• Главная

    Delo.by,

    Комментарии 29 Апр 2015 10:38

    Инновации: решения без внедрения

    Крупные белорусские предприятия инвестируют в покупку новых зарубежных технологий, в то же время отечественные разработки продвигаются со скрипом

    Валентин Лопан,
    специально для «Дела»

     

    «Две большие разницы»

    Сейчас на изготовление одной шестерни колесного редуктора на МАЗе тратится всего 2,5 минуты, а не 2,5 часа, как это было раньше. Этого удалось добиться благодаря новой немецкой технологии. Технология для нашего завода, безусловно, новая, но не инновационная.

    Инновационной эта технология является для немецкого производителя этого оборудования, который ее изобрел и внедрил в серийное производство.  Экономисты и технологи могут, безусловно, по этому станку отчитаться, но как об инвестициях в современные технологии, а вовсе не об инновациях. Хотя отечественное машиностроение вполне способно и к инновациям.

    Технический директор предприятия «МАЗ-МАН» с гордостью рассказывал мне о некоторых решениях, воплощенных в серийных грузовиках. Кронштейны крепления переднего моста предприятие всегда покупало на МАЗе, где они давно производятся в виде обработанных отливок. Конструкторы МАЗ-МАНа задумались над тем, как уменьшить их вес. Разработали сложную систему ребер жесткости, которые позволили сохранить прочность и устойчивость к нагрузкам. Сумели договориться с литейным производством (не на МАЗе), которое освоило новые отливки. На каждом кронштейне теперь экономия веса составляет более 30 кг. Это инновация? Без всякого сомнения!

    Хорошо забытое старое

    На недавно прошедшей в Минске строительной выставке было широко представлено производство в Беларуси индивидуальных домов по каркасной технологии. На стенде одного из предприятий серии «Город-древ», как и у всех остальных, присутствовал макет стены «в разрезе».

    Поскольку мне как в теории, так и на практике хорошо знакома эта технология строительства, все ее преимущества и недостатки, я задал вопрос стендисту, почему наружная стена каркаса выполнена из плиты OSBбольшей толщины, чем внутренняя. Ведь это значительно снижает паропроницаемость конструкции непосредственно перед вентиляционным зазором, а должно быть наоборот.

    Ответ стендиста меня озадачил. Оказывается, конструкция скопирована с «европейских» образцов. На предприятии используется технология и оборудование «международной» компании. Совершенно в духе заданного руководством нашей страны курса на модернизацию, произведены инвестиции в западную технологию.

    Сложно назвать эту технологию новой. Куплено хорошо известное техническое решение, в том числе в надежде на реализацию серийной продукции на экспорт. Но у любого маркетолога немедленно возникает вопрос: а чем мы будем отличаться от конкурентов? Ценой? Тогда на что у нас меньше затраты? Опять на заработную плату?!

    Есть большие сомнения, что кто-то на этом предприятии задумается, как улучшить технологию, конструкцию, повысить качественные характеристики продукции. При этом совершенно за кадром остаются вопросы лидерства на рынке, имиджа, стратегии формирования брэнда и др.

    Идеи без воплощения

    Еще в середине 90-х годов я познакомился с кандидатом химических наук одного из белорусских вузов, где ученые разработали технологию получения дизельного топлива из рапсового масла. Из отходов производства – только глицерин, который готовы брать производители косметики в любом количестве.

    Подсчеты показывали, что любой колхоз, способный засеять рапсом около 200 гектар земель, мог обеспечить себя дизельным топливом. Кандидат наук сказал, что после каждого выступления на семинаре ему звонили взволнованные председатели и спрашивали, сколько гектар нужно засеять рапсом.

    Но ученым были нужны стартовые инвестиции на опытную установку по переработке рапсового масла.

    Проблема кандидата химических наук, за решением которой он обратился ко мне, была в том, чтобы как-то организовать «рекламу» и при этом не пасть смертью храбрых в борьбе с нефтяными компаниями. В прямом смысле.

    Десятилетие спустя практически на государственном уровне были проведены испытания «биотоплива», представляющего из себя обычное дизельное топливо с добавкой 10-15% топлива растительного происхождения. Оно даже на автомобильных заправках продавалось. Но все это были испытания биотоплива, произведенного «по самым современным импортным технологиям». Об аналогичных отечественных разработках почему-то умалчивалось…

    Спроса нет

    Проблема внедрения чего-то нового стара как мир. Человеку свойственно все изобретения подвергать сомнению и высказывать опасения. Но кроме стереотипов существуют и другие барьеры – выстроенные бюрократией.

    Один белорусский предприниматель обратился ко мне за помощью. Его идеей было подготовить для серьезной газеты статью о том, как внедрение новой технологии упаковки запасных частей для автотракторной техники может решить проблему их защиты от коррозии.

    Это был обычный предприниматель, который предлагал поставки ингибированной пленки российского производства для упаковки запасных частей и машинокомплектов, отправляемых в Венесуэлу. Много лет запасные части перевозятся обильно смазанные маслом и обернутые в бумагу в деревянных ящиках. Из таких контейнеров в портах масло течет рекой, а запасные части приходят ржавыми. Упаковка деталей в специальную пленку позволяет этого избежать.

    Но предпринимателю на одном заводе «ответственные лица» прямо сказали, что не хотят никаких «приключений». Делаешь по прописанному с советских времен техпроцессу – и все в порядке, любой вопрос можно бумажкой прикрыть. А внедришь новое – от проверок не отобьешься, тем более, что закупки нового материала надо вести у частной компании.

    Нужные люди есть

    Ко мне уже несколько раз обращались старые знакомые и бывшие коллеги за помощью в налаживании сотрудничества с белорусскими промышленными предприятиями. Они многие годы работали консультантами в других странах. Но сейчас хотят вернуться в Беларусь и, что немаловажно, быть здесь востребованными.

    Ведущие мировые СМИ уже много писали о том, кому обязаны южно-корейские корпорации невероятным скачком в техническом уровне выпускаемой продукции и уровне технологий. Это российские, белорусские и украинские (и вообще – бывшие советские) специалисты по ТРИЗ*.

    Агентство Bloombergнедавно опубликовало рейтинг самых инновационных стран. Южная Корея на первом месте. Беларусь даже не вошла в список из 50-ти стран, хотя практически все наши соседи там есть.

    Рыночный успех ожидает не любое изобретение или новшество. Сегодня требуется сочетание маркетинговых подходов со способностью находить эффективные технические решения. Белорусским предпринимателям часто не хватает простой смелости и амбиций.

    Пару лет назад выпускница курса «Рекламное измерение-148» обратилась ко мне за помощью в поиске маркетинговых ходов для расширения сбыта одного из белорусских производителей кофе. Одним из предложений было выпустить новый продукт, представляющий собой комбинацию растворимого и молотого кофе. Но белорусский производитель ничего не сделал для воплощения этой идеи.

    Прошло несколько лет. Сегодня два основных зарубежных брэнда растворимого кофе в Беларуси соревнуются в рекламе таких продуктов по всем доступным им каналам коммуникаций.

    И это не единственный пример из моей коллекции решений «в стол», реализованных спустя годы где-нибудь за рубежом.

    Чего не хватает?

    Госконтроль проверяет эффективность проектов, в которые государство вложило десятки, а то и сотни миллионов долларов, и находит не то чтобы низкую эффективность, а новое импортное оборудование, которое так и не установлено, не работает и не приносит прибыли. Зато средства освоены, отчеты написаны.

    Закупка импортного оборудования, в первую очередь, помогает развиваться его зарубежным производителям, финансирует его инновационную деятельность. Пока мы будем пытаться окупить вложенные средства, он создаст еще более инновационный продукт и снова предложит его нам.

    Инвестиции имеет смысл привлекать именно в новые технологичные проекты внутри страны.

    Получилось же это у программистов, создавших ПВТ! Толковых инженеров, конструкторов и технологов в Беларуси было не меньше, чем программистов. Настало время поддержать их инновации инвестициями?

    *ТРИЗ – теория решения изобретательских задач Г.С. Альтшуллера.

    Полный вариант статьи читайте в свежем номере журнала "Дело", главная тема которого "Телекоммуникации. Связь. IT-технологии"  

    Другие материалы автора:

    А если не доллар, то что же?!.

    Пароли доступа

    Все сначала?!.


    Валентин Лопан

    Директор маркетинговой и PR-компании

    «Агентство Деловых Связей»

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      тел: +375 (17) 203-52-09

      факс: +375 (17) 203-09-67

      email: delo@delo.by