• Главная

    Delo.by,

    Комментарии 8 Июл 2014 12:54

    Интервью недели. Дмитрий Матковский: «Сегодня для белорусского бизнеса вертолет – это как яхта»

    Первый в Беларуси профессиональный вертолетный клуб появился в марте этого года с легкой руки белорусского бизнесмена, председателя правления группы компаний "А-100" Александра Центера, который к тому же является главой Белорусской федерации авиационного спорта. Сейчас в распоряжении клуба всего один вертолет, но уже скоро число летательных аппаратов увеличится. О планах клуба, а также о перспективах этого направления в нашей стране Delo.by рассказал летный директор Дмитрий Матковский.

    Delo.by: Дмитрий, возможно, это стереотип, но в Беларуси слово «вертолет» как-то больше ассоциируется с армией или МЧС, но никак не с белорусским бизнесом. Насколько это направление сегодня развито в нашей стране?

    Дмитрий Матковский: Пока в Беларуси есть только пять частных вертолетов, один из которых наш. При этом из тех людей, кто владеет вертолетами, не все на них регулярно летают. Поэтому на уровне частной инициативы, если не учитывать ДОСААФ, это направление, этот спорт у нас только зарождается, в отличие от соседних стран, где число вертолетов исчисляется десятками и даже сотнями.

    Delo.by: Почему в Беларуси вертолеты не настолько популярны? Дело только лишь в цене?

    Д. М.:  И в цене тоже. Согласитесь, что не каждый может позволить купить даже самый бюджетный вертолет, так как его стоимость составляет более 600 тысяч долларов. Поэтому, как правило, среди тех людей, которые интересуются этим направлением, абсолютное большинство - это бизнесмены. Причем, это представители среднего и крупного бизнеса, которые работают в банковском секторе, строительстве,  занимаются арендой недвижимости - то есть, в довольно прибыльных сферах. К сожалению, сегодня для состоятельных людей в нашей стране вертолет – это как яхта. Хотят многие, но могут себе позволить не все. Более того, раньше в Беларуси вертолеты не пропагандировались – не было рекламы, возможностей, чтобы обучаться пилотированию, наверное, поэтому это направление у нас развивалось медленнее, чем у соседей.

    Delo.by: Тем не менее, ваша компания решила развивать вертолетный спорт в Беларуси и открыла первый профессиональный клуб. Думаете, это изменит ситуацию?

    Д. М.:  Мы на это рассчитываем. Во всяком случае, мы чувствуем, что интерес есть. Мы решили начать с самого необходимого - обучения. Приобрели вертолет Robinson, который является одним из наиболее распространенных типов вертолетов, пригласили опытных инструкторов и начали готовить курсантов. Кстати, наша первая группа на 90% состоит из предпринимателей. Подготовка пилотов-любителей осуществляется следующим образом: человек должен сначала пройти медицинскую проверку врачебно-летной экспертной комиссии, затем окончить курсы теоретической подготовки, и только после того, как он получил все необходимые сертификаты, можно начинать проходить летное обучение.

    Delo.by: Сколько времени нужно практиковаться, чтобы стать настоящим пилотом?

    Д. М.:  40 часов – это для человека, который никогда еще не летал и впервые сел за штурвал вертолета. Мы еще занимаемся переучиванием, когда человек летал на одном типе вертолета, а хочет пересесть на другой. Это занимает около 10 часов.

    Delo.by: На Ваш взгляд, почему именно представители бизнеса интересуются вертолетами?

    Д. М.:  Думаю, что для них это определенный вызов. Ведь когда ты достиг чего-то в бизнесе, то хочется покорять новые вершины. А управлять вертолетом также дано не каждому - это требует не только серьезной подготовки, но и определенного характера, личных качеств. Многие хотят доказать, что они могут управлять этой машиной. В вертолете ведь все зависит от пилота, он не может на время бросить штурвал и расслабиться – это не самолет, который в какой-то момент сам летит. Здесь требуется постоянное внимание и четкость действий, нужно быть максимально сконцентрированным, выкладываться полностью.  Более того, 80% бизнесменов, которые покупают себе вертолет, начинают заниматься этим профессионально. Потом они летают по чемпионатам мира, на своих вертолетах или же арендуя их на месте, и часто показывают хорошие результаты. Также на вертолете можно летать с клиентами, с семьей, одному – вариантов масса.

    Delo.by: Какие еще возможности открывают для нашей страны частные вертолеты?

    Д. М.:  В первую очередь, это такая услуга, как аэротакси. Это очень распространено, например, в Москве. Там из-за пробок сразу за кольцевой построили множество вертолетных площадок, и вертолет может вылететь буквально в любую точку и довезти человека быстро и комфортно. Думаю, что у нас со временем такая услуга также будет популярна. Например, для перелетов до аэропорта или до областных городов. Время экономится в несколько раз - так, до Витебска на вертолете можно долететь за час с четвертью.

    Delo.by: Планируете ли развивать туристическое направление?

    Д. М.:  Мы уже проводим обзорные полеты – как по Минску и окрестностям, так и по территории всей Беларуси. Перспективное направление – работа с туристическими агентствами. Мы планируем подготовить несколько интересных мест и устраивать полеты к различным туристическим объектам, достопримечательностям. Таким же образом можно организовывать рыбалку в совершенно диких местах, например, на Припяти, где толком нога человека не ступала. Причем можно летать даже зимой – в салонах вертолетов есть хорошая система отопления.

    Также нашими услугами сегодня заинтересовалось государство – мы получили предложение совершать полеты газо- и нефтепроводов. Для населения мы планируем проводить так называемые «свадьбы на небесах». Подгоняем лимузин, фотографируемся рядом с вертолетом и поднимаемся в небо. Направление новое и перспективное. За прошлый месяц у нас около пяти пар поженились таким образом. 

    Delo.by: На Ваш взгляд, какие «подводные камни» в целом сегодня препятствуют развитию любительского и профессионального вертолетного спорта в Беларуси?

    Д. М.:  Особых препятствий нет. При покупке нужно растаможить вертолет, доставить его - в этом ничего трудного нет. С обслуживанием тоже в Беларуси вопрос решаемый - у нас достаточно специалистов, который умеют работать с этой техникой, по базированию – тоже не проблема... Единственный  момент, что у нас по сравнению со всем миром сильно ужесточено законодательство. Если в Европе существует уведомительная система полетов – достаточно проинформировать соответствующие службы, что ты летишь по такому-то маршруту, и все, то у нас, к сожалению, разрешительная система. Мы должны в обязательном порядке с сегодня на завтра подавать заявки, согласовывать все с рядом государственных органов.  Тем не менее, наш клуб сегодня готов взять эти трудности на себя, чтобы любой желающий мог приобрести вертолет, оформить его, сесть и свободно полететь.

    Delo.by: Каким перспективы вы видите для этого направления в ближайшие годы?

    Д. М.:  Мы планируем закупить в собственность еще один вертолет в ближайшее время, сделать хороший центр с вертолетными площадками, ангарами, инженерной зоной, учебными классами, кафе и зоной отдыха. Думаю, что в ближайшие 2-3 года мы увидим активизацию этого направления. Люди уже начинают интересоваться вертолетами, их моделями. Поэтому белорусские бизнесмены также будут их приобретать, будут учиться. Думаю, что в перспективе это станет довольно сильным движением как в любительском, так и в спортивном плане.

    Беседовал Павел Петько, Delo.by

    Фото автора.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      тел: +375 (17) 203-52-09

      факс: +375 (17) 203-09-67

      email: delo@delo.by