• Главная

    Delo.by,

    Комментарии 11 Ноя 2013 18:30

    Олег Хусаенов: «Я управляю маленькой компанией из 12 человек. И пока мне этого достаточно»

    О романтике в своей жизни и о построении бизнес-стратегий «Делу» рассказал один из самых успешных бизнесменов Беларуси, соучредитель и Председатель Совета директоров холдинга «Атлант-М», генеральный директор управляющей компании «Зубр Капитал»Олег Хусаенов.

    Кристина Рыбик, «Дело»

    Биография Олега Хусаенова может стать идеальной сюжетной линией для бестселлера в области бизнес-литературы. Родился и вырос Олег Хусаенов в небольшом городке в Северном Казахстане, куда его родителей отправили поднимать целину. В детстве он часами просиживал возле карты, смотрел, насколько огромен мир, и мечтал о путешествиях. Самые приятные дни в году выдавались летом, когда они с родителями ездили на машине через Урал к Черному морю, в Астрахань на Волгу или в Казань.

    «С такими поездками у меня были связаны самые приятные впечатления, и я хотел, чтобы моя работа тоже была связана с путешествиями. Естественно, я мечтал стать летчиком», – рассказывает Олег Ильгизович.   

    После окончания физико-математической школы Олег Хусаенов  поступает в Московский институт инженеров гражданской авиации. Это был компромисс, т. к. высшие летно-авиационные училища находились в маленьких городах – Тамбове, Воронеже, Актюбинске, а будущему бизнесмену хотелось попасть в большой город.  

    О первом бизнес-опыте

    По законам жанра свой первый «бизнес-опыт» Олег Ильгизович получил в детстве. Каждые выходные он получал от родителей по 15 копеек на мороженое, а к концу лета  накапливал 10 рублей, которые потом «спускал» на какой-нибудь ненужный сувенир на горе Новый Афон.

    «Бизнесом мне всегда хотелось заниматься, но, естественно, не со школьных лет – тогда была совсем другая идеология»,– вспоминает Олег Хусаенов. Однако в перестроечное время параллельно с учебой в институте подрабатывали многие – кто-то толкался за билетами в театр, потом их перепродавал, а у студента Олега Хусаенова были свои «поставщики» – иностранцы, которые привозили на продажу одежду.

    «Тогда это называлось  фарцовкой, но мы занимались этим не ради бизнеса, а ради удовольствия, чтобы вечером на дискотеке спустить все заработанные деньги, – продолжает Олег Ильгизович. – Вообще, я никогда не работал ради денег в чистом виде – я всегда работал ради интереса. Мне просто повезло: то, чем я занимаюсь, приносит деньги. Естественно, результат в бизнесе – это прибыль, и если твоя компания ее приносит, значит, ты все правильно делаешь».  

    Осознанным бизнес стал с появлением семьи. Олег Хусаенов создал кооператив по мытью окон, который, кстати, оказался очень успешным. «Когда я начинал, рынок был настолько пуст, что любое направление приносило прибыль, – рассказывает Олег Ильгизович. – Тогда начинающие бизнесмены каждый день интересовались друг у друга, какая у них сегодня «тема». По мере того, как возрастала конкуренция, стало понятно, что множественность целей вредит – более выгодно фокусироваться на чем-то одном. Сейчас я стал мудрее, поэтому более сфокусирован».

    О своем брэнде

    После двух лет обязательной работы по распределению на минском заводе холодильников Олег Хусаенов сразу же увольняется и создает «Атлант-М». 

    Название родилось вот откуда. Когда Олег Хусаенов  пришел в комсомольскую организацию завода холодильников и предложил создать совместное научно-техническое творчество молодежи, то предложил назвать его «НТТМ-Атлант». Любопытно, что завод тогда еще официально не назывался «Производственное объединение «Атлант», это был МЗХ – Минский завод холодильников. В 1991 году, после ухода с предприятия, Олег Хусаенов   просто сократил название своего кооператива до «Атлант-М». Кстати, этот брэнд был зарегистрирован первым. Уже потом завод холодильников обращался к автомобильному холдингу за разрешением использовать брэнд «Атлант».

    О стратегии

    «Зубр Капитал» – это новый вызов для Олега Хусаенова. Фонды прямых инвестиций работают по своим четким законам, которые команда детально изучила на примере опыта   американских, английских и российских компаний, которые были родоначальниками этого бизнеса. Заново пришлось разрабатывать учет, отчетность, структуру.  

    «Финансовый рынок в Беларуси пока что не развит, и мы являемся одним из элементов этого зарождающегося рынка. Не уверен, что здесь всем найдется место. Как показывает практика американского рынка, есть 20-30 компаний, в которые инвесторы желают вкладывать деньги,  все остальные – серая масса. В России наберется около 5 таких фондов. Мы еще раз хотим стать номером один в Беларуси», – заявляет генеральный директор управляющей компании «Зубр Капитал». Стратегия этой компании уже просчитана на 7-10 лет вперед.

    В стратегии «Зубр Капитала» прописано,  что компания в ближайшие 3-4 года не будет инвестировать в государственные предприятия,  хотя первоначально такая идея существовала. Команде понадобился год,  чтобы изучить всю экономику и понять, что государство еще не готово к приватизации, и этот путь – тупиковый.

    Сейчас «Зубр Капитал» собирает фонд, средства которого собирается вложить в частные компании и вместе с ними вырасти  в 2-3 раза – это будет кропотливая работа с финансами, персоналом, бизнес-процессами, продуктом, брэндом. Однако фонды прямых инвестиций приходят на 5-7 лет. Дальше – либо выход на IPО, либо поиск стратегической компании, которая выкупает весь пакет акций.     

    «Я по натуре – проектный менеджер, – говорит Олег Хусанов. – И в «Атлант-М» я постоянно реализовывал проекты. Есть организация, но ей надо развитие – открытие нового автоцентра,  в котором надо создать систему продаж или внедрить IT-систему, провести ребрэндинг. Соответственно, когда я разобрался,  как работают фонды прямых инвестиций, то понял, что мне это подходит по темпераменту и менталитету».

    О новом проекте

    «Сейчас очень много времени у меня занимает процесс убеждения инвесторов вкладывать капитал в Беларусь. Так сложилось, что имидж у страны негативный. Частного инвестора, не на государственном уровне, убедить очень сложно. Мне приходится приводить очень много аргументации, доказывать, что это возможно. Пока получается»,– рассказывает Олег Хусаенов. 

    Насколько бы широким ни казался мировой круг инвесторов, среди готовых вливать финансовые средства в нашу страну – институциональные инвесторы и… просто богатые люди из России, Литвы, Беларуси и Израиля. Последняя категория инвесторов, по словам Олега Ильгизовича, хорошо знакомы с нашей страной и знают,  что при грамотном построении бизнеса заработать в Беларуси можно. Среди институциональных инвесторов «Зубр Капитал» сейчас ведет переговоры с ЕБРР,  который, принимая решение о вложении денег, в первую очередь обращает внимание на сильную команду.   

    Следующий этап – найти интересный проект, в который инвестирует «Зубр Капитал». Интересный проект – это сильный лидер и хорошая команда. При этом предприятие должно быть производственным, с которым «Зубр» будет создавать сбытовую сеть в России и Казахстане.

    «Среди частных компаний много примеров, где есть сильный лидер и команда. Но зачастую мы приходим, а собственник говорит: «Спасибо, у нас все хорошо, так что не мешайте». Как правило, эти компании строились с нуля, и их руководители отлично знают свой бизнес. И когда мы предлагаем купить 25% акций, то их оценка для стратега хороша, но для нас как для портфельного инвестора эта завышенная оценка. И найти хорошую сделку, когда мнения отцов-основателей и «Зубр Капитала» совпадают, сложно. А вкладываться в рядовую компанию не хочется. Сейчас мы ведем несколько переговоров с собственниками», – говорит Олег Хусаенов.

    Резюмируя

    «Недавно в Гродно мы открывали арт-проект «ZABOR», перед этим я ходил в мастерские художников,  видел их работы, их эволюцию. Если раньше это были робкие попытки искусства, то сейчас – это мысль, вызов. То же самое и в бизнесе,  – подводит черту Олег Хусаенов.– Мерило успеха? Я сам. Если вечером говоришь себе, что все сегодня сделал правильно, чтобы компания дальше росла, значит, это успех. Я себя спрашиваю: был ли я счастлив сегодня? Конечно, большинство дней, которые я посвятил бизнесу, я был счастлив».  

    Подробнее об Олеге Хусаенове и других белорусских бизнесменах читайте в свежем номере журнала "Дело".

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by