• Главная

    Delo.by,

    Комментарии 25 Апр 2014 10:40

    Интервью недели. Игнат Бобрович: «У белорусского автоспорта есть будущее»

    Создаваемое в Беларуси производство легковых автомобилей Geely открывает для нашей страны широкие возможности в сфере автоспорта.

    Автоспорт в Беларуси – тема болезненная. До недавнего времени в стране даже не существовало предприятий по производству легковых автомобилей, не говоря уже о гоночных. Это и понятно: на территории Беларуси отсутствуют важные природные ресурсы, а необходимость закупать их у соседей во многом негативно влияет на рентабельность автопроизводства.

    В тоже время, на фоне стран Европы, Беларусь располагает довольно дешевыми трудовыми ресурсами, лояльной юридической и налоговой системой, а также выгодным географическим местом расположения. Грешно и непрофессионально было бы этими преимуществами не воспользоваться. Тем более, что примеры успешного построения производства грузовых автомобилей и сельскохозяйственной техники у нас есть.

    Хотя еще недавно завод «МАЗ» испытывал значительные финансовые сложности, поправить ситуацию во многом ему помог спорт. Отечественные гонщики сумели грамотно распорядиться бюджетом в $900 тысяч, собранным в основном спонсорами и партнерами. Успешное выступление на ралли «Дакар – 2014» всего за несколько дней увеличило рейтинг отечественных спонсоров и Беларуси в целом на десятки процентных пунктов.

    Руководство компании не скрывает также факт удачного «совпадения», в результате которого за последние три года участия команды в соревнованиях на ОАО «МАЗ» почти на 20% вырос экспорт грузовиков в страны Южной Америки, в том числе Венесуэлу, Колумбию и Эквадор. Интерес к соревнованиям совершенно логично стимулирует расширение рынков сбыта автомобилей в необходимых регионах. К тому же, ралли-рейды выступают своеобразным испытательным полигоном для автомобилей, выпускаемых в дальнейшем на конвейере, что позволяет белорусскому производителю сократить издержки на предпродажное тестирование.

    Участие ОАО «МАЗ» в «Дакаре» стало для белорусских компаний настоящим открытием, показавшим, что на автоспорте можно заработать. Тем не менее, в Беларуси никогда не было и не будет полноценного бизнеса, связанного с гонками на легковых автомобилях… Или мы ошибаемся? Об этом Delo.by поговорил с соучредителем первой белорусской команды по шоссейно-кольцевым автогонкам BY Racing Игнатом Бобровичем.

    - Опыт наших коллег доказал, что у белорусского автоспорта есть будущее. У них получилось громко заявить о потенциале Беларуси на ралли «Дакар». У нас, как у представителей, шоссейно-кольцевых автогонок, есть возможность рассказать о белорусском автоспорте практически всему миру.

    Delo.by: Игнат, расскажите о команде BY Racing, как долго Вы занимаетесь автоспортом?

    И. Б.:Начало проекту было положено в 2000 году. Более восьми лет команда под названием БИР возглавляла рейтинги во внутреннем белорусском чемпионате по виртуальным командным играм TeamRacing. После закрытия чемпионата, в 2012 году мы решили возобновить гонки в Беларуси, только уже в реальном формате, и создали команду BY Racing. Мы создали спортивное учреждение, за собственные средства подготовили гоночный автомобиль, пока он один. Команда состоит примерно из десяти человек, из них два пилота, технический директор, гоночный инженер, механики и PR-менеджеры.

    Сейчас мы выступаем на региональном уровне и в ближайших планах есть поездка в Прибалтику для участия в местных соревнованиях в качестве первой и пока единственной белорусской гоночной команды. Но все упирается в деньги. Для того чтобы побеждать, необходимо почти полностью обновить автомобиль. Для выступления в Прибалтике нам нужен минимальный бюджет в €50 тыс. Деньги нужны  и на новые запчасти, и на обслуживание авто во время гонок, и на специализированную технику.

    Delo.by: Понятно, что для вас гонки – это страсть. Но планируете ли вы получать от участия в соревнованиях доход, и какими видите его источники?

    И. Б.:Основной доход гоночной команды заключается в спонсорстве и партнерстве. Наш подход таков: «Спонсорство - это бизнес для нас и для вас». Ведь мы продаем не продукт, а возможность «засветиться», эффективную PR-компанию.

    Проблема в том, что большинство белорусских предпринимателей не верят в отдачу от такого рода рекламы и будущей денежной выгоды в спонсировании спортивных мероприятий. Они в один голос говорят примерно следующее: «Знаете, мы уже пробовали что-то подобное, но у нас ничего не получилось».

    Но многие неудачи в подобных проектах связаны в первую очередь с неумелой организацией PR-компании. Недостаточное освещение в прессе и отсутствие четкой просчитанной рекламной стратегии ведет к тому, что потраченные деньги в прямом смысле вылетают в трубу.

    Мы же готовы беседовать со спонсорами, изучать их потребности и целевую аудиторию. На всех этапах партнерства мы обсуждаем вопрос о том, в каком виде лучше донести информацию, что мы можем сделать для большей эффективности рекламной компании. Мы создали работающие механизмы и каналы  распространения рекламы, собственный фан-клуб и готовы предоставить любую поддержку в плане пропаганды.

    Кроме того, отсутствие энтузиазма у спонсоров – это не единственная проблема в их поиске. Так уж сложилось, что гонки в Беларуси не являются приоритетным  направлением развития спорта. Часто деньги белорусских инвесторов идут на поддержку команд по хоккею, футболу, гандболу и другим видам спорта. 

    Delo.by: А как насчет партнерства? Поговаривают, что вы планируете сотрудничать с белорусским производителем автомобилей СЗАО «БЕЛДЖИ». Так ли это?

    И. Б.:Да, такой проект существует и он достаточно реален. Мы действительно беседовали с руководством завода, и они готовы предоставить нам платформу, автомобиль Geely SC 7, для того, чтобы на его базе выпустить первый белорусский гоночный автомобиль.

    Но вопрос опять упирается в деньги. В настоящий момент СЗАО «БЕЛДЖИ» не может себе позволить финансировать проект по разработке спортивного автомобиля за собственные средства, хотя и понимает всю возможную выгоду от будущего сотрудничества.

    Delo.by: А что на счет государственно-частного партнерства? Вы могли бы стать первой белорусской национальной гоночной командой.

    И. Б.:Да, у нас есть такие планы и, что особенно важно, в настоящий момент, нет конкурентов.  В идеале, хотелось бы с помощью BYRacingвывести спортивную версию автомобиля Geely SC 7 на международный чемпионат.

    Delo.by: Планируете ли вы в будущем выйти на самоокупаемость? Как на счет идеи создать организацию (например, авто-ателье, мастерскую по ремонту авто или что-то еще) для того, чтобы она частично финансировала спортивную компанию?

    И. Б.:В долгосрочной перспективе, конечно, хотелось бы. Но для начала мы планируем развивать работу с Geely, провести грамотную PR-компанию нового автомобиля. Когда мы будет участвовать в автогонках и побеждать, когда каждый белорусский подросток будет знать все о нас все и болеть за белорусскую команду, когда участвовать в автоспорте в Беларуси станет престижно - только тогда можно будет говорить о возможном переходе на самоокупаемость.

    Ирина Красовская, Delo.by

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by