Delo.by,

    Комментарии 26 Авг 2014 16:45

    «Российская армия закупает 20% нашей продукции»

    ОАО «Моготекс» – это крупнейший производитель текстильной продукции в Беларуси и признанный лидер на рынке Российской Федерации и заметный поставщик в страны ближнего и дальнего зарубежья. По итогам работы за 2013 год «Моготекс» занял первое место в Могилевской области среди предприятий с численностью работающих свыше 3000 человек. Сегодня здесь производят продукцию не только отвечающую мировым стандартам, но и создают инновационную ткань, опережая конкурентов. Собеседник «Дела» – генеральный директор ОАО «Моготекс» Виктор Матиевич, под руководством которого предприятие вышло на качественно новый уровень.

    «Дело»: В 2002 году Вы стали руководить находящимся в кризисном состоянии предприятием советского типа с устаревшим оборудованием и вывели его на  мировой уровень. Как Вам это удалось?

    Виктор Матиевич: Когда я возглавил «Моготекс», главной проблемой были неплатежи. Поступлениия «живыми» деньгами составляли всего 16-18%, а более 80% – это были взаимозачеты, бартеры, векселя… Мы понимали, что в такой ситуации предприятие не вытянуть. Вторым негативным моментом стала агрессия китайских товаров, которые в то время просто хлынули на наш рынок. Сразу же появились «доброхоты», которые предрекали крах и белорусской легкой промышленности, и нашему «Моготексу». Чтобы «решить проблемы», они предлагали быстренько распродать активы предприятия, но мы на это не пошли. Первое, что сделали – обеспечили ритмичность финансовых поступлений. И всего за год, к концу 2003-го, поменяли ситуацию с точностью до наоборот: уже 80 % составляли «живые» деньги. Это позволило нам снизить издержки. Как следствие, мы стали более конкурентоспособными. Затем на предприятии была разработана ассортиментная программа. Мы проанализировали, какая продукция наиболее востребована, какие есть на рынке свободные ниши и что делать для их завоевания. И выбрали для себя стратегический продукт, которым стали ткани специального и военного назначения. У предприятия сразу же появились финансовые средства, и мы начали получать доходы.

    Стабилизация производства заняла порядка 2-3 лет. А затем мы занялись модернизацией. На рынке были востребованы новые виды инновационных тканей, которые мы на своем устаревшем оборудовании производить не могли. И с конца 2005 года за счет собственных средств и кредитных ресурсов мы приступили к техническому переоснащению. Но сложность легкой промышленности в том, что доходность и рентабельность в этом виде деятельности составляет от 7 до 12%, что не позволяет кредитоваться в больших объемах. Особенно, когда рынок нестабилен, не говоря уже о влиянии фактора «серого» импорта. Соответственно, риски были очень высоки. Нужна была поддержка государства как собственника, и оно подставило плечо – в 2008 году был подписан Указ Президента о поддержке легкой промышленности.

    Это стало тем толчком, который дал нам возможность масштабно провести техперевооружение. Конечно, и без господдержки мы продолжали бы локальную модернизацию, но она затянулась бы на долгие годы. А когда вышел Указ, то в отличие от многих других предприятий, мы не побоялись взять у государства деньги на модернизацию, понимая всю степень ответственности за реализацию проекта. Изначально на инновационное развитие предполагалось направить порядка Br9 млрд. Но когда мы все посчитали, оказалось, что этого мало. И в общей сумме нам была оказана поддержка на Br56 млрд. Это были возвратные деньги, правда, кредит предоставлялся на льготных условиях. Но мы были уверены, что эти средства нам необходимы, так как они позволили нам начать масштабную модернизацию.

    За 4 года на «Моготексе» почти на 70% было обновлено отделочное производство, на 20% – ткацкое, на 30% – швейное. С 2008 года мы инвестировали в модернизацию порядка $40 млн. Из них более $23 млн. – по Указу Президента, и свыше $16 млн. – собственные средства и кредитные ресурсы банков. На 2014 год инновационная программа составляет порядка $3,5-4 млн. На следующий год рассматриваем сумму в $5 млн. Таким образом, модернизация для нас – это постоянный динамичный процесс. Он должен быть очень разумным, но мы знаем точно, если ничего не делать, то ничего и не получим.

    «Д»: При модернизации «Моготексу» удалось не просто внедрить новые технологии, но и стать предприятием европейского уровня в организационном плане…

    В.М.:Мы буквально впитываем международный опыт. Наше предприятие было построено еще во времена СССР и занимает 44 гектара. Раньше кабинеты были разбросаны по всей территории. Для того чтобы собраться на совещание, руководителям надо было идти около 15 минут. Сейчас же мы сделали офисы руководителей прямо в цеху. Теперь я прихожу, и все вопросы мы решаем непосредственно на производстве. По-новому строится и работа с персоналом. В 2003 году в Германии нашей делегации сказали, что у них уже нет пролетариата в чистом виде, так как по сложности задач рабочие выполняют функции инженеров. Закупая современное оборудование, мы также стремимся, чтобы наши рабочие были уже инженерами.

    «Д»: Вы стали лауреатом конкурса «Человек Дела -2011» в номинации «За безукоризненное поведение в непростых рыночных условиях». Касаясь модернизации, в интервью нашему изданию Вы тогда сказали: «Самое главное – не бояться технически перевооружаться». Что для Вас означает смелость руководителя?

    В.М.: Чтобы не бояться модернизации, надо четко знать, правильно ли ты поступаешь. Для этого очень важно видеть возможность развития предприятия и «понимать» рынок. Приведу такой пример. Когда в 2008 году мы рассматривали вопрос закупки отделочного оборудования, то нас убеждали, что сейчас все хотят ходить в натуральных тканях, и советовали покупать оборудование, которое обрабатывает хлопок. Мы же, изучив рынок, увидели, что тенденция совершенно другая. Определяющую роль играют комфортность и цена. И мы купили универсальное оборудование, с помощью которого можно красить любые ткани: вискозу, полиамиды, хлопок… И когда в 2008-2009 годах цена на хлопок выросла почти в три раза, и ткань стала дорогой, то все сразу отказались от натуральных тканей. То есть надо четко представлять, что происходит на мировых рынках, что сегодня потребляют, какие есть тенденции, кто твои конкуренты и что они делают. И исходя из этой информации и собственных оценок, смело принимать решение по модернизации.

    «Д»: «Моготекс» отличает не только высокий модернизационный уровень, но и инновационная продукция. Что это за продукция и кто ее потребители?

    В.М. Рынок сегодня живет требованиями 21-го века. Раньше во всем мире считалось, что солдат должен быть одет дешево. Сегодня же боеспособный солдат экипирован на $5-10 тыс. И если он вдруг заболеет и не сможет эффективно выполнить поставленную перед ним задачу, то получится, что эти деньги в него вложили зря. Поэтому сегодня постоянно повышаются требования к форменной одежде. Она должна защищать от огня, холода, воды. Именно такую инновационную спецодежду мы и производим. Причем, стараемся работать на опережение. Так, российскому министерству обороны мы в свое время предложили комплекты из мембранной ткани, которая защищает от воды и одновременно «дышит». В 2008 году россияне сказали, что это дорого, но уже в 2009-ом спрашивали: где ваша ткань, что так долго не поставляете?

    Кстати, сегодня порядка 20% объема нашей продукции потребляет именно российская армия. Тоже самое можно сказать и про форму для пожарных. Раньше для нее использовался брезент с пропиткой – он не горел, но набирал воду. Как следствие, пожарному было тяжело двигаться, его движения были скованны. Сегодня мы производим легкий удобный костюм, который защищает от воды, огня, тепла, воздействия горячих потоков и весит всего 3,2 кг. Мировая тенденция такова: милиционер, пограничник, пожарный должны быть одеты комфортно, но одновременно так, чтобы форма их защищала. Касаясь нашей инновационной продукции, хочу также отметить, что в 2012 году космонавты 42-ой МКС уже были одеты в комбинезоны из ткани «Моготекс».

    «Д»: Очень часто модернизация связана с сокращением работников, и тогда люди как бы отходят на второй план. Как Вам удалось решить этот вопрос?

    В.М: У нас было два варианта модернизации: сокращать численность работников, или увеличивать объем производства. Мы идем по второму пути. Если в 2008 году средний объем производства у нас составлял 2,8 млн. метров, то сегодня мы достигли 3,5 млн. м, а к концу 2015 года планируем выйти на 4,2 млн. м. При этом на предприятии уже более 5 лет работает 3 тысячи человек. Я всегда говорю, что грош цена была бы модернизации, экспорту, если бы это не сказалось на положении наших людей: их заработной плате, уверенности в завтрашнем дне, в социальном обеспечении. За прошлый год зарплата у нас составила в среднем Br5,7 млн. У некоторых рабочих она доходит и до Br14 млн. В прошлом году мы приняли коллективный договор, который может являться примером для других предприятий. В соответствии с этим договором, социальная поддержка коллектива составляет Br4 млрд. Я считаю, люди должны быть уверены в том, что их социальный уровень будет поддерживаться.

    «Д»: Можете поделиться инновационными планами на завтра?

    В.М.: Основной акцент планируем сделать на ткацком производстве, так как сейчас на рынке востребованы инновационные ткани. В ближайшие два года вложим сюда порядка $8-9 млн. Второй момент – модернизация швейного производства, так как всем нужны не просто ткани, а готовые высокотехнологичные изделия.

    «Д»: Цель модернизации – повышение эффективности, увеличение экспорта…

    В.М. Действительно, любая модернизация рассчитана на увеличение поступления денежных средств. Если в 2008 году (который был не самым плохим) объем экспорта у нас составлял порядка $44 млн., то в прошлом году он достиг $82 млн. Положительное сальдо пять лет тому назад составляло $28 млн., в минувшем году – $63 млн. Так что средства, которые получили от государства, мы уже отработали. И продолжаем наращивать объемы производства, а также серьезно работаем над диверсификацией. И хотим увеличить нашу рыночную долю в странах Европы, Америки и Азии с 5 до 20%.

    Текст: Александр Рудковский,

    "Дело. Промышленная политика"

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by