• Главная

    Delo.by,

    Комментарии 20 Мар 2013 11:39

    Юрий Зиссер: «Прежде чем выйти в текущий «ноль», мы провалились на $62 тыс.»

    TUT.BY– проект персонифицированный. Его успехи и промахи, вырученная прибыль, а в последнее время даже скандальные новости не отделимы от имени Юрия Зиссера, чей образ никак не укладывается в стереотипное представление о бизнесменах. В детстве Юрий Анатольевич никогда не чувствовал ни склонности, ни необходимости заниматься бизнесом. Он много читал: детскую литературу, приключения и биографии знаменитых людей. Как однажды признался сам Зиссер, ему,  как и любому ребенку,  хотелось стать похожим на них. В свои юные годы Юрий Анатольевич был не самым общительным, зато сейчас среди своих увлечений выделяет… общение с людьми – у любого человека почти всегдаесть чему научиться. Он слушает музыку Баха, Мессиана, Вивальди, любит джаз, а дома музицирует на настоящем домашнем органе с двумя мануалами, педалью и тридцатью регистрами. Не любит радио, телевизор, попсу, разговоры о спорте, самогон и водку, охоту и рыбалку, серость, плагиат, оружие любого вида, националистов и национализм в любой форме, вранье. Юрий Анатольевич в свое время сделал ставку на Интернет и не прогадал. Кстати, это интервью Зиссер также дал по Интернету. 

    О постепенном, но верном переходе газет, журналов в интернет-пространство уже говорено-переговорено… Если крупнейшие европейские издания сокращают свои тиражи, что же говорить о белорусских. Как Вам кажется, то, что сегодня происходит на белорусском медийном пространстве, это в большей степени журналистика или бизнес?

    – Разве журналистика –не бизнес? Впрочем, Вы правы: при нашей экономике журналистика действительно ближе к хобби. Ввиду отсутствия конкуренции в стране практически нет рекламного рынка, поэтому лишь немногие наши медиа рентабельны. А когда нечем платить журналистам да еще отсутствуют средства для разработки грамотной стратегии – качество получается соответствующим, что в онлайне, что в оффлайне. Перенос журналистики в Интернет лишь упростил доставку контента потребителю, но не решил проблему качества. Многие наши СМИ остались в ХХ веке. Покупаешь иные газеты– как в 70-е вернулся. Потому что им нет особой нужды зарабатывать деньги.Или просто не умеют.

    Как контент портала влияет на окупаемость?

    – Если речь идет об информационном портале, а не, скажем, о поисковике или торговой площадке, то влияние самое прямое. Я бы сказал: критическое. Популярны те сайты, которые сумели найти путь к умам своих почитателей. Собственно, та же ситуация, что и с традиционными СМИ. Разница лишь в том, что в интернете гораздо ниже инерция рекламодателей, а число потребителей рекламы известно намного точнее.

    – Как и в любом другом бизнесе, среди порталов есть своя конкуренция. Взять, к примеру, конфликты: ОнлайнерБудьмир или «Как поссорились Наталья Валентиновна и Юрий Анатольевич». Насколько честно такое привлечение внимания к себе?

    – Классическая теория конкуренции Портера рассматривает лишь честные способы, когда участники рынка конкурируют за потребителей ценой и качеством своей продукции, упаковкой, дистрибуцией и т.д. Раньше наши медиа ввиду общих трудностей жили дружно и помогали друг другу. Однако сейчас в медиапространстве стали использовать грязные методы. Упомянутые истории свидетельствуют о черно-белом, баррикадном, мышлении, которое охватило все наше общество. Просто по медиа и социальным сетям это более видно. Наконец, о монополии TUT.BYговорить не приходится, т.к. мы в отличие от государства или естественных монополий не располагаем инструментами принуждения наших рекламодателей или пользователей к использованию наших услуг.

    – Сейчас разговоры о непонимании между Вами и Натальей Радиной поутихли. Что в итоге: получил ли кто-то свои «бонусы»?

    Мне эта тема надоела, как и читателю. Ну, почему журналисты не спрашивают, о чем вообще говорилось на конференции! Например, о борьбе между мягким американским и жестким европейским подходами к регулированию Интернета?

    – На стадии становления проект TUT.BY не привлекал никаких внешних инвестиций, за исключением вложенных лично Вами средств. Если не ошибаюсь, сумма была в районе $8 тыс. Каким образом удалось создать настолько успешный проект?

    На запуск проекта мы потратили $10 тыс., а всего «провалились» на $62 тыс., прежде чем выйти в текущий «ноль». Сегодня же портал (без хостинга) оценивается в $12-15 млн. Такая стоимость рассчитана исходя из экономических показателей работы портала за 2012 год. Как удалось создать? Вполне традиционно: путем многолетнего наращивания выручки и прибыли!

    – Как Вам кажется,  в условиях сегодняшнего рынка кто-нибудь смог бы повторить Ваш success story?

    Да, нас можно победить по экономическим показателям. Однако для этого понадобится сумма, сопоставимая со стоимостью портала, для того чтобы создать аналогичные сервисы и на долгий период завалить всю страну своей рекламой, а потому для потенциального инвестора в такой пирровой победе нет экономического смысла. Всегда есть более экономически привлекательные и менее рискованные проекты. Если же не инвестировать большие суммы, то порталов, подобных нашему, в Беларуси несколько, они работают и часто мы о них слышим?

    – Вы много говорили о том, что цель была – стать белорусским Yahoo! Что сегодня можно сказать об этой установке?

    Эта установка воплотилась, мы и сегодня белорусский Yahoo!, то есть горизонтальный портал со множеством тематических разделов.

    – На официальной странице портала написано, что  «TUT.BY един в трех лицах: Центр электронного бизнеса и hoster.by обеспечивают доходную часть, а белорусский портал TUT.BY остается бесплатным для миллионов белорусов». Какой объем приносит «доходная часть»? И как же реклама, неужели не от нее приходят существенные поступления?

    Цифры не скажу! (Улыбается). Но живет наш портал исключительно за счет интернет-рекламы. Подсказка: нашу выручку можно оценить, исходя из оценки объема рынка интернет-рекламы за минусом объемов конкурентов.

    – Юрий Анатольевич, на Ваш взгляд, какой будет следующая ступень развития интернет-СМИ в Беларуси?

    Пока в стране рекламный рынок существует в демо-версии. Однако интернет-реклама растет быстрее рекламы на других носителях, и в этом смысле будущее оптимистично: редакции смогут производить все больше качественного контента. Во всяком случае, в Интернете. О качественно новой ступени развития говорить нет оснований, но качество и количество определенно вырастут.

    Беседовала Кристина Рыбик

    фото: Антон Мотолько.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by