• Главная

    Delo.by,

    Комментарии 2 Дек 2013 20:05

    Латвийский взгляд на белорусскую торговлю

    Яна Карпенко начинала карьеру с ресторанного бизнеса - занималась открытием ресторанов при латвийских казино, управляла двумя крупнейшими ресторанами в Риге. Затем перешла в сферу торговли - 5 лет проработала  директором производства крупной литовской торговой сети Maxima. Работать в Беларусь полгода назад ее пригласил один из крупных торговых операторов - компания HTC. Delo.byвстретился с Яной Карпенко и поинтересовался, чем белорусский ритейл отличается от латвийского.

    1. Ваша торговля активно растет. Сейчас белорусские торговые сети активно расширяются не только за счет того, что строят новые магазины, но и потому, что скупают более мелких игроков. Например, в регионах. В Латвии этот этап закончился лет десять назад. Сейчас рынок заполнился, и сети расширяются уже не так активно.

    2. Главные преимущества - это развитие IT-технологий и строительной сферы. Это очень сильно стимулирует развитие торговли. Приехав в Беларусь, я была поражена, как много современных программ здесь используется. Причем, не самых дешевых. Например, во многих компаниях работают решения SAP, хотя в Латвии очень немногие могут себе это позволить. Что касается строителей, то они очень оперативно строят и это позволяет быстро открывать новые магазины.

    3. Для белорусов бизнес - это штанга, которая весит 150 килограмм и ее обязательно нужно поднять. Это тотальный контроль руководителей предприятий, которые не доверяют своим подчиненным, это также контроль различных контролирующих органов. В Латвии более легкий подход, то есть, бизнес - это больше fun, чем трудное занятие.  Мы стараемся делегировать как можно больше полномочий подчиненным, чтобы люди почувствовали свою ценность, свое участие в процессах.

    4. В Беларуси много собраний.  Причем, к моему удивлению, это происходит даже во многих частных компаниях. На них уходит много времени. В Латвии, например, компании не могут себе этого позволить, потому что если руководство где-то заседает, то на местах возникают проблемы.

    5. Главная проблема - отсутствие культуры обслуживания. В Латвии компании вкладывают много денег в обучение персонала, потому что именно эти люди создают атмосферу в магазинах. Это продавец, который улыбнется, это кассир, который пожелает хорошего вечера и т. п. В Беларуси есть предприятия, где хорошо обслуживают. Но если мы говорим в общем, то пока здесь такая культура не сформировалась. Для этого нужны время и более жесткая конкуренция на рынке. Постепенно люди начнут понимать, что быть приветливым - часть профессии.

    Павел Петько, delo.by

    Деловые и бизнес новости
    • алексей, гость

      4 Дек 10:59

      Вот и езжайте торговать в свою Латвию! И литовцев своих с собой заберите пожалуйста

    Добавить комментарий

    Календарь бизнес событий
    • выставки
    • презентации

    © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

    Все права защищены.

    При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

    ISSN DELO (online) 1608-1404

    220004, Минск, пр. Победителей, 11

    email: delo@delo.by