• Главная

    Delo.by,

    Комментарии 15 Авг 2013 16:05

    Интервью недели. Александр Булах: только один из десяти стартапов может выстрелить

    Delo.by встретился с одним из организаторов Startup-движения в Беларуси и узнал, можно ли в наших условиях начать свой бизнес с нуля и привлечь миллионные инвестиции.

    Павел Петько, delo.by

    Когда-то Александр Булах работал в "Минском столичном союзе предпринимателей и работодателей". Там он курировал начинающих предпринимателей, которые собирались открыть бизнес. Со временем клуб по интересам перерос в своеобразную бизнес-тусовку, которая объединила несколько десятков инициативных молодых людей. Так в Беларуси зародилось так называемое Startup-сообщество, которое сегодня объединяет более 5000 человек. Мы встретились с Александром в офисе Центра поддержки предпринимательства “Стартап технологии”, который он теперь возглавляет, и узнали, кто такие белорусские стартаперы и как можно превратить перспективную идею в доходный бизнес?

    Александр, многие думают, что стартапер - это студент, у которого нет денег, но который очень хочет начать бизнес. Это верный стереотип?

    Если описать средний портрет начинающего бизнесмена, то это явно не студент.Многие думают, что стартаперы - это молодые люди, которые учатся в университетах и попутно что-то пытаются делать. На самом деле это не так. К сожалению, наши студенты не готовы к бизнесу: им важно погулять, сессию сдать вовремя. Их доля - около 10% в нашем сообществе.

    Больше всего среди начинающих бизнесменов молодых специалистов. Это люди, которые уже только окончили университет, год-два поработали в компании, получили какой-то опыт. Они говорят: «Мы сыты по горло этой работой, мы хотим бизнеса».

    Приходят к нам и люди среднего возраста. Они идут уже с более серьёзными проектами, оперируют большими суммами. Приходят даже пенсионеры. Был случай, когда в Витебске к нам пришел пожилой мужчина, который уже 20 лет занимался своим проектом, связанным с биологически активными добавками к кормам животных. И ему удалось привлечь сразу двух инвесторов и этот проект сейчас работает.

    Сейчас Startup-движение набирает популярность, а с чего всё начиналось?

    Всё началось в 2009 году, когда мы образовали отдельное юридическое лицо, чтобы проводить Startup-уикенды.Интерес к бизнесу как таковому у людей был всегда. Но на тот момент в нашей стране многие люди чувствовали себя комфортно, работая по найму. Они считали, что зарабатывают достаточно денег, и не стремились двигаться дальше. Поэтому самое сложное было - поменять психологию, мышление наёмного сотрудника на мышление предпринимателя. Поэтому первое, с чего мы начали, стала просветительская работа. Нужно было простимулировать людей, заставить их что-то делать.

    Мы приглашали людей, которые уже чего-то добились, и на их примере рассказывали, что даже у нас в Беларуси можно быть успешным бизнесменом. Мы писали и рассказывали истории успеха наших предпринимателей и продолжаем делать это сегодня, чтобы люди задумались и о своей жизни. И уже есть результат. Включилось так называемое "сарафанное радио", стали приходить люди, объединяться в группы, помогать друг другу. Сначала преобладали дурацкие идеи, но постепенно стали появляться и более серьёзные проекты, способные заинтересовать инвесторов.

    Сейчас наше сообщество уже сильно разрослось. По нашим подсчётам, число стартаперов в Беларуси перевалило за 5000 человек. Это те люди, которые участвовали в наших проектах, которые пытаются что-то создать.

    Как в Беларуси можно превратить перспективную идею в реальный бизнес? С чего начать?

    Самое главное - это деловое общение, обмен опытом. Если у вас появилась идея, то нужно идти с этой идеей к другим бизнесменам, слушать их советы, искать поддержку. Как раз для этого мы примерно два раза в год проводим «StartupWeekend». Это своеобразная конференция, куда приходят люди с перспективными проектами или даже просто идеями и пытаются о себе заявить. Мы используем разные форматы. Например, приглашаем состоявшихся бизнесменов, чтобы они дали экспертную оценку проектам. Или зовём инвесторов, которые готовы вложить свободные деньги в молодой бизнес.

    Но основной наш формат сегодня - это «StartupSchool», где будущие предприниматели собираются каждую неделю. Эта школа стала регулярным местом встреч и обмена информации. Мы выбрали такой образовательный формат, чтобы каждый желающий мог туда прийти, послушать выступления действующих предпринимателей, задать любые вопросы, почувствовать прилив сил и уверенности, подготовить свою презентацию, отрепетировать её. Здесь мы помогаем найти новые идеи, найти людей в команду, клиентов и т. д.

    Недавно мы открыли ещё одно новое направление работы, которые называется «MobileLab». Это серия таких неформальных встреч для людей, которые работают в сфере создания и продвижения именно мобильных приложений. Это уже более специализированное сообщество, в котором люди встречаются, помогают друг другу.

    Также мы проводим такое мероприятие, как «InvestWeekend». Сначала это были разрозненные мероприятия в разных городах. Сейчас мы переформатировали это в Республиканский конкурс инновационных бизнес-проектов.  Например, в областных городах мы проводим в течение полугода «InvestWeekends», куда приходят люди с различными бизнес-идеями  и бизнес-проектами.  Мы туда выезжаем, отбираем лучших и приглашаем их на финал в Минск. В итоге этим бизнес-проектам намного проще найти инвестора.

    А вообще есть статистика, какой процент стартапов становится успешным бизнесом?

    По нашей статистике, из десяти людей, которые приходят с уже готовым бизнес-проектом, успешным становится только один. Если повезет, то еще пару проектов, возможно, будут работать на каком-то среднем уровне.

    Порядка 70% стартаперов, которые к нам приходят, разрабатывают проекты в сфере IT. Эта сфера довольно перспективная, но существует и много сложностей при создании компании в этом секторе.В то же время есть и достаточно много историй успеха.

    Насколько я знаю, один из белорусских стартаперов сегодня владеет компанией в Сан-Франциско, которая стоит 3,5 миллиона долларов.

    Да, есть такой проект. Начиналось всё с того, что белорусский парень Микита Микадо и его партнёр в Минске создали проект «Quoteroller.com».  Это такой web-сервис, который устраняет бумажную волокиту в работе с коммерческими предложениями. Можно сказать, что проект состоялся и даже вышел на международный рынок. Сейчас сервисом пользуется более 10 тыс. подписчиков.

    Ещё один успешный белорусский проект - мобильное приложение «MapsWithMe». Приложение представляет собой интерактивные карты, которые можно использовать в путешествиях без подключения к сети Интернет. Каждый пользователь может добавлять и редактировать данные. Этот проект в 2011 году запустили четверо белорусских ребят: Юрий Мельничек, Сергей Речицкий, Виктор Говако и  Александр Золотарёв. Сейчас это тоже достаточно серьёзный бизнес.

    Все знают историю Ксении Курусь. Девушка пришла к нам просто с бизнес-идеей. Сначала она представила свой проект в Витебске, а потом в Минске. То есть она прорывалась, как могла, приходила даже на айтишные стартапы. И, благодаря этой пронырливости, она добилась успеха. У нее появился бизнес-ангел, она привлекла 50 тысяч долларов и открыла сеть хостелов «Traveler» в Минске, которые сейчас довольно известны. Всего, по нашим подсчётам, в год мы имеем около 10-ти профинансированных проектов каким-либо инвестором лично.

    А какая самая крупная инвестиция, которую удалось привлечь?

    Самая крупная инвестиция у нас - инвестиция на строительство завода тротуарной плитки в Витебской области. Инвестор вложил туда более 5-ти миллионов долларов. Правда, к сожалению, пока этот проект ещё не вышел на прогнозируемые мощности. Но это скорее исключение, потому что мы ориентируемся на бизнес-ангельские инвестиции. Это инвестиции на начальных этапах бизнес-проекта, и они составляют десятки или реже - сотни тысяч долларов. То есть до миллиона долларов.

    Есть информация, что способность к предпринимательству имеется всего лишь у 3-5 процентов населения. А вы можете определить по человеку, получится ли из него бизнесмен?

    Не все люди имеют способности к бизнесу. И это видно практически сразу. Когда через тебя за неделю проходят сотни человек, то уже можно определить тех, у которых что-то получится. Конечно, некоторые скрытые таланты сложно распознать, но в основном это можно сделать. Во-первых, должна быть увлечённость своим делом, должно быть видно, что человек постоянно думает о своём проекте, интересуется всем, что с этим связано. Во-вторых, должна быть энергия. Если у предпринимателя есть сила, чтобы довести до конца то, что он задумал, то его шансы на успех увеличиваются. И третье - это компетенция. Нужно глубоко разбираться в той теме, за которую  берешься. А если у человека вдобавок есть ещё и команда, то это серьёзно повышает шансы на рост и выживаемость проекта.

    Есть ли определённые национальные особенности, которые мешают белорусам добиться успеха в бизнесе?

    Во-первых, наши люди очень закрытые. Они не готовы общаться, делиться идеями, высказывать своё мнение. Они лучше потратят годы на создание какого-либо прототипа, а потом с треском его провалят, чем поделятся идеей с кем-то. Во-вторых, белорусы не готовы рисковать. В-третьих, очень мешает наше окружение. Дело в том, что белорусское общество нелояльно относится к ошибкам и провалам. Скорее всего, ваша семья будет против того, чтобы вы вложили свои последние 5 тысяч долларов в какой-то непонятный проект.  Такая же ситуация с друзьями и коллегами по работе. Многие относятся к любому бизнесу скептически. Но это проблема решаема. Нужно просто вырваться из этого окружения и идти в ту среду, где вас наоборот будут поощрять.

    У нас был молодой человек, который разработал прототип, запатентовал изобретение. Это такие своеобразные лыжи, которые позволяют ходить по воде. Интересная штуковина для развлечений. Он долго их тестировал, искал деньги. Целеустремленно, настойчиво всё делал. Но у него дома жена была против того, что он делал. Против того, чтобы он вкладывал туда деньги. Но в итоге он привлёк инвестора и открыл свой бизнес и сейчас, кстати, уже близок к серийному производству своего образца. 

    Хорошо, есть в Беларуси стартаперы, много стартаперов, возможно с толковыми идеями. Но откуда им взять деньги?

    Во всем мире есть такое понятие, как бизнес-ангел. Это человек, инвестор, у которого есть свободные деньги и он готов их вложить в проект, который он считает перспективным. У нас это сообщество инвесторов или бизнес-ангелов только начало формироваться. Сейчас в Беларуси нет ни одного венчурного фонда и неизвестно, когда он появится. Это связано с общим развитием бизнеса в стране. Если у нас мало хороших стартапов, куда можно вложить деньги, то это значит, что у нас не хватает и хороших инвесторов. И наоборот, если нет инвесторов, то нет и стартапов. Поэтому это направление у нас развивается невысокими темпами.

    Настоящих бизнес-ангелов в Беларуси несколько человек. То есть, которые регулярно ищут проекты и вкладывают деньги. Всего инвесторов, которые хотя бы один раз вкладывали деньги в стартап, - около двух десятков человек.

    Но прогресс в этом направлении уже очевиден. Например, в Беларуси уже образовалось общественное объединение бизнес-ангелов, которое развивается, создает определенный поток инвестиций, финансирует определенное число проектов. Это хорошая тенденция, но даже среди них не все делают это регулярно - многие финансируют только 1-2 проекта. Также мы привлекаем инвесторов из России, Украины, тем более что сейчас через Интернет можно получить информацию о любом проекте. К сожалению, привлечь западных инвесторов в Беларусь пока нереально, для них это дикая страна, куда опасно вкладывать деньги.

    Подробнее о белорусском сообществе бизнес-ангелов читайте здесь.  "«Если у вас нету тёти»… Возможности инвестирования стартапа в Беларуси".

    Что можете посоветовать начинающему бизнесмену? Есть ли секрет, который объединяет все успешные проекты?

    Всегда стоит искать неудовлетворенные потребности людей и пытаться их удовлетворить. Это основа любого бизнеса. А что касается трендов и рынков, то нужно смотреть туда, где ты что-то понимаешь. Например, сейчас мобильные приложения по-прежнему остаются в тренде, но вход на рынок настолько высокий, что я не рекомендую новичкам туда идти. Скорее всего, нужно искать что-то на стыке наук.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by