Анатолий Бурбуть, специально для журнала «Дело»,

    Комментарии 18 Мар 2009 0:00

    Задняя передача

    В Беларуси стремительно сокращаются объемы продаж новых автомобилей. По оценкам специалистов, рынок откатится на уровень 2003-2005 годов, когда в стране продавалось не более 5 тыс. машин в год.

     

    Високосный 2008 год производители автомобилей будут вспоминать долго. Мировой автопром показал небывалое падение продаж, скатившись к цифрам 25-30-летней давности. Ведущие автоконцерны не просто в упадке – специалисты уверены, что если не принять экстренных антикризисных мер, через 1,5-2 года на планете может остаться всего 5-6 производителей «железных коней». На фоне этой «автокатастрофы» игроки отечественного рынка успели сначала ощутить эйфорию от взлета продаж по итогам первых девяти месяцев, а в последнем квартале впасть в стагнацию. В итоге в Новый год дилеры вошли с двойственными чувствами – с одной стороны, они уже скорректировали свои планы в расчете на возможный рост продаж, с другой – понимают, что надеяться особо не на что.

     

    Палки в колеса

    Конец 2008-го – начало 2009-го войдут в автомобильную историю Беларуси как аттракцион неслыханной щедрости. Новый дизельный Passat за $20 тыс., Volvo S40 за €12990, китайский Great Wall Hover за Br50 млн., скидка на KIA – до $4,5 тыс. Эти тотальные распродажи начались не от хорошей жизни, а от огромных складских запасов: чем больше склад, тем ниже цены. Представители белорусских автосалонов признают: ситуация вышла из-под контроля еще в октябре прошлого года, когда банки стали массово отказывать клиентам в кредитовании покупок автомобилей. Сейчас процентная ставка рублевого кредита колеблется от 16 до 24%, о валютных банки даже не заикаются. В такой ситуации снижение спроса неизбежно.

    Конечно, банкиры оставили потенциальных клиентов «с носом» не от хорошей жизни. Доподлинно не зная, как будут вести себя цены и спрос на авторынке, они предпочли не рисковать. Ведь совсем не исключено, что ценник на новенькие машины резко поползет вниз, а, значит, залоги под кредит могут оказаться далеко не такими ликвидными, как того хотелось бы. Но в итоге «с носом» остались не клиенты, а, скорее, автодилеры – их продажи упали в разы. Ведь по некоторым оценкам, от 30 до 60% новых автомобилей в салонах приобретались посредством банковских кредитов.

    В сентябре 2008 года, когда продавцы автомобилей еще всерьез не думали о кризисе, в заявках на 2009 год, которые отсылались заводам-производителям, ими вносились цифры в расчете на двукратный рост рынка. Естественно, что европейские и японские компании, которые столкнулись с резким падением спроса в большинстве стран-потребителей, стали относиться к Беларуси несколько иначе. Отдельные автопроизводители даже выделили ее в отдельный розничный регион, в расчете на то, что при общем спаде продаж наша республика  может стать «антикризисной гаванью».

    -- В 2009 году мы рассчитывали на стопроцентный рост рынка, как и в прежние годы, поэтому головному заводу в Германии была отправлена заявка на 12 тыс. автомобилей,-- рассказывает директор предприятия «Атлант-М Фарцойгхандель» Сергей Михневич. – Но после того как мы столкнулись с проблемами автокредитования, а также с ограничениями при закупке валюты, планы пришлось корректировать в разы.

    Дилеры не скрывают: 2008 год они закончили с нераспроданными до конца складскими запасами, и в течение первого квартала 2009-го потребителям еще будут продаваться старые машины, но уже по новым ценам.

    -- Январский всплеск потребительского спроса, связанный со снижением курса белорусского рубля по отношению к мировым валютам, дал знать о себе шквалом звонков. Просьба была одна: продайте машины из расчета по старому курсу. Но, к сожалению, это невозможно – таких низких цен на автомобили, как в конце 2008 года, уже не будет,-- объясняет руководитель группы компаний «Интеллект» Сергей Варивода.

    Девальвация белорусского рубля оказалось нелегким бременем для продавцов автомобилей. До сих пор они находятся на распутье, не зная, как поступить -- индексировать цены на машины соразмерно подорожанию той валюты, к которой был привязан их ценник, либо плавно повышать стоимость. В любом случае, их ожидания вряд ли можно назвать оптимистичными: уменьшение доходов населения плюс сокращение банковского кредитования – далеко не лучший фон для дальнейшего роста рынка. Падение продаж на 15-20% при самых оптимистичных прогнозах в 2009 году вместо стабильного роста -- такие цифры называют большинство экспертов и операторов. По некоторым оценкам, в 2008 году на рынке Беларуси было продано более 30 тысяч новых автомобилей. Прогноз на 2009-й: откат на уровень 2003-2005 годов, когда рынок не превышал 5 тыс. новых машин в год.

    Нужно отметить, что продажи упадут не только из-за драконовских процентов по кредитам – увеличатся и заводские цены. Audi, Volvo, Skoda, Ford -- далеко не полный список автопроизводителей, заявивших о повышении цен в среднем на 5-10%. Но это касается машин, собранных в 2009 году. Их в белорусских салонах пока нет. Выход на рынок новых моделей специально задерживается, пока не распроданы складские запасы.

    -- По моей оценке, многие дилеры продержатся на старых запасах еще два-три месяца, -- считает Владислав Смирнов, заместитель директора ООО «Вуатюр де Франс». – Не исключено, что некоторые мелкие игроки целиком и полностью перейдут на схему пятилетней давности: парочка машин в шоу-руме и работа под заказ со стопроцентной предоплатой.

    -- В 2009 году тяжело придется не только дилерам, но и производителям,-- прогнозирует консультант холдинга «Атлант-М» Дмитрий Перлин. – Очень неясное будущее у SAAB, судьба SsangYong тоже под вопросом, есть проблемы и у многих других фирм.

    По мнению эксперта, в ближайшем будущем скидки на новые машины появятся только в случае банкротства производителя.

     

    Перегонщики выходят

    из «тени»

    Говорить о кризисном состоянии автомобильного бизнеса можно, пожалуй, только с оговорками. Специалисты отмечают: явный спад наблюдается в отношении продаж новых авто. А вот с бывшими в употреблении автомобилями все выглядит не так печально. В январе-ноябре 2008 года, согласно предварительным данным таможенной статистики, импорт легковых автомобилей в Беларусь увеличился на 7,5% по сравнению с соответствующим показателем 2007 года – до 178,7 тыс. единиц. В денежном выражении импорт возрос на 34,5% до $1,321 млрд. Хотя, справедливости ради стоит отметить, что начиная с декабря продажи на вторичном рынке тоже практически остановились.

    Как отмечают в Государственном таможенном комитете, по-прежнему основной объем импорта в физическом выражении обеспечивают физические лица. Они в январе-ноябре 2008 года ввезли 94,9 тыс. автомобилей на сумму $570 млн. Аналитики холдинга «Атлант М» указывают: доля ввоза автомобилей физическими лицами слишком велика и автодилеры, которые еще вчера не рассматривали рынок частного «перегона» как конкурентное направление, сегодня понимают, что ошиблись. «Частники» серьезно бьют их ценой. Например, при покупках автомобилей на американских аукционах. Машина в этом случае приходит в Беларусь, оформленная уже на будущего владельца, а не на юрлицо. При такой схеме изменения валютного курса мало влияют на цены, и нет необходимости уплаты НДС. Кстати, большинство автодилеров в последнее время начали все активнее декларировать свои ценники в долларах. Для покупателя это лишний козырь – курсовая разница до недавнего времени делала такие покупки более выгодными.

    Правда, после подписания в конце 2007 года главой государства Указа №503 «О льготном перемещении через таможенную границу товаров для личного пользования», согласно которому ввоз в год более одного автомобиля физическим лицом будет приравнен к осуществлению предпринимательской деятельности, доля физлиц в перегоне начала стремительно сокращаться – за 2008 год на 24,4%. В свою очередь юридические лица увеличили ввоз автомобилей в 2,1 раза – до 83,8 тыс., а в денежном выражении – в 1,83 раза до $751 млн. Специалисты уверяют: ввозить индивидуальные перегонщики не стали меньше, просто во избежание проблем с законом они предпочли зарегистрироваться как индивидуальные предприниматели и вышли из «тени». Вот и получается, что официально количество автомобилей, ввезенных юрлицами, выросло: если в 2007 году они ввезли 33% всех импортированных автомобилей, то в 2008 -- уже 47%.

     

    Без права на надежду

    Впрочем, надежда на рост рынка у автодилеров есть. Существуют оценки, согласно которым в первом квартале 2009 рынок может показать 10-15%-ный рост. Продавцы рассчитывают, что нестабильная ситуация на валютном рынке привлечет в салоны потребителей, желающих вложить деньги в покупку автомобиля. Эти ожидания имеют под собой весьма прагматичную основу – автодилеры впервые начали позиционировать машины как способ вложения денег. Если еще несколько месяцев назад такие активы ликвидными не считались, то в нынешней ситуации всякий способ хорош.

    -- По итогам квартала мы рассчитываем на рост продаж. Автомобиль – далеко не худшее средство вложения денег. Ведь, если граждане не верят в иные перспективы сохранения средств – они приобретают товары. На жилье в данном случае рассчитывать не приходится, цены там пока не снижаются, а следующим в очереди интересов покупательской способности стоят как раз автомобили,-- поясняет Сергей Михневич.

    При этом все сливки наверняка  достанутся раскрученным брэндам. В целом же белорусский авторынок ждут низкий уровень объемов продаж, высокая конкуренция и банкротство отдельных автодилеров.

     

     

    В 2008 году импорт автомобилей в Беларусь осуществлялся преимущественно из Германии – 21,9 тыс. на сумму $209,3 млн., Франции – 22,6 тыс. на сумму $106,5 млн., Японии – 8,4 тыс. на сумму $119,2 млн. Впервые в январе-ноябре 2008 года было зафиксировано падение объемов ввоза автомобилей из России: их импорт уменьшился на 6,8% до 3,8 тыс. единиц, правда в денежном выражении было зафиксировано увеличение импорта на 10% до $33 млн.

    В ГТК РБ отмечают: в связи с высоким курсом евро по отношению к доллару в течение 2008 года на белорусском авторынке наблюдался устойчивый спрос на автомобили из стран Азии, а также США. В частности, американский импорт, осуществленный юрлицами, в январе-ноябре 2008-го вырос в 2 раза к аналогичному уровню 2007 года до 2 тыс. единиц. Еще одной тенденцией года можно назвать появление нового рынка, которым стала Литва: если ранее импорт автомобилей из этой страны практически отсутствовал – в 2007 году, к примеру, было ввезено только 2 автомобиля, то за 11 месяцев 2008 года из Литвы было импортировано более 1,1 тыс. автомобилей на сумму $4,2 млн.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by