• Главная

    Delo.by,

    Комментарии 28 Дек 2014 11:59

    «Предприятиям алкогольной отрасли надо будет учиться конкурировать в рамках Таможенного союза»

    Начало 2014 года выдалось достаточно нервным.

    Сергей Тюшкевич, совладелец группы компаний GARSIA

     

    Во-первых, в очередной раз выросли ставки акцизов на всю алкогольную продукцию: с 1 января они были увеличены на 14,5% и продолжали расти в течение года. Во-вторых, произошли изменения в бухучете и все заводы перешли на уплату НДС и акцизов «по отгрузке». Если раньше налог нужно было уплачивать в течение 60 дней после отгрузки товара, то сейчас – уже в следующем месяце. И независимо от того, поступили средства за отгруженную в торговую сеть продукцию или нет, предприятие должно рассчитаться с бюджетом.

    В итоге налоговая нагрузка на производителей алкоголя увеличилась в несколько раз. Учитывая высокие ставки по рублевым кредитам, ситуация могла стать совсем неблагоприятной. Однако государство пошло на определенные уступки  и вернулось к старой схеме уплаты налогов. Что несколько смягчило ситуацию. Тем не менее, в 2014 году закрылись несколько частных ликероводочных заводов. Сейчас фактически осталось всего несколько крупных негосударственных компаний, которые производят крепкий алкоголь: ООО «Завод Бульбашь», ЗАО «Минский завод виноградных вин» и его филиал в Бресте, СООО «БелВинГрупп» .

    Продолжился рост цен на крепкие спиртные напитки. Минимальная отпускная цена на алкогольную продукцию крепостью свыше 28% в марте этого года была повышена до Br37 тыс. за 0,5 литра на отечественные алкогольные напитки, а розничная – до Br45 тыс. На импортные алкогольные напитки минимальная отпускная цена стала Br74 тыс. за 0,5 литра. После повышения ставки акцизов в июле 2014-го минимальная отпускная цена снова выросла: на отечественный крепкий алкоголь – до Br40 тыс. за 0,5 литра (минимальная розничная – до Br53 тыс.), а на импортный алкоголь – до Br80 тыс.

    Тем временем спрос на крепкие спиртные напитки продолжил снижаться. Продажи водки упали на 8,2%. Часть предприятий пыталась компенсировать это падение экспортными продажами. Однако большинство игроков алкогольного рынка могут продавать свою продукцию на внешние рынки только себе в ущерб.

    В то же время продажи конька, наоборот, выросли – на 33,4%. Это обусловлено тем, что разница в цене между бутылкой водки и бутылкой коньяка сегодня незначительна. Таким образом, главные тенденции уходящего года – это рост акцизов, повышение цен и снижение спроса на крепкие спиртные напитки.

    Кроме того, продолжает расти уровень продаж виноградного вина, лидером производства которого в Беларуси является ЗАО «Минский завод виноградных вин». В Беларуси  можно найти очень качественное вино, хороших урожаев, известных стран и регионов.

    На мой взгляд, акциз на виноградные вина нужно уменьшать или даже вообще убирать, как это сделано уже во многих странах. В том числе нужно разрешить рекламу виноградных вин, чтобы таким образом смещать потребление с крепкого алкоголя в сторону более низкого градуса.

    Существование института специмпортера в алкогольной отрасли, с одной стороны, позволяет белорусским производителям чувствовать себя более спокойно, не бояться конкуренции иностранных брэндов. Но с другой – у потребителей нет такого большого выбора, как хотелось бы, и цены выше, чем европейские.

    Это привело к тому, что сегодня серьезную конкуренцию компаниям-импортерам составляют магазины дьюти-фри: некоторые «предприниматели» нелегально возят оттуда более дешевый, не обложенный налогами алкоголь и перепродают его. Кроме того, существующая норма провоза спиртного через границу позволяет белорусам, выезжающим 1-2 раза в месяц за границу, создавать хороший запас для собственного потребления.

    Сложно делать прогнозы, а особенно – по рынку алкогольной продукции. Российский рубль слабеет, экспортировать в Россию будет все сложнее. Платежеспособный спрос населения также вряд ли будет увеличиваться, а ведь 90% потребления на рынке алкоголя – внутреннее.

    Акцизы продолжат расти, а уровень потребления крепкого алкоголя будет снижаться. Это еще больше усилит конкуренцию на рынке, особенно в сегменте более дешевого алкоголя.

    Если говорить о конкуренции со стороны соседнего российского рынка, то все зависит от наших «нефтяных» отношений. Если Россия позволит оставлять экспортные пошлины на нефтепродукты в белорусском бюджете, то институтом специмпортера на алкоголь нам придется пожертвовать.

    Сейчас белорусский рынок алкогольной продукции находится в ожидании изменений, связанных со снятием ограничений по передвижению товаров на территории стран ТС.

    Государство, безусловно, озабочено этим вопросом. Поэтому производители спиртного сейчас ждут, какие же меры предпримет правительство, чтобы максимально защитить белорусский рынок от иностранных производителей. Возможно, что с 2015 года в Беларуси отменяется исключительное право государства на осуществление импорта алкогольной продукции, но оптовая торговля будет разрешена только предприятиям с долей госсобственности не менее 25%. Также возможно, что в будущем 50-70% места на магазинных полках будет отдано белорусскому производителю. Иначе, с возможным введением единой акцизной марки государств Таможенного союза, налоговые поступления в бюджет могут снизится.

    Подробнее об этом – читайте в печатной версии свежего номера журнала «Дело», главная тема которого – «Что было – что будет. Итоги – 2014, прогнозы − 2015».

    Материалы по теме:

    Леонид Заико: "Нам необходимо адаптироваться к новым условиям"

    Юрий Зиссер: «Через 20 лет мир забудет о наших тракторах, зато все будут знать белорусское ПО» 

    Вадим Иосуб: «Девальвация будет отставать от темпов инфляции»

    Юрий Чиж: «2015-й пройдет под девизом «Не верь, не бойся, не проси»

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      тел: +375 (17) 203-52-09

      факс: +375 (17) 203-09-67

      email: delo@delo.by