• Главная

    Delo.by,

    Комментарии 16 Янв 2016 13:17

    «Год запомнится целым рядом эпохальных решений регулятора»

    Текущий год для банковской сферы был нелегким.  Это абсолютно логично и в целом было ожидаемо, так как банковский бизнес напрямую зависит от состояния обслуживаемых им секторов – реального и потребительского.

    Андрей Жишкевич, Председатель Правления ЗАО «МТБанк»

     

    В условиях макроэкономического кризиса наши клиенты почувствовали себя хуже – и банки, естественно, не могут чувствовать себя иначе. Ощутимо снизился уровень спроса на кредитные продукты в розничном сегменте. Это, в принципе, происходит всегда, когда в экономике начинается рецессия, либо нет веры в улучшение в ближайшей перспективе. 

    На корпоративном уровне мы сталкиваемся с объективными проблемами у клиентов, которые до этого годами качественно обслуживали свои кредиты. Начатые на этапе роста рынков инвестиционные проекты в нынешних условиях нуждаются в реструктуризациях и отсрочках платежей.

    Теперь все белорусские банки с повышенным вниманием вынуждены относиться к кредитным заявкам новых клиентов. Парадокс заключается в том, что кредиты нужны тем, кому их давать рискованно, а тот, кто чувствует себя более-менее уверенно, сейчас просто не развивает бизнес.

    Нынешний год запомнится целым рядом, можно сказать, эпохальных решений регулятора банковской системы – Национального банка Республики Беларусь.

    Во-первых, это переход к новому режиму курсообразования− по итогам биржевых торгов, которые проходят в режиме непрерывного двойного аукциона. Это обеспечивает более адаптивный, рыночный механизм реагирования курса национальной валюты на изменение макроэкономической конъюнктуры. Думаю, это важное преобразование,  которое со временем повысит степень доверия  экономических субъектов к проводимой денежной политике в целом.

    Не менее важным событием стоит признать принятие Декрета №7, который ввел такие понятия, как отзывной и безотзывной депозит, а также сузил ранее имевшуюся льготу по налогообложению процентных доходов физических лиц по банковским депозитам и счетам, оставив ее только для «долгосрочных» сбережений. Данный шаг я склонен приветствовать, поскольку он создает предпосылки для избавления ресурсной базы банков от «спекулятивной» составляющей и формирования в белорусской экономике если не «долгих», то хотя бы «среднесрочных» рублей.

    Ранее банковская система функционировала в режиме постоянных «качелей» − на стадии роста процентных ставок по белорусским рублям происходило спекулятивное размещение «дорогих и коротких» рублей, которые впоследствии массово изымались вкладчиками из банковской системы на фоне снижения ставок и/или  роста девальвационных ожиданий.

    Такое одномоментное давление рублей на валютно-обменный рынок зачастую приводило, в том числе и к корректировке курса, депозитные ставки вновь росли как реакция на отток пассивов – и цикл повторялся. В свою очередь, подобная перспектива периодического роста ставок по фондированию заставляла банки переоценивать процентный риск и не позволяла снижать ставки по долгосрочным кредитам.

    Сейчас на рынке начала формироваться более адекватная пропорция – короткие и отзывные депозиты дешевле, длинные и устойчивые (от 6 мес. и выше) – дороже. Сюда же добавляется и дополнительная «налоговая» экономическая мотивация выбирать именно более длинный период размещения.

    Ну и, наконец, еще один фактор, который, может быть, оказался не столь заметным для клиентов, но очень важным и существенным для самих банков – это изменение формата прежней бизнес-модели потребительского кредитования. Принятые Национальным банком решения по формированию новых правил резервирования по рублевым кредитам в зависимости от уровня процентных ставок и одновременная конкретизация подходов к возможности применения «некредитных» комиссий (прежде всего − карточных) в рамках обслуживания кредитных операций физических лиц сделали прежнюю модель кредитования населения нежизнеспособной. Теперь  банкам, прежде всего «монорозничным», придется научиться дешевле кредитовать и фондироваться.

    В условиях сохраняющихся пока высоких процентных ставок по кредитам особое развитие в этом году получили банковские продукты, позволяющие клиентам получить более льготную по отношению к рыночной ставку.

    В корпоративном сегменте, я считаю, важную роль для всей банковской системы сыграла программа финансирования Белорусского банка развития, направленная на поддержку малого и среднего бизнеса. Мы увидели в ней большой потенциал и сделали ставку на него. Благодаря гибкости, инновационности и внимательности к запросам партнеров,  проявленной Банком развития, все банки-участники программы смогли получить простую, клиентоориентированную схему кредитования и привлекательные ставки.

    Говоря о ближайшей перспективе, можно ожидать дальнейшее переформатирование линейки сберегательных продуктов. Уже сейчас большинство банков предлагают клиентам безотзывные и отзывные срочные депозиты. Постепенно будут трансформироваться популярные ныне продукты на основе так называемых «сберегательных» карт – то есть, по сути, текущих счетов, доступ к которым обеспечивается посредством банковской платежной карточки. В ближайшее время процентные ставки по таким счетам будут стремиться к ставке «до востребования».

    Соответственно, банкам придется обеспечить клиентам прежних «сберок» удобный механизм оперативного перевода между такими счетами и счетами депозитными, на которые клиенты смогут переводить часть средств в виде сбережений и получать «депозитную» доходность. А по самим карточкам – предложить клиентам полноценный «расчетный» функционал, чтобы сохранить заинтересованность в использовании карточных продуктов, лишенных прежней «сберегательной» функции.

    Думаю, что в следующем году еще некоторое время будет сохраняться режим «легкой турбулентности». Нам всем нужно будет адаптироваться к изменившимся условиям, коснувшимся сбережений населения. 

    Можно быть уверенным, что сохранится уже наметившийся тренд приоритетного развития цифрового банкинга. Уже сейчас банки почти не открывают новых отделений. Думаю, в следующем году мы увидим начало цикла их закрытия −оптимизации физической сети. Ставка делается на дистанционные каналы обслуживания.

    Мы также будем делать акцент на развитие этого направления и снабжать клиентов максимально доступными и комфортными условиями по использованию онлайн-депозитов. Это гарантирует как экономию времени клиента, так и быстрое обновление линейки вкладов.

    Основным драйвером доходности банковской системы может стать комиссионный бизнес. Зарубежные банки уже давно не зарабатывают на кредитах – этим уже никого не удивить.  Поэтому мы думаем над развитием так называемого «транзакционного» бизнеса. В специализированных банках, которые давно сосредоточили деятельность на «комиссионных», доход от операций формирует до 45—50% общего дохода банка.

    В целом же, в будущем году лидирующие позиции сохранят те банки, в приоритете которых будет стоять уровень сервиса. Это будет касаться как розничного, так и корпоративного сегмента.

    В 2016 году всем хотелось бы пожелать терпения и спокойствия. Именно эти качества помогут и владельцам бизнеса, и поставщикам, и клиентам принимать взвешенные решения и сделать так, чтобы реальность оказалась лучше ожиданий.

    Материалы по теме:

    Дмитрий Черноморец «Инвестировать сегодня в транспортно-логистический бизнес – просто безумие»

    Владимир Давидович «На рынке недвижимости сейчас – время покупателей и арендаторов»

    Юрий Зиссер «Продолжится рост частного бизнеса на фоне падения госсектора»

    Вадим Иосуб «Доллар, вероятнее всего, будет укрепляться»

    Какие изменения в законодательстве ожидают бизнес в 2016 году

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      тел: +375 (17) 203-52-09

      факс: +375 (17) 203-09-67

      email: delo@delo.by