DELO.BY, администратор журнала "Дело"

    Комментарии 20 Фев 2012 10:53

    Первый звонок для отечественного бизнеса

    Начало работы в Едином экономическом пространстве обернулось новым повышением цен на автомобили в Беларуси.

     

    17 января Президент Беларуси подписал Указ № 36 «О внесении изменений и дополнения в Указы Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2005 г. № 546 и от 4 апреля 2009 г. № 175», который отменяет льготы по НДС в отношении транспортных средств, произведенных или ввезенных и реализованных на территории Беларуси юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.Указ вступил в действие с 24 января.

    До сих пор при продаже нового автомобиля дилеры уплачивали НДС не с полной суммы, а только со своей наценки. Теперь этот налог будет рассчитываться с полной стоимости машины, ввезенной из-за пределов Таможенного союза. Льгота сохранится лишь при реализации автомобилей, приобретенных у физических лиц на территории Беларуси.

    По мнению экспертов «Дела», новый порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость наверняка значительно изменит структуру отечественного рынка новых автомобилей.

    Во-первых, цены вырастут в среднем на 15%. Как бы ни старались дилеры, уменьшить свою маржинальность до нуля, они все равно не смогут. Это означает автоматическое схлопывание реэкспортных продаж, прежде всего, в Россию, поскольку теряется разница в цене. А это – довольно серьезные объемы: в прошлом году реэкспорт новых автомобилей из Беларуси только за 10 месяцев составил более 3 тыс. штук. У некоторых дилеров продажи россиянам составляли 30% и более в общем объеме!

    Во-вторых, основной спрос сместится в сторону корпоративного сегмента, который сможет принять уплаченный НДС к зачету. Кроме того, наверняка обострится конкуренция между дилерами при проведении госзакупок – этот механизм становится одним из важных каналов продаж. В какой-то степени изменение ситуации может подтолкнуть дилеров к развитию схемы трейд-ин (покупка нового автомобиля в зачет подержанной иномарки), что расширит «цивилизованный» вторичный рынок.

    В-третьих, в выигрыше окажутся дилеры, поставляющие иномарки, произведенные на территории Таможенного союза. Кстати, при проведении госзакупок они также будут иметь льготы – 15%-ную преференциальную надбавку к цене. Это означает, что даже если их предложение будет несколько дороже, чем у «чистых» импортеров, предпочтение будет, скорее всего, отдано им.

    Наконец, в-четвертых, на какое-то время изменится сама структура спроса. Не секрет, что основными покупателями дорогих авто в последнее время были россияне. Теперь спрос сместится в сторону бюджетных моделей, а также коммерческих авто для корпоративного сегмента.

    Резюмируя, можно добавить, что изменение правил игры на автомобильном рынке – всего лишь «первый звонок» для белорусского бизнеса, вступающего на неизведанное и полное неожиданностей Единое экономическое пространство. Те же автодилеры по большому счету оказались не готовы к переменам, и потому понесли серьезные потери. А в ближайшие годы всем – и отечественным экспортерам, и компаниям, работающим исключительно на нашем внутреннем рынке, придется столкнуться с новыми реалиями. Прежде всего, с резким ужесточением конкуренции со стороны российских и казахских фирм. И это нужно учесть уже сейчас! А именно – планировать долгосрочную стратегию развития бизнеса с учетом новых факторов, искать новые каналы сбыта, расширять продуктовую линейку, повышать качество и конкурентоспособность наших товаров и услуг. В противном случае наши компании рискуют в лучшем случае превратиться в дилеров крупных российских компаний, а в худшем – вообще уйти с рынка.

     

    Мнение эксперта

     

    Сергей Варивода, председатель Совета директоров ООО «Китайские автомобили», заместитель Председателя РОО «БНПА»:

    Учитывая, что производство легкой коммерческой техники в стране отсутствует, а продажи отечественных легковушек под брэндом Samandневелики (по итогам 2011 года – около 1,5% рынка новых легковых автомобилей), основной удар от отмены льгот по НДС пришелся на импортеров. Возврат к обычному порядку взимания налога – от цены реализации автомобилей – приведет к их удорожанию, по разным оценкам, на 14-17%. Конкретный размер увеличения цены зависит от маржинальности дилера. Чем большую наценку он применял, тем шире у него «пространство для маневра», и тем меньше может сказаться на его цене новый порядок взимания НДС.

    В конечном итоге за все заплатит потребитель. «Больнее» всего новые цены окажутся для покупателей – физических лиц. Ведь если для организаций дополнительная сумма налога на добавленную стоимость может быть принята к вычету при уплате «своего» НДС в бюджет, то гражданам Беларуси придется сполна оплатить налоговые новации Минфина. Правда, за автодилерами сохранена льгота по уплате акцизов при импорте автомобилей. Но их размер невелик. Он зависит от объема двигателя автомобиля, и в составе розничной цены на легковой автомобиль составляет лишь десятые доли процента.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by