DELO.BY, администратор журнала "Дело"

    Комментарии 18 Фев 2009 0:00

    Деловая одежда, которая открывает новые возможности

    Внешний вид – общепринятый способ отделять «своих» от «чужих».

     

    Изначально термином «dress-code» обозначалась форменная одежда или униформа. В Великобритании, где и родился этот термин, своя форма была практически у каждой более или менее организованной группы населения, начиная от школ и заканчивая клубами. Сегодня дресс-кодом пользуются не только члены некоего устоявшегося сообщества, но и «сообщества по случаю», например, приема или вечеринки. Не меньшее значение он имеет в профессиональной среде, в том числе в кругу деловых людей. Одним словом, если хотите, чтобы вас считали своим – следуйте дресс-коду! Ведь это -- уместная одежда, подходящая к случаю.

    Универсального кода одежды нет и не может быть. Указание «dress-code» в приглашении на коктейль и в предложении провести время на корпоративной вечеринке в пятницу не значит, что в обоих местах надлежит появиться в одинаковой одежде. Как раз – наоборот: на коктейль нужно придти в смокинге (дамам – в платье для коктейля или вечернем). А на вечеринке можно появиться в джинсах, кроссовках и свитере. Таким образом, «дресс-код» без конкретного значения – это просто напоминание, что на одежду стоит обратить внимание.

    Но есть свод правил, нарушать которые не принято нигде и никогда. Он касается формы одежды для официальных мероприятий.

     

    Крават бланш

    или крават нуар?

    Приглашение на официальное мероприятие обычно оформляется письменно. И вот здесь возможны конкретные значения кода костюма, такие как BlackTie, A5 или B2, или не так сухо «Dress-code: BlackTieInvited».

    Список кодов изначально более строго ограничивал свободу одежды для мужчин, поскольку придумывался мужчинами и для мужчин. Одежда для женщин всегда была более свободной и менее регламентированной. Для важных, торжественных мероприятий мужчинам разрешалось не так уж много видов одежды: фрак, визитка, смокинг. Со временем, когда кое-что из атрибутов этих одеяний перешло в униформу обслуживающего персонала, появились уточнения. Например, не стоит одевать черный жилет и черную бабочку к фраку, чтобы вас не спутали с официантом. Визитка, то есть однобортный сюртук с закругленными расходящимися спереди полами, в наше время уступила место строгому костюму.

    Для условного обозначения основных мужских костюмов утвердились названия «белый и черный галстук», причем первоначально на французском языке (cravate blanche и cravate noire), а затем на английском (whitetie и blacktie). В переводе на обычный язык они обозначают как раз фрак (белый галстук) и смокинг (черный галстук).

     

    Строго официально

    Коды для официальных торжественных мероприятий различаются в зависимости от важности событий.

    Whitetie (cravate blanche), «белый галстук» обозначает самый строгий мужской костюм для самых важных мероприятий, таких как вечерний прием у главы государства или посла иностранной державы, вручение премии национального или наднационального масштаба, бал. Мужчина одевает фрак с белым жилетом и белым галстуком-бабочкой (конечно, не на резинке!), плюс черные лаковые туфли. Дама облачается в полный вечерний туалет: платье до пола, перчатки, туфли на высоких каблуках (не шпильки!), крохотная сумочка. Исключается бижутерия, волосы должны быть уложены в прическу (а не распущены).

    BlackTie (сravatenoire), «черный галстук» - костюм для мероприятий «второй степени важности»: официальный вечерний прием, свадьба, любой выход в свет. Мужчине надлежит облачиться в смокинг. Дама одевает длинное вечернее платье или менее длинное платье для коктейля. Возможна бижутерия вместо бриллиантов.

    Formal, «формальное вечернее мероприятие» -- то же, но допускает большую свободу. Например, даме позволительно надеть нарядный вечерний костюм.

    Black Tie Invited, «черный галстук приветствуется» -- менее строгий код. Для званого ужина в престижном ресторане или семейного торжества с приглашением важных гостей.

    Black Tie Optional, «черный галстук не обязателен» -- еще свободнее, мужчина может быть не в смокинге, а в темном костюме. Для женщины допускается любое нарядное платье или костюм.

    Creative Black Tie, «творческий черный галстук» -- допускает проявление фантазии в разнообразии одежды. Но для мужчин все же желателен смокинг, правда, он может быть без галстука, а рубашка не обязательно белоснежная. Дамы надевают длинное или не очень платье или нарядный комплект, включающий блестки, кружева и т.д.

    Cocktail Attire, «коктейль» -- не означает обязательное распитие «Маргариты» или «Кровавой Мэри». Мужчинам предписан темный костюм, дамам без вариантов – платье для коктейлей, то есть укороченный вариант вечернего.

    Semi-formal, «полуформальный» -- не совсем пафосное мероприятие, но «с оглядкой на формальность». В случаях, когда нет уверенности, что именно будет уместно, стоит продвинуться по шкале строгости на ступеньку вверх. Лучше выглядеть строже, чем развязнее. Впрочем, смокинг не обязателен, лучше темный костюм. А для дам возможно не только платье для коктейлей и вечерний костюм, но и дневное нарядное платье.

    И, наконец, популярный код А5, что означает «afterfive», то есть «после пяти». Предписан для любого мероприятия, проводимого после пяти часов вечера. Для мужчин – нестрогий костюм, для женщин – невечернее платье или нарядный костюм любого вида.

     

    «Casual» – не только модное чтиво

    Сasual, как известно, означает «повседневное». Это еще одно значение дресс-кода, но его содержание меняется со временем. Сегодня casual – это джинсы, майки, свитер. И совсем другую повседневную одежду полагалось носить лет 30-40 назад. Впрочем, точный перевод «casualstyle» – это «свободный стиль», а вот «повседневное» может означать и «повседневный деловой костюм». Для одежды на каждый день есть более точные коды, которые могут встретиться в письменных или устных приглашениях.

    A5c (After 5 casual ) или DressyCasual -- «непринужденный вечерний стиль». Код для еще более свободного, чем A5 события. Но не стоит увлекаться джинсами и кроссовками. Одежда просто модная, может быть даже неделовой костюм.

    Casual, «свободный стиль одежды», предполагает как свободную, так и элегантную одежду, могут быть и джинсы, и пиджак из бутика.

    Informal, «неформально» -- то же, что и предыдущий код.

    Btr (Business Traditional), «традиционный деловой костюм» -- код для ежедневного костюма «белых воротничков». В приглашениях этот код встречается редко, предполагается, что это действительно униформа для менеджеров среднего, высшего и даже низшего звена, обычная форма одежды для деловой встречи.

    Undress, «повседневная форма одежды» -- может ввести в заблуждение тех, кто неглубоко знает английский. Undress вовсе не означает «раздеться». Это сокращение слов universaldress – универсальная одежда, все тот же деловой костюм – Btr.

    Bb (Business Best) или B2, «самый строгий деловой костюм». Код обозначает важную деловую встречу, особенно с зарубежными партнерами, либо прием с упором на деловую составляющую общения. Лучший костюм для мужчины – традиционно темный, чаще всего темно-синий, может быть и в полоску, одно или двубортный, с белоснежной сорочкой, под галстуком в ярких, чаще красных тонах. Обувь – черные туфли. Женщинам полагается облачиться в синий, серый, в крайнем случае, бежевый костюм, белую блузку, возможно, под галстуком. Чулки телесного цвета, туфли на невысоком каблуке черные или под цвет костюма.

    По аббревиатурам, легко придти к заключению, что строго проработанным кодом для одежды пользуются англоговорящие деловые партнеры. А вот, например, французы практически для всех случаев могут небрежно указать «tenuedesoiree», что означает «форма одежды – вечерняя». Приглашенному придется самому разбираться, как нужно выглядеть в каждом конкретном случае.

     

    Вместо резюме: вежливый намек

    Не только дресс-код в том или ином выражении может встретиться на письменных приглашениях. Для важных случаев принято использовать обозначения, не знать которые непростительно. Например, нередко приглашение требует ответа, независимо от того, принимаете вы его или отклоняете. Не ответить, если об этом просили, -- серьезное нарушение этикета, в том числе и делового. А выражается такая просьба почти незаметным сокращением R.S.V.P. -- Répondezs'il vous plait, «Ответьте, пожалуйста», с французского. Ответ надлежит дать не позднее, чем накануне события.

    Стоит помнить, что означают еще как минимум две аббревиатуры:

    S.t. – «sine tempore», латынь. Означает, что нужно прибыть без опоздания, точно вовремя;

    C.t. – это «cum tempore», тоже латынь, «с некоторой растяжкой во времени», то есть можно не быть пунктуальным. Правда, «растяжка» регламентируется так называемым «академическим опозданием», известным во всех учебных заведениях: пятнадцать минут.

     

    Игорь Клоков,

    специально для «Дела»

     

    Мнение эксперта

     

    Дмитрий Якимахо,

    директор дистрибьюторской компании «Компьютеры и периферия»:

    -- На практике в настоящее время встречается некий смешанный дресс-код. У нас появляются такие коды как businesscasual и businessformal. Но верно и то, что, встречаясь с деловыми, прежде всего, западными партнерами, нужно внимательно относиться к тому, в каком костюме вас хотят видеть. Нарушив формальные правила, легко «потерять лицо», а восстановить уважение после этого будет стоить больших усилий. Вести равноправный диалог, сидя даже в дорогой одежде напротив человека в смокинге, -- очень нелегко. Мешает все: и психология, и обычаи, и простое уважение, вернее, его отсутствие.

    С другой стороны, дресс-код и формат мероприятия должны соответствовать друг другу. Совершенно точно, что эти вещи начинают работать и у нас. К примеру, наша компания внесла в свои правила дресс-код еще лет 5-7 назад. Это было необходимо для эффективной работы. Сегодня желающим успешно работать с западными партнерами (да уже и с восточными) надо знать дресс-код до мелочей. В любом случае, это знание как минимум позволит не попадать впросак и правильно одеваться. Именно правильно, что не значит «красиво». Красиво и элегантно – это дело вкуса, а вот если вы одеты по дресс-коду, то можете быть уверены -- вы одеты правильно. И джинсы (пусть даже черные и от Армани) вы на прием «по случаю...», конечно, не оденете.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by