• Главная

    Delo.by,

    Комментарии 15 Май 2015 17:15

    Светят ли белорусскому бизнесу китайские миллиарды?

    Визит председателя КНР Си Цзиньпина в Беларусь заставил белорусский бизнес, потерявший изрядную долю "улова" на российском рынке, призадуматься: «А может, мы просто не там ловим "рыбу"?».

    Китай сегодня находится лишь на восьмой строчке в списке стран, куда белорусские компании экспортируют больше всего продукции. Так, даже в маленькую Литву в январе-феврале белорусские предприятия экспортировали товаров на сумму $156,6 млн., в то время как в КНР - только на $119,1 млн. Белорусский бизнес более охотно торгует с Германией, Польшей, Нидерландами и Великобританией, не говоря уже о России и Украине.

    Причины такой ситуации лежат на поверхности: Китай находится слишком далеко географически, его внутренний рынок хотя и перспективный, но весьма специфический и, самое главное, ранее белорусские производители просто не нуждались в масштабной диверсификации поставок - зачем, если рядом емкий рынок России?

    Однако сложная экономическая ситуация, на фоне которой состоялся визит Си Цзиньпина в Минск, заставила белорусский бизнес пересмотреть свои взгляды. Российский рынок уже не выглядит таким привлекательным, даже в условиях постепенного укрепления российского рубля. Риски падения мировых цен на нефть по-прежнему сохраняются. Вопрос с европейскими санкциями против российских компаний еще не скоро уйдет с повестки дня. Не говоря уже о новых административных барьерах против белорусских компаний, которые то и дело вводятся на российском рынке.

    Первыми о китайских перспективах заговорили крупные белорусские экспортеры. Как сообщил директор молочного холдинга «Бабушкина крынка» Игорь Конончук, предприятие уже поставляет некоторые виды своей продукции в Китай. Правда, речь идет лишь о небольшом ассортименте продукции.

    «Мы начали поставлять нашу продукцию на китайский рынок. Сегодня мы говорим о тех продуктах, которые могут храниться длительное время, так как доставка идет морем», - рассказал он.

    Фото: «Бабушкина крынка» намерена увеличить экспорт в Китай

    Еще одна крупная компания - алкогольный гигант ОАО «Минск Кристалл» также намерен увеличить отгрузки в китайском направлении уже в этом году. Речь, в первую очередь, идет о белорусских настойках и бальзамах, так как шансов выйти на этот рынок с водкой практически нет.

    «Китай - это специфический рынок, если говорить о водке. Там хорошо продается местная водка, которая готовится по особой технологии, настаивается на травах», - рассказал «Делу» генеральный директор компании Станислав Иодис.

    Виды на китайский рынок имеют и белорусские производители сельскохозяйственной техники. Как рассказал «Делу» заместитель министра промышленности Беларуси Павел Утюпин, в Китае достаточно успешно развиваются совместные белорусско-китайские промышленные проекты.

    «Белорусские компании имеют позитивный опыт в Харбине, где работает совместное предприятие по производству тракторов и комбайнов. Причем, эта продукция пользуется спросом на китайском рынке», - сообщил он.

    По словам чиновника, в рамках визита председателя КНР Си Цзиньпина в Беларусь, были подписаны соглашения с участием государственных предприятий МТЗ и «Гомсельмаш» об организации дополнительных производств в Китае. В частности, в 2015 году совместно с китайским партнером планируется создать два сборочных производства в двух густонаселенных провинциях, что позволит существенно увеличить продажи белорусской техники.

    Если внимательно изучить на повестку Белорусско-китайского межрегионального бизнес-форума, то становится понятно, что главной темой этого события является скорее не увеличение взаимного товарооборота двух стран, а поиск дополнительного финансирования белорусской стороной. В частности, уже стало известно о том, что КНР планирует выделить Беларуси около $7 млрд кредитов. Причем, $3 млрд из них – это льготное кредитование, а остальная сумма – коммерческий кредит белорусским банкам для финансирования бизнес-проектов. Однако позднее в Министерстве финансов уточнили, что сумма кредитных договоренностей с Китаем составит все же лишь $3,5 млрд.

    Например, уже подписаны соглашения с Экспортно-импортным банком Китая о предоставлении китайской стороной льготных кредитов на строительство инфраструктуры стартовой зоны Китайско-белорусского индустриального парка, а также организацию производства по сборке легковых автомобилей «Geely».

    Фото: Эксимбанк Китая профинансирует строительство автозавода в Беларуси

    Эксимбанк Китая, в свою очередь, заключилсоглашение с СЗАО «БЕЛДЖИ» о предоставлении кредита для строительства нового завода. Кроме того, китайский банк подписал пакет кредитных соглашений с Белорусской железной дорогой для финансирования обновления подвижного состава БЖД и электрификации участка железной дороги Молодечно – Гудогай.

    Также Государственный банк развития Китая и «Беларусбанк» совместно с Банком развития Беларуси подписали две кредитные линии для реализации проектов в транспортной сфере, энергетике, промышленности, инфраструктуре, а также секторе малого и среднего бизнеса Беларуси на сумму порядка $1 млрд.

    «Ложкой дегтя» является тот факт, что все кредиты, предоставляемые Китаем, являются связанными. То есть,  КНР выделяет кредиты на выгодных для Беларуси условиях, в первую очередь, с целью экспорта собственных товаров и оборудования. При этом общая доля китайского оборудования, работ, услуг должна составлять не менее 50 % от общей стоимости каждого согласованного индивидуального проекта.

    По мнению экспертов «Дела», сегодня проекты, которые реализуются на постсоветском пространстве, западным инвесторам представляются рискованными.Европейцы пока занимают скорее выжидательную позицию, хотят более предсказуемой ситуации для инвестирования. Китайский же капитал при наличии гарантий со стороны белорусского правительства может стать той соломинкой, за которую могут «ухватиться» белорусские компании, чтобы найти дополнительное финансирование.

    Таким образом, главное событие этой недели - визит китайской делегации в Минск, является для белорусского бизнеса если не спасительной возможностью, то хотя бы сигналом к тому, чтобы направить дополнительные ресурсы на исследование этого направления. В этом случае белорусская экономика может получить совсем иной фундамент для развития на десятки лет вперед. Естественно, при грамотном маркетинговом подходе и совместных усилиях бизнеса и государства.

    Павел Петько, Delo.by

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      тел: +375 (17) 203-52-09

      факс: +375 (17) 203-09-67

      email: delo@delo.by