• Главная

    Delo.by,

    Комментарии 24 Авг 2016 10:32

    Налоговый посредник

    В Беларуси может появиться институт налоговых консультантов. В этом случае налоговое консультирование станет профессией и новым видом экономической деятельности.

     

     

    Тимофей Савицкий, младший юрист международной юридической фирмы COBALT, специально для «Дела»

    В настоящий момент в Республике Беларусь разработан проект Указа Президента «О налоговом консультировании в Республики Беларусь» (далее – проект Указа) − акта, призванного регулировать вопросы оказания услуг налоговыми консультантами, получения ими необходимой аттестации и профессионального статуса, а также создания Палаты налоговых консультантов – негосударственной некоммерческой организации-объединения налоговых консультантов. Акт опубликован на портале Министерства по налогам и сборам для публичного обсуждения.

    Согласно п.3 проекта Указа, услуги налоговых консультантов включают в себя консультирование физических и юридических лиц по налоговым вопросам, бухгалтерского учета и отчетности, составление налоговых деклараций и их предоставление в налоговые органы, проверку правильности исчисления и уплаты налогов, представительство по спорам о налогообложении в судах и иных органах. Проект Указа оставляет перечень услуг открытым, подчеркивая, что налоговые консультанты могут оказывать и иные услуги, связанные с налогообложением. То есть, предполагается, что их услуги будут более специфичными и комплексными, чем услуги аудиторов, юристов и бухгалтеров, и охватят широкий спектр отношений в области налогообложения и налогового планирования. В соответствии с п.4 проекта Указа, услуги по налоговому консультированию предоставляются физическими лицами, имеющими статус налогового консультанта и зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, а также – юридическими лицами, в штате которых имеются налоговые консультанты.

    Предусматривается введение квалификационной аттестации на получение статуса налогового консультанта. Данный аттестат будет действовать бессрочно. Для его получения соискатели на статус налогового консультанта должны будут сдать квалификационный экзамен. Проведение экзамена, выдача аттестатов, их продление и аннулирование будут осуществляться Палатой налоговых консультантов. Форма и порядок проведения квалификационного экзамена, требования к знаниям соискателей – будут устанавливаться Министерством по налогам и сборам.

    Проект Указа следует сложившейся международной практике и устанавливает обязанность налогового консультанта страховать свою ответственность перед консультируемыми лицами. Подобное страхование (минимальная сумма – 1 000 базовых величин), в случае принятия Указа, позволит юридическим и физическим лицам покрывать штрафы и иные санкции за счет страховки при допущении налоговыми консультантами ошибок – например, при предоставлении налоговых деклараций, переходе на определенную систему налогообложения и в иных случаях. Для сравнения: в Германии минимальная сумма такого страхования составляет €250 тыс. на каждый страховой случай при сумме страхового взноса в €750.

    Действие квалификационного аттестата налогового консультанта может приостанавливаться в случае, если договор страхования ответственности налоговых консультантов истекает и (или) не продлевается. Тем самым, страхование ответственности является безотлагательным условием для осуществления деятельности по налоговому консультированию. Пока, однако, неизвестно – какими именно страховыми организациями будет выполняться данный вид страхования.

    Следует отметить, что проект Указа прямо не предусматривает запрет на консультирование по налоговым вопросам при оказании юридических, адвокатских и аудиторских услуг. Согласно этому документу, при налоговом консультировании заключается договор на оказание услуг по налоговому консультированию. Представляется, что заключение, например, договора на оказание юридических услуг, который включает в себя еще и консультирование по налоговым вопросам, не будет противоречить положениям грядущего Указа (по аналогии с институтом патентных поверенных и оказания услуг консультирования по вопросам защиты промышленной собственности).

    Налоговые консультанты в ряде иностранных государствиспользуются как независимые эксперты в области налогов и налогового планирования, а также как представители в судах, налоговых и иных органах. При этом выделение налоговых консультантов в отдельный институт произошло во многих  странах – от Японии до Российской Федерации. Специфика регулирования данного института отличается в разных государствах, однако успешность его создания подтверждается цифрами –в настоящий момент в Германии работают более 80 тыс. налоговых консультантов, в Чехии – более 5 тыс., а в России – более 6 тыс.

    В зарубежных странах институт налоговых консультантов вводился для повышения инвестиционной привлекательности, перевода налоговых аспектов деятельности предприятий на комплексный аутсорсинг и обеспечения независимости консультирования по налоговым вопросам.Как правило, иностранные инвесторы и местный бизнес, избегают обращений за разъяснениями по налоговым вопросам к органам государственной власти, предпочитая частных консультантов, которые изначально исходят из интересов клиента и более мотивированы с экономической точки зрения на поиск оптимального решения возникающих в деятельности компании вопросов.В качестве примера стимулирующих мер по привлечению налоговых консультантов бизнесом можно отметить Чехию, где, в соответствии с местным законодательством, при использовании налогового консультанта срок предоставления налоговых деклараций продлевается на три месяца.

    Мотивация введения данного института в Беларуси не отличается от таковой в зарубежных странах – это и повышение нашей страны в рейтинге инвестиционной привлекательности и ведения бизнеса, и адаптация международных стандартов и предоставление большей гибкости для удовлетворения нужд бизнеса в усложняющейся международной налоговой среде. Кроме того, в настоящий момент существует ряд проблем, связанных с налогообложением и соответствующим регулированием, успешность разрешения которых зависит не в последнюю очередь и от введения института налоговых консультантов:

    1) комплексность налогового законодательства, а также невозможность (или трудоемкость) для многих компаний системно отслеживать его изменения;

    2) относительная неразвитость сферы налогового аутсорсинга (например, подача документов в налоговые органы, требований о возврате излишне уплаченных сумм налогов и иное);

    3) существенные расходы по содержанию штата бухгалтеров и привлечению внешних аудиторов в связи с комплексностью предъявляемых к субъектам хозяйствования требований;

    4) невысокая информированность физических лиц (включая индивидуальных предпринимателей) о нюансах налогового регулирования их деятельности. Например, данная проблема актуальна для многих IT-специалистов, работающих на иностранных заказчиков;

    5) санкции и дополнительные издержки в случае неправильного исчисления налогов и совершения некоторых иных действий/бездействий в области налогообложения и налогового планирования.

    Введение института налоговых консультантов позволит внести положительную динамику в разрешение вышеупомянутых проблем, оптимизировать расходы и возможные издержки бизнеса, выделить узкоспециализированную группу налоговых экспертов и удовлетворить потребность в налоговом сопровождении бизнеса и аутсорсинга налогового обслуживания (что, в частности, актуально для среднего и крупного бизнеса). Что  касается страхования ответственности налогового консультанта, то оно позволит субъектам хозяйствования и физическим лицам не нести материальную ответственность за неправильную подачу/не подачу документов и иные действия или бездействия, совершаемые налоговыми консультантами. Важным элементов в обеспечении стабильности отрасли налогового консультирования является предполагаемое создание независимого органа в лице Палаты налоговых консультантов. Ожидается, что с принятием Указа налоговый климат нашей страны станет более комфортным как для локальных юридических и физических лиц, так и для международного бизнеса.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      тел: +375 (17) 203-52-09

      факс: +375 (17) 203-09-67

      email: delo@delo.by