Delo.by,

    Комментарии 8 Июн 2016 10:59

    В ожидании перемен

    Снятие ограничений для частного бизнеса позволит оживить страховой рынок и поможет ему легче справиться с кризисом.

     

     

    Елена Шахлевич, «Дело»

    На рынке страховых услуг Беларуси сложилась парадоксальная ситуация: статистические показатели вроде бы говорят об устойчивом росте. Но при этом отдельные сегменты рынка «просели» на 20-50%, а ряд компаний работают в убыток. По данным Минфина Беларуси, отечественные страховщики за 2015 год увеличили сбор страховых премий по сравнению с 2014 годом до Br8,139 трлн. ($368,8 млн.), продемонстрировав темп роста в 112%.

    Однако картину кажущегося благополучия портит один важный факт: львиную долю собираемых взносов страховые компании направляют на выплату страхового возмещения и обеспечения. В 2015 году такие выплаты составили Br4,7 трлн., то есть около 57%. Получается, что несмотря на растущие объемы поступлений, страховщики стали меньше зарабатывать. Кроме того, на страховой рынок, как и на другие отрасли экономики, негативное влияние оказал кризис.

    Бочка дегтя

    Самое значительное падение произошло в секторе страхования легковых транспортных средств, причем как добровольного, так и обязательного видов. На это повлиял ряд факторов. В первую очередь, это девальвация российского рубля, вследствие которой стоимость машин на отечественном рынке резко упала, соответственно – уменьшился объем страховых взносов. Снизился и спрос на сам продукт как таковой, поскольку белорусы стали меньше пользоваться личным автотранспортом.

    Сильно «просел» сегмент страхования грузов и гражданской ответственности перевозчиков, что  в большей степени связано со значительным снижением грузопотоков из России в Евросоюз и обратно вследствие двухсторонних санкций. В связи с сокращением пассажиропотока и грузопотока в Украину упал спрос на полисы «Зеленая карта» для выезжающих в эту страну.

    Кроме того, падение рынка кредитования повлекло за собой сокращение поступлений и договоров по страхованию от несчастных случаев кредитополучателей. Уменьшилось количество договоров по страхованию жизни, но здесь большое влияние оказала нестабильность на валютном рынке. Как отметили в Белорусской ассоциации страховщиков (БАС), с рынка также практически ушло страхование строительно-монтажных рисков, интерес к которому резко возрос во время строительства инфраструктуры к Чемпионату мира по хоккею.

    Существенное влияние на страховой рынок оказали и законодательные изменения, причем принятые еще несколько лет назад. В частности, Указ №165 «О внесении изменений и дополнений в указы Президента Республики Беларусь по вопросам страховой деятельности», который вступил в силу еще 1 июля 2014 года. Напомним, что одним из самых значимых его пунктов стало требование увеличения минимального уставного капитала страховых компаний с €1 млн. до €5 млн. На этот процесс страховым компаниям было выделено 3 года. Однако первые результаты страховщики должны были продемонстрировать к 1 мая 2015 года. К этой дате компании, осуществляющие страхование, не относящееся к страхованию жизни, были обязаны сформировать свои уставные фонды в размере €2,25 млн., а страховые организации, осуществляющие страхование жизни − в размере €3 млн. К 1 мая 2016-го эти цифры должны были составить €3,25 млн. и €3,5 млн., соответственно, а к 1 мая 2017-го все компании должны выйти на €5 млн.

    Для 5 страховых компаний из 24 это решение стало судьбоносным. В итоге СООО «Росгосстрах» и УП «ЦЕПТЕР ИНШУРАНС» находятся в процессе ликвидации, а у трех компаний (ОАСО «Багач», ЗАСО «Дельта страхование», ОАСО «МЕГА ПОЛИС») прекращено действие лицензии на осуществление страховой деятельности. Возможно, этот список еще пополнится, поскольку преодолеть барьер в €5 млн. уставного фонда смогут не все.

    В результате сокращается доля частного бизнеса в общем объеме поступлений страховых взносов. В 2015 году в сегменте страхования жизни на долю негосударственных компаний приходилось 12,5%, государственных (РДУСП «Стравита») − 87,5%. В сегменте страхования «не-жизни» 60% рынка принадлежало государственным организациям и всего 13,3% − частникам.

    Одной из основных кризисных тенденций стало обострение конкуренции во всех сегментах страхового рынка. С одной стороны, страховые компании идут навстречу клиентам, устанавливая более гибкие условия страхования и низкие цены на услуги. К примеру, многие страховщики в договорах АвтоКАСКО сейчас активно используют франшизу, то есть условие, предусматривающее освобождение страховой компании от возмещения убытков определенного размера. Иными словами, при составлении договора оговаривается возможность самостоятельного возмещения клиентом незначительных повреждений при ДТП, что позволяет существенно снизить стоимость страхового полиса.

    Но, с другой стороны, использование франшизы и других инструментов для снижения стоимости приводит к тому, что многие компании в стремлении удержать клиентов или завоевать новый сегмент рынка занимаются откровенным демпингом.

    «Кризис ведет к сокращению покупательской способности клиентов, что заставляет их либо отказываться от страхования, либо искать более дешевые варианты, − отмечает Юрий Бельчик,эксперт по страхованию ООО «Страховой брокер Эксинс». − Это привело к тому, что в основном страховые компании начали конкурировать «по цене». Уже сейчас наблюдается демпинг по основным видам страхования. И в среднем по рынку, к примеру, по страхованию АвтоКАСКО идет падение тарифов на 10-30%. Дно по страховым тарифам по основным видам страхования фактически достигнуто, и еще не известно, к чему приведет такая политика компаний».

    Ложка меда

    К счастью, на рынке есть и позитивные моменты. Так, пока страховщики не заметили большого сокращения договоров страхования со стороны физических лиц, которые по-прежнему активно страхуют свое имущество. Кроме того, эксперты «Дела» отмечают положительные сдвиги в общем развитии страховой культуры населения.

    «И граждане, и предприятия поняли необходимость страхования и рассматривают его как один из элементов защиты от рисков, − отмечает Ю. Бельчик.−Соответственно, сейчас страхователи не отказываются от страхования в принципе, как в былые годы, а изыскивают вариант более оптимальных для себя страховых продуктов».

    Лидером по росту взносов пока остается добровольное страхование медицинских расходов (ДСМР), страхование гражданской ответственности владельцев квартир, а также имущества граждан.

    «Медицинскому страхованию был дан определенный импульс развития, говорит И. Мерзлякова, генеральный директор БАС. − Во-первых, это единственный вид страхования, в котором созданы равные условия для всех страховщиков и всех лечебных учреждений независимо от их формы собственности, чего не было раньше. Во-вторых, как гражданам, так и предприятиям всех форм собственности предоставлены налоговые льготы на суммы взносов, потраченных на ДСМР. И в третьих, к развитию и популяризации ДСМР активно подключились Минфин и Минздрав, чем оказали серьезную поддержку страховщикам».

    В результате по итогам 2015 года число застрахованных по ДСМР увеличилось на 38,6% по сравнению с 2014 годом и составило 286 000 (в 2014 году – 206 302).

    Потенциал есть

    По мнению экспертов «Дела», общая экономическая нестабильность и законодательное ужесточение рынка страховых услуг постепенно отсеют мелких игроков, оставив лишь крупные компании. При этом, несмотря на кризис, рынок будет расти. Способствовать этому росту мог бы ряд структурных реформ, так как действующая модель рынка уже исчерпала свои возможности. В стране появились сильные государственные компании, которым вполне по силам выйти на свободный рынок и на равных конкурировать с частными операторами. На данный момент ограничения в работе есть как у государственных компаний, так и у частников. И, наверное, пришла пора предоставить равные возможности всем игрокам, что позволит заметно оживить страховой рынок.

    «Мне кажется, что уже пришло время снять все барьеры и строить рынок со здоровой конкуренцией»,− подытоживает И. Мерзлякова.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by