DELO.BY, администратор журнала "Дело"

    Комментарии 18 Фев 2009 0:00

    Станем ли умнее, став беднее?!.

    Сокращение издержек и грамотное использование активов становятся главными конкурентными преимуществами в условиях кризиса. И главным условием выживания отдельной компании и целой страны.

     

    Белорусский бизнес проходит проверку на «профпригодность». В условиях реального времени и с применением «боевых патронов». Правительством уже обещана поддержка крупным государственным предприятиям и… свобода всем остальным. Что окажется эффективнее – кредитные вливания и бюджетные субсидии или дебюрократизация и снятие административных барьеров – покажет время.

     

    Неважно, чья кошка.

    Важно, что она ловит мышей

    С ноября 2008 года начался новый отсчет времени. Эффективность управления экономикой стала способом выживания для целых стран и народов. Оказывается, дело не в финансах, а в конкуренции. Простой пример: японская автомобильная корпорация «Мазда» стала продавать свои автомобили в Минске на $5 тысяч дешевле, а российское представительство конкурирующей с ней «Тойоты» объявило о сохранении цен. Как говорится: почувствуйте разницу!

    Россияне мягко, но верно опустили свой рубль на 1/5 его долларового содержания. Украина девальвировала гривну на 50%. Процесс пошел. Как поговаривали экономисты «шведской школы», начала работать «кумулятивность экономических процессов». В итоге получился «эффект снежного кома», от которого совсем недалеко до комы экономической, если делать девальвацию неграмотно.

    Дело в том, что после девальвации российского рубля и соседской гривны в Беларуси возникли явные трудности с ценами на экспортируемые товары. Это – «первый звонок» ценовой конкурентоспособности. Он будет звучать все более явственно в 2009 году, хотя истоки проблемы – в году минувшем. Благоприятная конъюнктура разбаловала и экспортеров и работников предприятий. В 2008 году, вплоть до ноября месяца, прирост цен на белорусскую продукцию, продаваемую за границей, составлял в среднем 46%. Тогда как физический ее объем вырос всего на 4,1%. Что оставалось делать экспортерам? Конечно, торжествовать! Именно так мы и делали. Запас «ценовой прочности» более чем в 40% был большим преимуществом. При этом обратим внимание, что импортные товары подорожали всего на 28%. И все бы хорошо, да импорта оказалось слишком много. На $4,7 млрд.! Это в принципе было бы терпимо, но с Россией у нас получился явный гандикап в торговле. Что выразилось в $11,5 млрд. отрицательного сальдо.

    Отсюда получаем первую задачу для белорусского антикризисного менеджмента: сбалансирование покупок и продаж в Россию. Именно там – наше «Куликово поле», истоки наших будущих побед или поражений. Впрочем, и по другим странам достаточно опасений. Несбалансированный торговый оборот сказывается на устойчивости, а точнее – на неустойчивости национальной денежной единицы. В результате мы с начала года лишились 23-25% собственных, в пересчете на валюту, доходов домашних хозяйств. Да, и национальный доход в прямом исчислении уменьшился более чем на $12 млрд. Следовательно, в реальности мы получили не 10%-ный прирост, а 10%-ное падение в международных денежных единицах. Признаем этот неуспех как данность. Впрочем, справедливости ради отметим, что он проявляется равным образом и в соседних странах.

    Став беднее, станем умнее. Во-первых, следует посмотреть, где мы проявляли излишнюю расточительность. Покупки нефти – отдельная тема. Ведь при снижении, а затем – обвале цен на углеводородное сырье мы понесли явные потери, про которые, тем не менее, не принято говорить. Озвучены лишь рост стоимостного объема импорта свинины (на $106 млн.), растительных масел (на $45,2 млн.). За ними следуют такие продукты, как мороженая рыба (на $35,2 млн.), крупа (на $24 млн.).

    Можно согласиться с тем, что рыба есть и будет импортным товаром. Своя по $3,5-4 за килограмм явно дороже импортной. Причем, в несколько раз. Начать собственную добычу рыбы? Почему бы и нет? Мировой кризис будет снижать цены не только на нефть, но и на рыболовецкие суда. И мы вполне можем развивать собственный морской промысел. Тем более что страна заинтересована в прямых поставках рыбы для нашего потребителя.

    Идем дальше по статьям активного прироста импорта. Вопрос: как относиться к невиданно бурному росту импорта пива и безалкогольных напитков? За год мы увеличили покупки импортного пива на $16,3 млн. Конечно, $16 млн. в миллиардном обороте погоды не делают. Но ведь росли и другие статьи импорта. Так, мы увеличили закупки цитрусовых (на $14,4 млн.), безалкогольных напитков (на $11,2 млн.), бананов (на $10,7 млн.), мучных кондитерских изделий (на $10,2 млн.)…

    При этом своя кондитерская линейка в Беларуси совсем не плохая. То же касается и ввозимых безалкогольных напитков. Вот вам и общенациональный антикризисный менеджмент! Конечно, отказываться от иностранных тортов и напитков полностью не стоит. Но давайте хотя бы сведем к разумному минимуму то, что стало слишком дорого. Надо экономить, разумнее распоряжаться ресурсами.

    Это лишь то, что лежит на поверхности. Есть и более серьезные явления. Первое – отношение к частной собственности и своему национальному бизнесу. Что делать нашим «главным антикризисным управляющим»? Сказать «да» всем экономическим формам и всем видам собственности. Есть ли смысл тратить драгоценное время  на дискуссии о превосходстве одной формы собственности над другой? Надо поступить как в Китае: кошка должна ловить мышей. А чья она, какого цвета, – вопрос второстепенный.

    Частный бизнес тоже перед выбором: сохранять ли всеми силами свой прежний бизнес или начать новый? На мой взгляд, держаться за прошлое могут лишь старые девы. К коим бизнесмены вряд ли принадлежат. По этой причине переструктурировать свой бизнес не только надо, но и жизненно необходимо. Например, всех уволить и «прикрыть» дело. А потом часть людей вернуть и набрать новых. Мой старый приятель, немецкий менеджер, за рюмкой шнапса как-то признался: «лучше всех убирать сразу. Одномоментно. Это сэкономит деньги и силы». Проверьте. Вполне возможно, что эффект роста доходов впоследствии вас приятно удивит.

    Есть и другое: новизна идей, инновационность. Когда стартовать с новыми коммерческими проектами? Вопрос этот очень своевременный. На бизнес «накатывает» волна либерализации. Чтобы кошка ловила мышей, ее надо отцепить от поводка. А кое-кого и от натуральных цепей. Например, выпустить по амнистии так называемых «экономических преступников». Их вообще не должно быть в нашей стране. И сейчас, и, тем более, потом. Ведь чем раньше «кошка» нашей экономики перейдет на предназначенное ей природой кормление, тем быстрее мы пройдем самую неприятную часть кризисного пути.

     

    Экономика

    оригинальных решений

    Первый вопрос: на что делать ставку? На капитал и его технологическое применение? На финансовые активы, деньги, акции, облигации и прочие бумажные инструменты рынка? Используя номиналистическую теорию денег, вообразить себя властителями экономической политики? Самим назначать силу своим деньгам, самим оценивать свою капитальную стоимостях, активы и пассивы?

    Это – старо, практически 19 век, который старые капиталистические динозавры перенесли в новое время. Рынок ценных бумаг – игрушка для взрослых детей. Ну, поиграем, а что потом? Опять будем биржевать, хеджировать, форкастировать? А самые неискушенные будут играться в «Форекс»? Стоит ли делать из собственной экономики макроказино? Играть и проигрывать. Водить за нос общество и своих партнеров.

    Конечно, новая мировая экономика не сразу пойдет по новому пути. То, что произошло с финансовыми рынками – своего рода «экономический СПИД». Всеобщее заражение ликвидным путем. Болезнь точит и многих доведет до известного конца. Между тем, есть здоровые страны и здоровые сектора экономики! Например, аграрный сектор можно считать лишенным этой болезни. Конечно, речь не о наших совхозах – модифицированных совдеповских мутантах нового времени. Есть и иные решения. К примеру, сейчас появилась «старая-новая», но при этом вполне приличная мысль – хуторская форма ведения хозяйства. Возможно, есть смысл в том, чтобы создать «укрепрайоны» натуральной естественной экономики в виде самостоятельных эффективных малых сельскохозяйственных предприятий. Экономически и экологически чистых и эффективных.

    Сейчас прокладывается новая дорога в будущее. Старый тракт может оставаться. Это – исходный принцип. Не будем особенно усердствовать с ликвидацией старых экономических форм и институтов. Хочет и может правительство поддерживать 117 «валообразующих предприятий»? Пусть делает это, но без лишних затрат. Например, за счет экономии заработной платы чиновников и расходов на строительство чиновничьей инфраструктуры. Можно даже, как в соседней Литве, ввести налог на корпоративный транспорт, включая автомобили для государственных служащих. Пусть ездят на своих. Может, после этого Минск не будет подвергаться такой разрушительной дорожно-восстановительной активности, которая сопоставима с ковровыми бомбардировками.

    Новая экономика – это и есть антикризисный менеджмент. У нас сейчас фактически тоько два варианта развития. Первый, американский – ставка на финансовые ресурсы. На деньги, которые мы пока умеем только одалживать. Либо отнимать у собственного населения. Второй – японский. В этом случае деньги – на втором и даже пятом плане. Главное – человеческие ресурсы. Это не просто «HR-менеджмент», или использование человеческих ресурсов. Это – переворот в самой экономической политике. Ведь в использовании талантов собственных предпринимателей, директоров, экономистов, инженеров нам никто не помешает. Для активизации интеллектуального пространства страны не нужны миллиардные вливания!

    К сожалению, часть из нас все еще пугается собственного образования и интеллекта. Договорились до того, что образования у нас, дескать, «занатто» много. Есть такая «кочка зрения». Но в том, что касается перспективной экономики и развития современного общества, образования не может быть много. Как не может быть много ума. Между прочим, когда речь заходит о собственных детях и внуках, сторонники ограничения образования к себе это почему-то не относят. Их дети все больше учатся в Англии, или на худой конец в Польше…

    Наши проблемы в экономике имеют моральные оценки. И предполагают моральный выбор. Что же делать с теми предприятиями, которые не являются приоритетными для правительства? Теми, кто не получает бюджетные вливания. Думается, надо просто максимально освободить их от всякого административного вмешательства. Все просто: не финансируете – не вмешивайтесь! Дебюрократизация экономики в Беларуси давно назрела. Лавина законов и подзаконных актив буквально задавила бизнесменов, директоров и простых обывателей. Даже при проведении налоговой реформы и переходе на плоский подоходный налог не смогли обойтись без очередного «прибамбаса»! Стали придумывать, как «подкрасить» налог новыми глупостями. И преуспели! Вместо того чтобы ввести единый 10%-ный показатель, сделали 12%. Просто какое-то счастье бюрократического творчества!

    Итак, антикризисный менеджмент страны начал складываться. Остается лишь определить задачи и уровни решения проблем. И первый уровень внимания – материальные расходы и затраты. Именно они доминируют в издержках, и именно они либо спасут, либо погубят дело. В них скрыты и технологии и инвестиционные решения будущего, и плохой маркетинг настоящего. Достаточно посмотреть на кардиограмму наших издержек, «снятую» накануне кризисного заболевания (см. Диграмму 1).

    Очевидно, что даже если мы уволим половину рабочих – это всего 5% издержек. Или станем расходовать в 2 раза меньше энергии – те же 5%. Этого явно недостаточно, чтобы выиграть конкуренцию. Поэтому именно с изменения структуры материальных затрат начинается по-настоящему эффективный менеджмент. Это и есть главное поле конкурентной борьбы.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by