• Главная

    Delo.by,

    Комментарии 7 Май 2013 17:45

    Юрий Зиссер. Свой среди чужих или чужой среди своих?

    Юрий Зиссер, учредитель портала TUT.BY и основатель УП "Надёжные программы" о том, почему в Беларуси не могут ужиться гипермаркеты и "магазины у дома", а также отчего в белорусских бутиках цены - как в парижской "Галерее Лафайет".

    За два последних десятилетия мы привыкли всюду читать и постоянно обсуждать, как государство «душит» частный бизнес. Многочисленные публикации повествуют, как с помощью различных инструментов, будь то законы, «понятия», произвол отдельных чиновников или «позвоночное право», бесконечно выдумываются и вводятся всевозможные ограничения, которые препятствуют свободной конкуренции между субъектами хозяйствования.

    В этих условиях очевидная задача бизнес-союзов – лоббировать интересы бизнеса перед государством, доказывая последнему, что ограничение конкуренции в долгосрочной перспективе идет во вред тому же государству. Иногда это удается, и бизнес-сообщество празднует небольшую победу. Иногда процесс шел по принципу «шаг вперед – два шага назад». В последние годы ситуация, пожалуй, стала получше. И тут дело неожиданно приняло новый оборот. Бизнес-союзы в порядке расширения своей деятельности стали лоббировать интересы одной группы предпринимателей перед другой, пытаясь использовать государственные рычаги в качестве удавки для расправы над конкурентами. Речь о ритейле.

    В «лихие 90-е» торговля состояла из государственных гастрономов и колхозных рынков. С тех пор утекло много воды. Во-первых, почти вся торговля стала частной, и ритейл – одна из немногих отраслей, которую государство в основном покинуло. Во-вторых, появились бутики и торговые сети. Первые еще ждут своего писателя. Потому что любой белорус с уровнем достатка выше среднего знает, что во многих наших бутиках ассортимент состоит из нераспроданных остатков прошлогодних коллекций, закупленных по дешевке в «стоке», зато цены – как в парижской «Галерее Лафайет». Пририсовал к закупочной цене ноль – и нарисовал на ценнике! Все равно кто-то что-то случайно время от времени покупает, а навар в сотни процентов все компенсирует. Все одеваются за границей, но владельцев белорусских магазинов это почему-то устраивает.

    Но сегодня я не об этом, а о торговых сетях. Их преимущества для потребителя очевидны: цены ниже, брэнд сильнее, доверие выше, культуры обслуживания и порядка больше, ассортимент полный и одинаковый во всей сети. Даже туалеты и кафе есть. Наступившая эра всеобщей автомобилизации позволила белорусам закупаться не только в близлежащем гастрономе, но и специально ездить в территориально удаленные гипермаркеты для крупных закупок. Потребители быстро оценили преимущества торговых сетей. В результате их рейтинг и коммерческие успехи пошли в гору.

    У торговых сетей есть испытанные инструменты снижения издержек и дополнительного заработка, создающие им преимущества: оптовые закупки, продажа мест на полках определенным производителям за право быть представленными в данной сети и др. Заметим, что независимо от того, нравятся ли они производителям и поставщикам товаров, все эти меры так или иначе ведут к снижению цен и выгодны в первую очередь потребителю.

    Однако владельцы небольших магазинов, ранее успешно приносивших прибыль своим владельцам, быстро оценили угрозу своему бизнесу. Надо что-то делать – поняли они. Что советуют учебники при обострении конкуренции? Работать над повышением конкурентоспособности: снижать издержки, проводить рекламные кампании, совершенствовать логистику, ассортимент, заниматься маркетингом, мерчандайзингом и прочими мудреными вещами. А то и объединяться с себе подобными, создавая собственные торговые сети, которые в Беларуси только появляются, и их плотность еще весьма далека даже от российской.

    Никакие сети никогда не победят магазины шаговой доступности, если бизнес в них ведется грамотно. Только для этого нужно учиться работать: ломать голову, аккумулируя конкурентные преимущества такого магазина, где даже ассортимент должен быть на 70-80% иным, нежели в гипермаркете. Потом придется потратить кучу времени и денег на изменение стратегии.

    Я могу понять испуг владельцев старых магазинов, испугавшихся конкуренции. Но я отказываюсь понимать поддержавшие их бизнес-союзы, пытающиеся лоббировать их интересы перед такими же частными бизнесменами, как они сами, с помощью государственной дубины. Извините…

    Читайте ежемесячную колонку Юрия Зиссера в журнале "Дело", а также на сайте delo.by

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by