• Главная

    Delo.by,

    Комментарии 18 Июл 2016 15:47

    Приказано – выжить!

    Корпоративная реструктуризация позволяет оптимизировать существующие издержки, отказаться или, наоборот, приобрести необходимые активы, чтобы дать «новое дыхание» бизнесу, не допустив преждевременной ликвидации или банкротства.

     

    Николай Артемьев, старший юрист юридической фирмы COBALT, специально для «Дела»

    Под «корпоративной реструктуризацией» понимают изменение структуры компании и входящих в нее элементов (движимое, недвижимое имущество и иные активы), которые формируют ее бизнес, в связи с различными внутренними и внешними факторами.

    Целью корпоративной реструктуризации могут выступать:

    • оптимизация бизнес-процессов;
    • оптимизация налогообложения и финансовых потоков;
    • эффективное использование ресурсов (материальных, трудовых, интеллектуальных и других);
    • освобождение бизнеса от проблемных, неликвидных активов;
    • защита интересов владельцев бизнеса;
    • финансовое оздоровление и улучшение платежеспособности;
    • предупреждение банкротства компании.

    Корпоративная реструктуризация может быть проведена различными способами. Из них наиболее актуальными являются: реорганизация компании, изменение структуры капитала и корпоративного контроля, продажа доли (акций) компании, продажа ключевых активов (недвижимого имущества, технологического оборудования и т.п.), а также создание группы компаний. Важно понимать, что все эти способы могут использоваться как самостоятельно, так и взаимодействуя между собой.

    Реорганизация компании

    Реорганизация – это процедура, которая сопровождается передачей всех или части прав и обязанностей реорганизуемой исходной компании (в том числе с передачей части или всего имущества) на баланс другой компании. В результате происходит прекращение деятельности исходной компании и/или создание одной или нескольких новых фирм. Преимуществом процедуры реорганизации является то, что передача имущества при реорганизации не считается реализацией, что позволяет избежать значительных расходов в части налоговых отчислений (НДС, налог на прибыль). Реорганизация может проводиться в форме выделения, разделения, слияния, присоединения и преобразования.

    Выделение или разделение компании.

    Например, если по каким-то причинам  компании «А» становится невыгодно развивать определенное направление бизнеса (например, ритейл), но при этом остаются активы в виде торговых помещений и оборудования, то возможна реорганизация компании «А» путем выделения новой компании «Б». На баланс новой компании передается все имущество, необходимое для развития данного направления, а также иные активы и обязательства. При этом обе компании продолжают свою деятельность. В последующем бизнес компании «Б» может быть продан через куплю-продажу доли в уставном капитале.

    Вместо выделения можно провести разделение компании «А» на несколько новых компаний с передачей необходимого для осуществления деятельности имущества. При этом компания «А», которая была разделена на несколько компаний, прекращает свою деятельность. Одной из особенностей разделения (в отличие от выделения) является необходимость заново получать разрешительную документацию (лицензии, сертификаты и другое).

    Слияние компаний

    Слияние означает объединение активов двух и более компаний, которые прекращают свою деятельность, в результате чего создается новая компания. Чаще всего это происходит, когда две компании намерены объединить свои активы и ресурсы.

    Присоединение компании

    При этом все имущество переходит к одной из компаний. Присоединившаяся компания прекращает свою деятельность. Например, если одна из компаний обладает производственным оборудованием, но не может по каким-то причинам самостоятельно осуществлять производственную деятельность, она может быть присоединена к другой компании, которая обладает необходимыми ресурсами для производства, но нуждается в приобретении такого оборудования.

    Преобразование компании

    Преобразование целесообразно использовать, когда ставится задача изменения формы ведения бизнеса (например, из унитарного предприятия (УП) в ООО или из ООО в ЗАО). Это может быть востребовано компаниями, которые действуют в форме УП и рассматривают привлечение дополнительных инвестиций в уставный капитал. Слияние или присоединение обычно применимо тогда, когда компания планирует расширять масштабы своей деятельности. Выделение или разделение, наоборот, актуально, когда речь идет об уменьшении масштабов деятельности, диверсификации бизнеса. После реорганизации доли (акции) новых компаний могут быть проданы иным лицам.

    Изменение структуры капитала и корпоративного контроля

    Это универсальный способ реструктуризации, который может использоваться в любых компаниях. Он предполагает изменения уставного капитала компании. Это может быть:

    1. Привлечение инвестиций в уставный капитал путем вхождения нового участника, дополнительной эмиссии акций.
    2. Изменение соотношения долей участия уже действующих участников за счет перераспределения их долей, покупка одним из участников доли другого и т.п. Например, выкуп одним из участников долей миноритарных участников (например, с долей от 1% до 20%).
    3. Продажа доли холдинговым компаниям, созданным в государствах, с которыми Республика Беларусь имеет соглашения об избежание двойного налогообложения, что позволит оптимизировать или распределить налоговую нагрузку.

    Продажа доли в уставном капитале

    Продажу доли можно отнести к разновидности изменения структуры капитала. В этом случае бизнес переходит к новому лицу с момента приобретения доли в уставном капитале по договору купли-продажи. Стоит учесть, что при продаже доли в уставном капитале происходит продажа не имущества, находящегося в собственности компании, а продажа имущества (а точнее – имущественного права), находящегося в собственности участника (акционера) компании. Степень влияния и контроля участником на осуществляемый компанией бизнес зависит от размера приобретенной доли.  

    Отметим, что это наиболее распространенный способ продажи активов в Республике Беларусь, что обусловлено такими его преимуществами, как оперативность вхождения в бизнес нового лица, освобождение продавца доли от уплаты НДС, а также сохранение за

    компанией юридической силы всей разрешительной и иной документации (лицензии, товарные знаки и т.п.).

    Продажа компании в виде отдельных активов

    В этом случае бизнес продается путем заключения отдельных договоров купли-продажи, например, недвижимого имущества, производственного или торгового оборудования, товаров и т.п., а также путем перевода на покупателя прав и обязанностей продавца посредством заключения соответствующих договоров перевода долга и уступки требования. Этот вариант представляет собой, с одной стороны, сравнительно быстрый способ передачи активов, с другой стороны, могут возникнуть определенные сложности в связи с заключением большого количества сделок в отношении каждого вида имущества, а также с необходимостью получения согласия кредиторов продавца при переводе долга.

    Продажа предприятия как имущественного комплекса

    В этом случае компании необходимо зарегистрировать на базе своего имущества предприятие как имущественный комплекс (ПИК). ПИК рассматривается как объект недвижимости. Регистрация ПИК и его продажа является достаточно сложной и длительной процедурой, которая включает в себя: принятие решения о создании ПИК; полную инвентаризацию активов и обязательств компании; уведомление кредиторов по обязательствам, включенным в состав ПИК; государственную регистрацию создания ПИК в РУП «Национальное кадастровое агентство».

    Большинство ПИК регистрируется на базе имущества унитарных предприятий  с целью дальнейшей продажи. Это связано с особенностями правового режима имущества УП: собственником имущества является его учредитель. При продаже ПИК у продавца возникает обязанность по уплате НДС, а также налога на прибыль. Продажа ПИК является достаточно длительным и затратным процессом, поэтому на практике бизнес старается прибегать к иным решениями.

    Альтернативой продажи УП как имущественного комплекса является процедура реорганизации УП путем его преобразования в ООО или ЗАО с последующим выходом из общества либо продажей доли в уставном капитале общества новым владельцам. Создание ПИК возможно и на базе компании в форме ООО или ЗАО, однако это имеет смысл при передаче имущества в составе ПИК в залог банку, когда у компании нет иного ликвидного имущества для обеспечения своих кредитных обязательств.

    Моделирование бизнеса через создание группы компаний

    Обычно в группе каждая из компаний специализируется на конкретном направлении деятельности. Специализация позволяет выстраивать единую стратегию, оптимизировать денежные потоки, экономить на издержках, а также диверсифицировать риски собственников бизнеса.

    Управление и контроль группой компаний целесообразно возлагать на одну из компаний группы, которая будет выполнять роль своеобразного корпоративного центра, управляющей компании. Такой компании обычно передаются непроизводственные (вспомогательные) функции: бухгалтерия, юристы, маркетинг, персонал и т.п. Управляющая компания по гражданско-правовым договорам может оказывать услуги «своим» компаниям группы, что позволяет значительно снизить расходы на оплату труда, оптимизировать налоговую нагрузку. Использование механизма управляющей компании также гарантирует осуществление общей стратегии развития, планирования, контроля и ведения бизнеса, соблюдение внутрикорпоративных правил, стандартов и т.п.

    В качестве резюме можно отметить, что выбор определенных видов корпоративной реструктуризации зависит от целей, внутренних возможностей и интересов самой компании, а также от внешних условий на рынке. Когда стратегическое решение о реструктуризации принято, возникает задача выбора оптимального способа корпоративной реструктуризации с точки зрения организационно-правовых, налоговых и иных аспектов. Для определения оптимального способа реструктуризации с целью сокращения юридических рисков и оптимизации налоговых и иных последствий, связанных со сделкой, в каждом конкретном случае рекомендуется привлекать профессиональных консультантов. 

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      тел: +375 (17) 203-52-09

      факс: +375 (17) 203-09-67

      email: delo@delo.by