Delo.by,

    Комментарии 28 Фев 2014 18:00

    Строится платформа. Для партнерства

    Новый законопроект о государственно-частном партнерстве призван создать правовую платформу для совместных инфраструктурных проектов. Впервые речь идет и о паритетном извлечении выгоды.

    Кристина Рыбик, «Дело»

    В развитых рыночных экономиках модель государственно-частного партнерства (ГЧП) успешно работает, а в Беларуси до недавнего времени такое сотрудничество властей с «частником» всего лишь декларировалось. Теперь же появилась вероятность того, что в 2014-м году наша страна станет первой в СНГ, где на законодательном уровне будут урегулированы вопросы государственно-частного партнерства: в конце декабря прошлого года проект закона о ГЧП был внесен в Совет Министров Беларуси. Что получит от этого белорусский бизнес?

    Обещанного три года ждут

    Впервые идея ГЧП была заявлена 3 года назад в Директиве № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь». Но, как показало время, многие стоящие идеи этого документа остались на бумаге. Так было и с внедрением механизмов ГЧП, хотя, как заверяли чиновники, дорожной картой по либерализации белорусской экономики, которой выступает Директива №4, определена задача сформировать правовую базу, стимулирующую развитие ГЧП.   

    К слову, неоднократно о ГЧП высказывался и А. Лукашенко. Так, в 2011-м, в Послании белорусскому народу и Парламенту, он отметил, что ГЧП «призвано обеспечить новый формат отношений власти и бизнеса, в основе которых должны лежать соглашения о совместной реализации проектов, имеющих социальное значение».  

    И вот наконец диалог между властью и частными компаниями становится реальным,  по крайней мере, на законодательном уровне. Вероятно, в 2014-м будет принят закон «О государственно-частном партнерстве», проект которого Совмин одобрил еще в июне прошлого года. Также планируется,  что в структуре Министерства экономики Беларуси будет создан Национальный центр государственно-частного партнерства, который обеспечит законодательную поддержку процесса становления ГЧП в стране. 

    По словам разработчиков проекта, белорусское законодательство по ГЧП составлялось на основе опыта Великобритании, Германии, Канады, Франции,  которые были одними из первопроходцев в этом деле, а сейчас показывают высокую эффективность взаимодействия государства и бизнеса. По оценке международных экспертов, которые провели анализ проекта белорусского закона о ГЧП, документ соответствует мировым практикам на 81,5%, что является лучшим показателем среди стран СНГ.

    Процесс пошел

    Появление закона – это полдела, куда сложнее запустить его использование «по назначению». Поэтому для ускорения процесса внедрения новых механизмов Министерство экономики инициировало проект международной технической помощи. Проект был поддержан и одобрен Европейским союзом и ПРООН. Поддержка оказалась весьма ощутимой: $ 1 млн. из средств международной технической помощи ЕЭК и $ 82 тыс. от ПРООН.  

    Обучать азам партнерства международные эксперты будут два года по трем направлениям: распространение знаний по ГЧП, совершенствование законодательной и создание институциональной базы, а также разработка механизмов выявления, отбора, проведения тендеров и реализации проектов ГЧП в области инфраструктуры. Планируется, что на практике разрабатывать проекты, искать партнеров, консультировать, оценивать эффективность государственно-частного партнерства будут специалисты созданного Национального центра по ГЧП, сотрудники которого пройдут обучение в Европе.

    Кроме того, предполагается, что от каждого министерства, ответственного за развитие инфраструктуры в республике, а также от Минфина, Госкомитета по имуществу, Банка развития будут назначены по два национальных координатора в области сотрудничества государства и частного сектора. Помимо этого, появится  школа национальных инструкторов из числа преподавателей вузов, которые будут заниматься просветительской и консультационной работой. Заявлены и ознакомительные семинары для бизнесменов.  

    А пока суть ГЧП каждый понимает по-своему.

    Правила игры

    «Сегодня нет четкого понимания того, что такое государственно-частное партнерство.  Разные формы взаимодействия государства и бизнеса у нас тут же называют ГЧП, – считает Елена Дадеркина,докторант Академии управления при Президенте, руководитель проекта ООН по укреплению национального потенциала в области ГЧП в Беларуси. – Согласно современной зарубежной концепции, государственно-частное партнерство –  это привлечение частного капитала, возможностей, управленческого опыта исключительно в те сферы деятельности, где раньше ответственным было только государство – это оказание услуг, создание инфраструктуры. За рубежом для этих задач уже давно привлекаются частные инвестиции, что и есть ГЧП. В Беларуси же пока нет понимания того, как должно строиться такое партнерство».

    Если следовать международной трактовке PublicPrivatePartnership, то государственно-частное партнерство – это передача в частные руки проектирования, строительства, финансирования, управления и обслуживания элементов инфраструктуры.  Кстати, в такой форме партнерства эксперты видят возможность привлечения в Беларусь зарубежных инвесторов, ведь появится законодательно оформленная возможность инвестировать немалые суммы в конкретные объекты на длительный срок и получать от таких вложений стабильный и гарантированный доход.  Построенный инфраструктурный объект на протяжении 20-30 лет обслуживается частным сектором, но потом передается государству.  

    Однако частные инвесторы оставляют за собой право на гарантии возврата инвестиций, получение прибыли и справедливое распределение рисков. «В законе прописаны обязанности и государства, и частного партнера,  а также те гарантии, которые должны предоставлять власти. Они должны стимулировать инвестора, – говорит Елена Дадеркина. – В каждой стране существует своя система госгарантий: в странах с развитой рыночной экономикой она меньше, в развивающихся странах – наоборот. Ни одна из развивающихся стран не реализует проекты ГЧП за счет 100%-го частного финансирования: существует гарантия минимального дохода, дополнительное финансирование, бесплатное предоставление земельного участка под проект ГЧП. Но это уже зависит от политического решения государств – насколько оно готово поддержать частного инвестора».  

    Подобных проектов, которые бы изначально заявлялись как пример государственно-частного партнерства, в Беларуси пока не было. Правда, некоторые могут подойти под это определение. Но и их – считанное количество. «Мы сопровождали проект по добыче калийных удобрений в Беларуси частным инвестором из Великобритании. Бюджет – около $2 млрд., – рассказывает Андрей Дерех, – председатель совета директоров ЗАО «Инвестиционная компания ЮНИТЕР». – Проект оказался непростым с точки зрения значимости и реализации. Согласно договору, месторождение передается в концессионное пользование, а инвестор должен обеспечить привлечение значительного количества инвестиций, новых технологий. В итоге новое месторождение дает значительный прирост в ВВП страны, а инвестор получает свою прибыль».  

    Уже стандартная практика

    Сотрудничество между государственным и частным сектором для международной практики вовсе не является чем-то инновационным. Более того, опыт такой экономической «взаимовыручки» имеет давние традиции (особенно в транспортной отрасли) и успешно применяется многие годы. 

    Например, в 2012-м в странах ЕС были реализованы четыре крупных проекта ГЧП.

    Программа IntercityExpressProgramme. Программа Департамента по транспорту Великобритании по замене старых междугородних поездов, курсирующих по материковой части страны. Этот  проект является крупнейшим для частного финансирования – 4,5 млрд. фунтов стерлингов.

    Nimes-Montpellier– проект высокоскоростной железной дороги (90 км) во Франции стоимостью €1,8 млрд. Включает в себя развитие системы железнодорожных переходов, реконструкции путей для движения высокоскоростных и грузовых поездов.

    Проект DijonHybridBuses– финансирование, строительство и техническое обеспечение парка из 102 гибридных автобусов, для транспортной сети французского города Дижона.

    Проект по строительству сети школ (7 – средних и 1 – начальной) в Ирландии. Это уже третья сеть школ, инициированная Департаментом образования Ирландии и Программой по развитию ГЧП в сфере образования.    

    С 1990-го года Всемирным банком ведется обширная база данных, которая к лету прошлого года включала 5238 реализованных проектов. 26,17%  из которых относятся к  транспортной инфраструктуре (с них, как правило, у развивающихся стран начинается знакомство с механизмом ГЧП). Однако большая часть всех проектов – в энергетической отрасли – 43,59%, правда, по объему инвестиций данный сектор занимает второе место после телекоммуникаций, где сосредоточено 44,9% всего объема инвестиций.

    Открываются новые возможности

    Для пилотных проектов ГЧП в Беларуси было предложено задействовать транспортную сферу, здравоохранение, ЖКХ и энергетическую отрасль. Например, запланировано строительство Оршанской гидроэлектростанции, ветропарка в Витебской области, реконструкция трассы М10 «Гомель – Брест», строительство ветки железнодорожного пути «Глушкевичи – Милашевичи – Лельчицы – Михалки».

    Очевидно, что для реализации всех этих проектов необходимо привлечь немалые суммы. Однако с появлением нового закона белорусский бизнес сможет получить официальный доступ к тем отраслям экономики,  вход в которые раньше был наглухо закрыт. И если в Беларуси на самом деле удастся создать подходящие условия для развития ГЧП, то от этого выиграют еще и потребители. Как правило, качество инфраструктурных объектов, созданных в рамках ГЧП, – высокое, т. к. прибыль в течение достаточно долгого срока эксплуатации получает именно частная компания, которая заинтересована в максимальной эффективности своего проекта.

    «У нас запланированы обучающие программы для бизнеса, но, судя по тем мероприятиям,  которые уже прошли, нам необходимо приложить еще немало усилий, чтобы заинтересовать бизнес-сообщество в государственно-частном партнерстве. Чтобы бизнесмены поверили, что такое сотрудничество может стать хорошим инструментом,  который в долгосрочной перспективе принесет прибыль»,– резюмирует Елена Дадеркина.

    Участие в подобных проектах на Западе – это хорошая возможность зарекомендовать себя в качестве надежного партнера. Это повышение имиджа компании, для которой открываются новые возможности получения контрактов другого, более высокого, уровня. Также это вероятность снижения процентных ставок,  под которые с компанией будут работать финансовые институты. В Беларуси пока мало кто представляет все возможности и выгоды, которые может принести ГЧП. Тем важнее успешная реализация первых проектов: они станут показательными.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by