• Главная

    Delo.by,

    Комментарии 31 Дек 2014 16:15

    «На рынке коммерческой недвижимости возможно снижение ставок аренды»

    Для рынка коммерческой недвижимости 2014 год был достаточно непростым. Сложнее всего дела обстояли в сегменте торговой недвижимости.

    Владимир Давидович, руководитель группы компаний «Твоя столица»

    Серьезное влияние здесь оказали два фактора – ввод достаточно большого количества новых объектов, а также отложенный в очередной раз выход международных торговых сетей на белорусский рынок. Российские операторы столкнулись со сложной экономической ситуацией у себя в стране, а международные опасались нестабильного положения в регионе в целом.

    Поэтому спрос на торговые площади по-прежнему ограничен лишь отечественными операторами и небольшим числом представителей международных торговых сетей и франшиз.

    С другой стороны, в 2014-м снизилась и покупательская способность населения. Но такая ситуация дает еще один шанс отечественным операторам укрепиться на рынке, потому что приход крупных иностранных компаний – это всегда значительная конкуренция.

    Тем не менее, в 2014-м на белорусский рынок вышли новые брэнды, такие как LCWaikiki, S’Oliver, DeFacto, Carpisa, Yamamay, OriginalMarines. Но, как и прежде, основное количество функционирующих в Минске магазинов представлено франшизами.

    На данный момент в столице насчитывается 23 торговых и торгово-развлекательных центра формата «фэшн-центр» с GLAне менее 5 тыс. кв. м., совокупная арендопригодная площадь (GLA) которых составляет 322,5 тыс. кв. м. В этом году были открыты два из них – «Скала» и «Титан-2» – совокупной площадью 48 тыс. кв. м. В декабре возможно открытие МФК «Кит» и ТЦ «Караван», которые должны дать рынку порядка 30 тыс. кв. м. торговых площадей.

    Таким образом, к концу 2014-го совокупный объем GLAдолжен составить более 350 тыс. кв. м. В следующем году ожидается дальнейший рост – до 560 тыс. кв. м.

    Как же сегмент торговой недвижимости может развиваться дальше?

    Во-первых, более активный выход в регионы. Он уже начался и сейчас набирает обороты.

    Во-вторых, строительство торговых центров с GLAне менее 45-50 тыс. кв. м.

    В-третьих,создание новых форматов торговли. Нужна более узкая специализация относительно небольших торговых центров, например, на детских товарах, мебели и др. Наиболее активно развивается направление мебельных ТЦ: в 2014 году были открыты 3 объекта – «Домашний очаг», «Трюм» и «Озерцо».

    Появился на рынке и новый для Минска формат – дискаунтер, как строящийся торговый центр Leto. Мы пока не можем говорить об аутлетах европейского уровня, потому что для этого необходимо присутствие большего числа крупных торговых сетей, больший ассортимент.

    В сегменте офисной недвижимости ситуация также достаточно напряженная, что связано не столько со снижением спроса, сколько с большим объемом ввода новых объектов в этом году. Многие проекты реализовывались по инвестиционным договорам, и их открытие было запланировано на 2014 год. Поэтому на рынке сейчас образовался избыток площадей, причем достаточно высокого качества. Что, соответственно, повлияло на ставки арендной платы, особенно в классе «А».

    Ставки арендной платы в течение года во всех классах были подвержены колебаниям +/- 10%. В итоге сейчас офисы в аренду в бизнес-центрах класса «А» предлагаются в среднем за €30,3 за кв. м. с НДС (в начале года – €33,9), класса «В» – €22,6 за кв. м. (в начале года – €21,3) и класса «С» – €16,5 за кв. м. (в начале года – €17,5). Отмечу, что ставки заключаемых договоров зачастую на 5-15% ниже, чем предлагаемые рынком.

    Всего в 2014 было открыто 12 бизнес-центров, общей площадью 126 тыс. кв. м., а до конца 2014 и в 2015 рынок планирует прирасти еще почти на 210 тыс. «квадратов».

    В 2015 году возможно небольшое снижение арендных ставок в классах «А» и «В». Сильнее пострадает класс «С» в связи с изменением предпочтений арендаторов: компании, которые раньше арендовали офисы класса «С», переходят в более качественные и просторные объекты «В»-класса.

    Общей же тенденцией можно назвать то, что компании все чаще не хотят «замораживать» деньги в недвижимости, а предпочитают пустить в оборот – это приводит к отказу от приобретения собственных площадей и переориентации на аренду офисов

    Гостиничный сегмент в период подготовки и проведения Чемпионата мира по хоккею-2014 отличался активностью.  Вводились новые объекты, а цены на проживание в существующих гостиницах были несколько завышены. Но сейчас по понятным причинам они начали снижение, которое продолжится и в будущем, что, конечно, хорошо, поскольку послужит дополнительным стимулом для привлечения потока туристов в нашу страну.

    Что касается рынка жилой недвижимости, то ситуация здесь была более стабильна. Количество сделок купли-продажи квартир на вторичном рынке Минска составило в среднем 920 в месяц. Это несколько ниже, чем в прошлом году, но в целом является неплохим показателем. Отмечу, что осень 2014 была более оживленной, чем годом ранее: общее число сделок на треть превзошло прошлогодний показатель. Продолжилась тенденция оттока сделок из столицы в пригород.

    Чаще стали происходить сделки по продаже квартиры на вторичном рынке и приобретению взамен новостройки. По нашим данным, сегодня фактически половина покупателей жилья на вторичном рынке готовы также рассматривать вариант строительства либо приобретения готовой квартиры в новостройке. Что касается следующего года, то, по нашим прогнозам, динамика цен составит плюс-минус 5%, значительного снижения ожидать не стоит.

    Достаточно необычным выдался год для сегмента аренды жилья. Обычный летний студенческий бум на этот раз практически отсутствовал: к ЧМ по хоккею было построено достаточно много общежитий. Кроме того, демографический провал середины 90-х обусловил сокращение количества прибывающих в столицу студентов. Под влиянием этих факторов имела место небольшая корректировка ставок аренды, но в ближайшей перспективе существенных изменений в данном сегменте не произойдет.

    Подробнее об этом – читайте в печатной версии свежего номера журнала «Дело», главная тема которого – «Что было – что будет. Итоги – 2014, прогнозы − 2015».

    Материалы по теме:

    Леонид Заико: "Нам необходимо адаптироваться к новым условиям"

    Юрий Зиссер: «Через 20 лет мир забудет о наших тракторах, зато все будут знать белорусское ПО» 

    Вадим Иосуб: «Девальвация будет отставать от темпов инфляции»

    Юрий Чиж: «2015-й пройдет под девизом «Не верь, не бойся, не проси»

    Сергей Тюшкевич: «Предприятиям алкогольной отрасли надо будет учиться конкурировать в рамках Таможенного союза»

    Александр Паньков: «Мы можем конкурировать на уровне «мозгов», а не рабочей силы»

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      тел: +375 (17) 203-52-09

      факс: +375 (17) 203-09-67

      email: delo@delo.by