Дело"

    Комментарии 18 Апр 2009 0:00

    «Локомотив экономики» пока на запасном пути

    Чтобы строительная отрасль заработала на полную мощность, нужна четкая программа, обеспеченная финансово и законодательно.

     

    О том, что строительство в условиях кризиса может стать своего рода «локомотивом экономики», который даст импульс росту в других отраслях, известно давно. Так, во времена Великой депрессии в США именно масштабные строительные проекты буквально «за уши» вытащили американский бизнес из кризисной ямы. Поэтому сейчас власти многих стран пытаются оживить строительство и стимулировать спрос на недвижимость.

    Правительство Беларуси, похоже, тоже решило пойти по этому пути. Тем более, что по сравнению с развитыми странами у нас есть одно важное преимущество – наш рынок недвижимости не насыщен. А значит, «обречен» на стабильный спрос. За последние годы рост объемов строительства позволил несколько снизить дефицит квадратных метров, но в крупных городах Беларуси количество нуждающихся в улучшении жилищных условий по-прежнему растет. Так, в Минске за прошлый год официальная очередь увеличилась почти на 6 тыс. семей (+2,4%). По-прежнему не хватает коммерческой недвижимости – офисной, торговой, складской…

    Но чтобы строительная отрасль заработала на полную мощность, одной «отмашки сверху» недостаточно. Нужен четкий план, подкрепленный финансово и законодательно. А вот его-то как раз и нет. Строительные организации по-прежнему вынуждены бороться с проблемами самостоятельно в условиях дефицита ресурсов и многочисленных административных ограничений. Хотя их прайсы, вопреки распространенному мнению, уже близки к себестоимости. Так, в марте средняя стоимость новых квартир в Минске составила $1000-1200 за кв. м., тогда как на вторичном рынке цены были существенно выше – $1300-1320 за метр. Банки практически полностью самоустранились от финансирования недвижимости, требуя в качестве залога либо уже построенные здания, либо солидные депозиты. А если кредит все-таки удается получить, то его обслуживание оказывается неподъемно дорогим. Вдобавок речь, как правило, идет о «коротких» деньгах. В таких условиях компании-девелоперу проще заморозить стройку, чем работать себе в убыток (с. 12).

    В условиях дефицита ресурсов у самих застройщиков «палочкой-выручалочкой» могло бы стать долевое строительство, популярное еще несколько лет назад. Но, помимо того, что «долевка» -- весьма хлопотное дело для застройщиков, она связана со значительными рисками и для потенциальных дольщиков. Они попросту не уверены, что застройщик вовремя завершит объект (с. 14).

    Ситуация усугубляется падающими ценами. Так, средние цены на жилую недвижимость в Беларуси за I квартал 2009 года снизились на 25-26%. Правда, риэлторы отмечают слабое увеличение покупательской активности и сокращение числа непроданных квартир. Если в январе средняя стоимость жилья в Минске сократилась на 10%, а в феврале – на 11%, то в марте уровень снижения составил не более 5-6%. Но, по мнению многих аналитиков рынка, цены продолжат падать, поскольку причины, ведущие к этому, продолжают действовать (с. 17).

    Как ни модно у нас ругать США за всевозможные беды, включая нынешний кризис, но план Обамы там был принят буквально за две недели, и деньги незамедлительно потекли в реальный сектор. Некоторые антикризисные меры американской администрации, конечно, можно критиковать, но любой план лучше его отсутствия. Да и многие из начатых американцами мероприятий вполне можно было бы перенести на белорусскую почву. Например, широкомасштабное строительство инфраструктурных объектов – дорог, мостов, вокзалов и других сооружений, имеющих градообразующее значение. Или строительство недорогого муниципального жилья с фиксированными ценами, налоговые льготы для застройщиков и покупателей недвижимости... Главное, что все эти проекты подкреплены либо бюджетными вливаниями, либо правительственными банковскими гарантиями. А ведь минимизация риска – это именно то, что сегодня привлекает потенциальных инвесторов. Логика проста: создаются рабочие места, а деньги из строительного «локомотива» перетекают в прицепляемые «вагоны», т.е. в смежные отрасли, тем самым оживляя все новые и новые рынки.

     

     

     

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by