DELO.BY, администратор журнала "Дело"

    Комментарии 18 Мар 2009 0:00

    Чтобы отжаться, придется еще упасть

    Основная проблема лизингового рынка – не финансовый кризис, а кризис доверия. Деньги есть, но, по мнению финансистов, их «некому давать».

     

    Рынок лизинговых услуг играет роль своего рода «моста» между финансовыми ресурсами и объектами инфраструктуры и по-особому реагирует на изменения, вызванные кризисом. Если финансовая сфера давно уже почувствовала его удары и пытается создавать механизмы противодействия, то лизинговые компании, ожидая снижения оборотов, встречают невзгоды относительно спокойно. Особенно те из них, которые успели наработать солидную клиентскую базу. Что понятно: лизинговые договора, как правило, имеют долговременный характер, поэтому, даже не ожидая новых контрактов, компании в состоянии переждать трудные времена, просто усиливая риск-менеджмент, отслеживая аккуратность платежей, взыскивая задолженности.

    По данным Белорусского союза лизингодателей, лизинговые операции сейчас осуществляют 22 банка и более 50 специализированных лизинговых компаний. Объем операций по итогам 2007 г. составил €494,4 млн. До времени распространения экономического кризиса наблюдался непрерывный и плавный рост показателей.

     

    Таблица 1. Стоимость переданного в лизинг имущества по годам

    Показатели

    2005 год

    2006 год

    2007 год

    Передано в лизинг за год (млрд. руб)

    734,6

    1 016,6

    1 463,0

    % к ВВП

    1,1%

    1,3%

    1,5%

    % к инвестициям в основной капитал

    4,9%

    5,3%

    5,8%

    % к инвестициям в основной капитал производственного назначения

    7,4%

    7,4%

    9,0%

    Источник: Белорусский союз лизингодателей

     

    Основными объектами лизинга традиционно считаются недвижимость, автомобили и промышленное оборудование. Оборудование составляет, по разным данным, от 50% до 70% объектов лизинга, доля транспорта – примерно одна треть и продолжает расти, меньше – около 10% остается на долю недвижимости. Но кризис может существенно поменять приоритеты и изменить, возможно, временно, структуру рынка.

     

    Здания

    вместо банка

    С недвижимостью пока все неопределенно. Для лизингодателей это удобный объект в силу высокой ликвидности. Для лизингополучателей в условиях роста цен лизинг также был удобен для приобретения собственных площадей и избавления от разорительной аренды.

    Но, с другой стороны, максимальный коэффициент ускоренной амортизации  по договорам лизинга недвижимости в Беларуси – пять. Это означает, что амортизация зданий по договорам лизинга может учитываться лишь в пять раз быстрее по отношению к сроку полезного использования. Например, для здания со сроком полезного использования в 50 лет, срок договор лизинга будет 10 лет, а если лизингополучатель хочет его сократить, то платежи пойдут из прибыли. Однако в последние докризисные месяцы активность по сделкам все же росла, особенно пользовались спросом склады. По данным компаний, работающих в этом сегменте, к концу 2008 года в стоимостном выражении до 40% лизинговых операций с недвижимостью составляли склады, около 30% -- торговые объекты, 20% -- офисы.

    Сейчас, когда цены на недвижимость резко пошли вниз, участники рынка заняли выжидательную позицию. По мнению Максима Лисицкого, директора СООО «Райффайзен-лизинг», в структуре операций которого недвижимость составляет около 50%, в настоящее время ликвидность недвижимости под вопросом: нет сделок – и невозможно даже определить рыночную стоимость квадратного метра.

    Сохраняется интерес к возвратному лизингу, особенно у торговых компаний. В условиях дефицита ресурсов этот путь оказывается вполне оправданным. Возвратный лизинг означает, что компания собственное здание продает лизинговой компании и его же берет в лизинг. И получает средства, которые может вложить в оборот. При этом не забываем, что лизинговые платежи плавно переносятся на себестоимость продукции и услуг. Для такого высокорентабельного бизнеса как торговля это – выгодная схема.

     

    Транзит и агросектор

    В Беларуси, как и во многих других странах ближнего зарубежья, самым распространенным объектом лизинга остается сельскохозяйственная техника. Не случайно первые строчки рейтингов неизменно занимает крупнейшая компания с государственным участием ОАО «Промагролизинг». Успех объясняется просто: на приобретение сельхозоборудования, как правило, выделяется бюджетное финансирование.

    Другая привлекательная сфера, в которой и конкуренция наиболее острая – автолизинг. Однако по мере снижения экспортно-импортных операций снижается и спрос на автомобили. По мнению участников рынка, в настоящее время «спрос не просто упал, а исчез».

    В условиях кризиса автолизинг сталкивается и с другой проблемой: растет конкуренция автоперевозчикам со стороны других способов доставки. Например, Андрей Поддубский, директор транспортно-логистической компании «Фабеас», уверен, что автоперевозку потеснят другие виды транспортировки, такие как доставка грузов из Европы контейнерами морским путем, так называемый «short-sea»:

    -- В Европе этот вид транспортировки широко развит, груз морем в альтернативу автотранспорту доставляют из стран Северной и Южной Европы. Причем это направление очень перспективное, доставка таким способом выгодна даже сейчас, когда топливо подешевело, и тем более она будет выгодной в послекризисное время, ведь цена на топливо неизбежно вырастет. У «short-sea» к тому же большой запас эффективности, ведь один автомобиль везет, как правило, один контейнер, а морской транспорт берет на борт сразу 500-1000 контейнеров при сопоставимых трудозатратах.

     

    Выгодные «неликвиды»

    На минувшем Саммите Директоров* зарубежные эксперты жестко отмечали: белорусам, если они хотят удержать позиции на рынках и по-прежнему ориентироваться на развитие экспорта, придется очень многое сделать в этом году. И, прежде всего, то, чего раньше боялись, не хотели или не умели. Речь идет о снижении ресурсоемкости белорусских производств и повышении качества продукции до уровня мировых требований. А это невозможно без современного оборудования. Если еще пару лет назад страна могла гордиться, что просто сохранила основные производства, то теперь этого мало – производства нужно обновлять.

    Прежде лизинговые компании неохотно работали с промышленным оборудованием. Ведь в случае расторжения контракта маловероятно, что эти объекты можно будет предложить кому-то еще, они просто «зависнут».

    Однако сейчас именно этот сегмент оказывается наиболее «живым»: зарубежные производители настолько заинтересованы в сбыте своей продукции, что сами обращаются в лизинговые компании и сами находят источники финансирования. Надежда Кушнерёва, исполняющая обязанности директор ОАО «Агролизинг», отмечает:

    -- Мы  активно работаем с иностранными кредитными линиями. Многие страны таким образом поддерживают своих производителей, и поставщики приходят уже с готовыми кредитами. Только за последний месяц к нам обратились немецкая и бельгийская фирмы – со своими клиентами и своим финансированием, решив вопросы с привлечением кредитных линий в своих странах. Нам осталось выполнить техническую работу – открыть аккредитивы, привезти оборудование, растаможить и передать клиентам. Еще летом 2008 года таких случаев почти не было, поставщики работали напрямую с клиентами, которые покупали оборудование за счет кредитов. Сейчас они заинтересованы в работе с лизинговыми компаниями больше, чем когда-либо ранее.

     

    -- Наша компания присутствует на всех основных сегментах рынка, примерно 50% объема сделок связано с недвижимостью, 30% -- грузовой автотранспорт, остальное – в основном, оборудование, -- говорит Максим Лисицкий. – Сейчас большинство участников рынка стараются избегать работы с оборудованием, потому что оно сейчас самое неликвидное и в случае дефолта клиента продается с трудом. На мой взгляд, даже рыночную цену недвижимости установить сейчас сложно, рыночную цену автомобиля – вдвойне сложнее, а оборудования – практически невозможно.

    Мы все еще располагаем ресурсной базой, хотя денег стало меньше и они дороже. Ощущается дефицит рублей, а ведь именно рублевые сделки сейчас более оправданы. Валюта доступнее, но заключать валютные сделки опасно: слишком мало клиентов, которые располагают валютной выручкой и в состоянии возвратить такие кредиты. Поэтому в этом году мы будем работать только с очень хорошими клиентами, отдавать приоритет крупным сделкам и на этом строить свой бюджет. В остальном будем занимать выжидательную позицию. Это и есть наш антикризисный план: отдавать деньги в очень надежные руки, в малорисковые, с нашей точки зрения, сделки, и заниматься внутренней реструктуризацией.

     

    Запад нам поможет?

    В условиях дефицита финансовых ресурсов в более выигрышном положении оказываются компании, которые располагают собственными средствами. И таких за последние годы оказывалось все больше. Эксперты отмечали продолжающуюся тенденцию отказа банков от участия в лизинговых проектах. По данным Белорусского союза лизингодателей, доля банков в объеме лизинговых услуг сократилась с 60% в начале десятилетия до 36% в 2008-м. Доля лизинговых операций в портфеле банков также падает – с 4% в 2004 г. до 3,6% -- в начале 2008 г.

    Тем не менее, банковский кредит все еще остается основным источником рефинансирования лизинговых компаний, его доля доходит до 70%. Причем не менее 70% кредитов лизинговым компаниям выдали отечественный банки. С зарубежными инвесторами активно сотрудничают такие лизинговые компании, как группа «Вестлизинг» (более 70% в структуре рефинансирования), ИООО «Парекс Лизинг» (63,5%), СООО «Райффайзен-лизинг» (около 60%), СООО «РЕСО-БелЛизинг» (56,7%).

    Привлечение западных средств всегда было любимым занятием отечественных финансистов. И сейчас, когда учетные ставки западных Центробанков снизились практически до нуля, а у нас ставка только растет, можно было бы предполагать, что западные капиталы охотнее потекут к нам. На деле все не совсем так.

    -- Дешевых денег для нас в Европе нет! -- заявляет директор СООО «Райффайзен-лизинг» Максим Лисицкий. – Есть Европейский Центробанк, а есть механизм работы рынка. Межбанковский рынок в Европе как не работал, так и не работает. Банки не дают друг другу деньги, а маленькое предложение означает повышение ставок. К сожалению, у нас мало аналитиков, которые это понимают, в основном рассуждают на темы «дешевых европейских денег», не представляя, как эти деньги получают. Нет в Европе дешевых денег, во всяком случае -- сейчас, а тем более для таких, пока малопонятных для них, стран как Беларусь. Инвесторы передают деньги в Беларусь в соответствии с ее страновым рейтингом и с соответствующей надбавкой на риск в эти тяжелые времена.

     

    Чтобы подняться,

    придется еще упасть

    На фоне разговоров о послекризисной эре лизинговые компании сохраняют «сдержанный пессимизм»: признаков улучшения на рынке не наблюдается. Более того – прогнозируется ухудшение. Основные участники рынка планируют в 2009 году  падение оборота вдвое. Оптимисты рассчитывают хотя бы на 70% прошлогоднего результата.

    Большинство европейских аналитиков уверены: кризис, как минимум, двухлетний. И 2009 год обозначается ими как год банкротств компаний реального сектора. 2010-й уйдет, скорее всего, на «разгребание завалов», оставшихся после банкротств: списание невозвратных долгов, устранение потерь партнеров обанкротившихся фирм, реализацию изъятого заложенного имущества. После чего экономика самоочистится и начнется фаза роста.

    М. Лисицкий предлагает не верить в чудо:

    -- Любой кризис проходит так: сначала – спад, потом -- банкротства, затем – «расчистка завалов» и только после этого – новая волна роста. Пока мы увидели лишь первую стадию и не видели ни второй, ни третьей. Например, еще не было ни одного крупного банкротства коммерческих застройщиков, которые могли бы означать «дно кризиса». Сколько времени уйдет на все это – судить сложно. Во всяком случае, в этом году мы ожидаем падения оборота примерно вдвое по сравнению с 2008 годом, когда мы профинансировали сделок на €55 млн.

    Это мнение разделяет и Н.Кушнерёва:

    -- Работая в ужесточившихся условиях, мы более жестко подходим к своевременности оплаты, требуем выплаты пени и возмещения нам госпошлины. Показательно, что за 2,5 года деятельности у нас не было ни одного судебного процесса, а за февраль этого года – пять. Поэтому мы более взвешенно подходим к выбору клиентов: если раньше мы могли рискнуть, особенно на небольшие суммы, и поработать с фирмой без кредитной истории, то сейчас от таких вариантов отказываемся. К счастью, у нас есть несколько очень крупных проверенных клиентов, которые с нашей помощью закупают целые заводы, такие как Березовский комбинат силикатных изделий, группа «Трайпл». На них мы рассчитываем и в этом году. Конечно, без потерь не обойтись. Уже есть случаи, когда хорошо подготовленная сделка срывается: клиент приходит с пакетом документов, мы готовы с ним работать, но когда уточняется процент – он просчитывает свои возможности и отказывается. Мы ожидаем, что пройдет не меньше года, прежде чем рынок начнет возрождаться. А уровень, достигнутый полгода назад, вернется не раньше, чем года через два. Считаю, что если по итогам 2009 года мы выйдем на 0,5-0,7 того оборота, который был в прошлом году – это будет неплохо.

     

     

    Игорь Клоков,

    специально для «Дела»

     

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by