Delo.by,

    Комментарии 6 Авг 2014 18:03

    Все дороги ведут …в Крым?

    Россия вливает в экономику Крымского полуострова миллиарды нефтедолларов. Могут ли белорусские компании принять участие в их освоении?

    Константин КОРЖЕВИЧ, «Дело», Москва

    Итак, Крым становится одним из самых инвестиционно емких регионов на постсоветском пространстве. Правда, существующие политические риски и некоторая неопределенность правового статуса являются факторами риска, которые почти наверняка будут отпугивать зарубежных инвесторов. Но те из них, кто все-таки рискнет вложиться в крымские проекты, могут получить очень неплохие дивиденды. По расчетам российских бизнес-аналитиков, средняя окупаемость таких проектов составляет около 5 лет. К тому же, в финансирование самых разных отраслей экономики полуострова вливаются огромные российские бюджетные ресурсы. А значит, даже обычная поставка в Крым оборудования, комплектующих и товаров широкого потребления сулит хорошую прибыль.

    №1 по финансовым вливаниям – транспорт и дороги

    Отраслью, в которую сейчас вкладываются, пожалуй, самые большие деньги в Крыму, является транспорт. Это происходит по ряду причин: во-первых, «материковой» России необходимо наладить устойчивое транспортное сообщение с вновь приобретенным полуостровом, во-вторых, транспортные артерии Крыма изрядно обветшали, что сказывается и на сообщении внутри полуострова, и на туризме, и на всем прочем.По некоторым оценкам, сегодня более 6 тыс. км крымских автодорог, две трети из которых – местного значения, требуют капитального ремонта.

    Премьер-министр России Дмитрий Медведев 7 мая подписал распоряжение о выделении из федерального бюджета на первоочередные нужды по развитию транспортной инфраструктуры Крымского федерального округа 7 млрд. руб. Приоритетными задачами, на которые будут потрачены эти деньги, являются: организация перевозок пассажиров в Крым и из него, ремонт аэропорта в Симферополе и реконструкция паромной переправы в Керченском порту.

    Порядка 3 млрд. руб. из этой суммы будет направлено на ремонт и строительство автодорог общего пользования. Еще 1 млрд. руб.уйдет на финансирование государственного предприятия «Крымская железная дорога». Будет оказана помощь Росавиации с целью обеспечения непрерывных воздушных перевозок в Симферополь. Развитием инфраструктуры Крыма, в частности, строительством транспортного коридора через Керченский пролив, займутся китайские государственные и частные строительные компании совместно с российскими коллегами.

    По словам первого вице-премьера Крыма Рустама Темиргалиева, в планах по транспортному развитию полуострова, которые представлены правительству России, предполагается, что порты Феодосии и Евпатории, расположенные в городской черте, прекратят свое существование, а Симферополь и Керчь, напротив, будут усиленно развиваться –их соединят прямой железной дорогой. Кроме того, власти Крыма планируют построить автомобильную дорогу Ялта – Феодосия, а город и аэропорт Симферополя планируется соединить железнодорожными аэроэкспрессами.

    По оценкам крымских властей, всего в течение семи лет на транспортную систему  полуострова из федерального бюджета необходимо выделить почти 400 млрд. руб., что равняется 43% от всего объема финансирования, необходимого на развитие Крыма до 2020 года. В том числе примерно 200 млрд. руб. потребуется на строительство моста через Керченский пролив и подходов к нему (согласно поручению Президента РФ, эта работа должна быть завершена до 2018 года).

    В число первоочередных задач также входит модернизация системы общественного транспорта. Речь идет о масштабной реконструкции вокзалов и закупке автобусов и троллейбусов. Во всем этом, без сомнения, могли бы поучаствовать МАЗ, Белкоммунмаш, дорожно-строительные тресты и другие белорусские компании.

    Модернизация энергетики и коммунального хозяйства

    На втором месте по объемам госинвестиций в крымскую экономику – топливно-энергетический комплекс. Это связано с тем, что Крым сегодня лишь на 20% обеспечен собственной электроэнергией. Поэтому, прежде всего, речь пойдет о строительстве и модернизации энергогенерирующих мощностей, реконструкции ЛЭП и ТЭЦ, ремонте теплосетей и др.

    Недавно министр энергетики РФ Александр Новак провел совещание по энергоснабжению Крыма и развитию электроэнергетики на юге России. После чего было заявлено, что первоначальные капитальные вложения в энергетику Крыма составят 71 млрд. рублей.

    Утвержденный по итогам совещания план мероприятий предполагает сооружение тепловых электростанций (ТЭС) на газовом топливе суммарной мощностью не менее 700 МВт с максимальной единичной мощностью генерирующего оборудования не более 110 МВт. Новую генерацию планируется разместить в непосредственной близости от существующей площадки Симферопольской ТЭЦ, а также в районе города Севастополя. Кроме того, предусмотрены строительство двух кабельно-воздушных линий(КВЛ) 220 кВ Бужора (Анапа) – Феодосийская, строительство электрических сетей в энергосистеме Крыма, в том числе высоковольтной линии (ВЛ) 220 Симферопольская-Феодосийская, мероприятия по замене проводов, дополнительной установке средств компенсации реактивной мощности и прочие необходимые меры. Параллельно будут реализованы и другие проекты: строительство ВЛ на 500 кВ Кубанская – Бужора (Анапа), ВЛ 500 кВ Ростовская – Бужора (Анапа) и ТЭС мощностью около 600 МВт в Кубанской энергосистеме.

    В Беларуси есть много предприятий, которые производят оборудование для электроэнергетики, в том числе, достаточно инновационное. Так что, здесь перед ними открывается поле для деятельности. К тому же, в ближайшей перспективе планируется начать массовую разработку залежей нефти и газа на шельфе полуострова. На сегодняшний день здесь разведано 43 месторождения углеводородов, 17 из которых расположены на шельфе Черного и Азовского морей. По оценке экспертов, углеводородные ресурсы здесь составляют более 1,6 млрд. тонн условного топлива, при этом треть донных запасов нефти, газового конденсата и природного газа приходится на мелководье.

    Перспективы для строителей и риэлторов

    Месяц назад московское Агентство стратегических инициатив провело в Севастополе семинар, на которомобсуждались тенденции развития рынка недвижимости Крыма после присоединения к России.

    В числе наиболее проблемных вопросов – землеустройство и кадастровый учет в Крыму. Даже в России они до сих пор не решены должным образом, а в Крыму ими в принципе никто не занимался. Какой-то работы украинских властей по кадастровой оценке земель на полуострове не было. Здесь масса «пиратской» застройки, и приведение ситуации в соответствие с российским законодательством займет не один день. Характеризуя рынок недвижимости Крыма в целом, его можно назвать чрезвычайно разрозненным и фрагментарным. О сформированном и работающем рыночном механизме сегодня можно вести речь только в крупных населенных пунктах. Пожалуй, лишь Симферополь и Севастополь представляют собой более или менее сформированные рынки. На большинстве же остальных территорий фиксируется исключительно очаговая активность, в связи с ажиотажным спросом разброс цен порой достигает 3-4-кратного размера, и зависит не столько от реалий рынка, сколько от фантазий продавца. В сложившейся ситуации неопытному инвестору пока весьма сложно определить, что дорого, а что дешево.

    В первую очередь инвесторы обращают внимание на полосу Южного берега Крыма как наиболее инвестиционно привлекательную территорию. Если говорить о коммерческой недвижимости, то недешевыми, но интересными с точки зрения инвестиций обещают стать здравницы Крыма. Сейчас около 60% из них нуждаются в реконструкции. Зачастую это огромные территории, которые занимают несколько десятков, а иногда – сотни гектаров. Поэтому для белорусских строителей могут стать интересными проекты, связанные с туристической инфраструктурой Крыма – реконструкцией и строительством домов отдыха, пансионатов и гостиниц. Достаточно сказать, что по оценкам специалистов, около 40% лифтов в Крыму нуждается в замене! Чем не рынок для «Могилевлифтмаша»?

    Как говорят риэлторы, основная часть сделок с недвижимостью в Крыму сейчас осуществляется в нижнем ценовом диапазоне. Пока вполне доступна по цене недвижимость Фороса, Большой Ялты, Симеиза и других малоизвестных уголков. Немного сделок (в основном с российскими покупателями) совершается также в сегменте бизнес-класса.

    Развитие связи и здравоохранения

    Вообще, какую отрасль Крыма ни возьми – везде что-нибудь да надо! Так, в «украинские времена» в здравоохранении Крыма при госпитализации имела место практика оказания пациентами, так называемой «безвозмездной помощи» стационару. То есть, фактически пациенты госпитализировались только со своими лекарствами! Сейчас в Крыму отмечается значительный дефицит многих лекарств и медицинского оборудования, что также дает возможность белорусским компаниям поучаствовать в тендерах на их закупку.

    «С апреля закупки лекарств для Крыма переместились в Россию, – говорит директор департамента лекарственного обеспечения и регулирования обращения медицинских изделий Минздрава России Елена Максимкина. – Их доставляют в основном через паромную переправу из портов Анапы и Новороссийска».

    В мае здравоохранение Крыма и города Севастополя получило из российского бюджета первый транш в размере 1,3 млрд. рублей на лекарственное обеспечение населения. Сообщается, что тендеры по закупке лекарств пройдут по облегченным процедурам до конца этого года.

    Масштабные инвестиции ожидаются в развитие телекоммуникационной сферы полуострова. Так, Минкомсвязи России в 2015-2020 гг. может получить из бюджета на реализацию проектов в Крыму почти 17,5 млрд. руб. Еще 11,26 млрд. руб. за пять лет планируется выделить Федеральному агентству связи (Россвязь) и 0,41 млрд. руб. – Роскомнадзору. Эти цифры пока прикидочные, но их порядок впечатляет!

    Речь идет о строительстве нового центра радиоконтроля, в том числе, спутникового, а также учебно-методического центра предприятий радиочастотной службы. Сейчас в Крыму уже работают мобильные подразделения Роскомнадзора, контролирующие использование радиочастот, но есть необходимость строительства полноценного стационарного объекта.

    Один из проектов – создание в Крыму сети спутниковой связи на основе малых спутниковых станций VSAT. Она нужна для создания надежного спутникового канала связи, а также для резервирования наземных каналов, – подтвердил представитель Россвязи Владимир Калинин. Деньги, которые планируется выделить Минкомсвязи, скорее всего, пойдут на закупку для крымских органов власти лицензионного программного обеспечения, строительство оптоволоконных линий связи и обновление необходимых для этого коммуникаций. Кроме того, планируется подключить органы власти Крыма к государственным IT-системам.

    Недавно пресс-служба правительства России сообщила, что общий размер межбюджетных трансфертов из федерального бюджета Республике Крым и Севастополю на нужды системы образования составит 3029,095 млн. рублей. Предполагается, что эти средства будут направлены на закупку школьных автобусов, модернизацию региональных систем образования, повышение квалификации педагогических работников, а также приобретение учебников.

    Емкий и платежеспособный рынок

    По данным последней украинской переписи населения, Республика Крым – это 2,024 млн. жителей. Город Севастополь – еще 379 тыс. человек. В общем и целом это достаточно емкий потребительский рынок. Крым почти полностью обеспечен собственными продуктами питания и даже является их экспортером (вспомним, кстати, про возможное увеличение поставок отечественной сельхозтехники!). Вместе с тем, республика традиционно импортирует сахар и молочную продукцию. Да и перерабатывающая промышленность в основном располагалась за пределами полуострова. Поэтому до последнего времени 80% продуктов питания в крымские магазины поступало из Украины. И сейчас там наблюдается определенный дефицит продуктов и рост цен на них. При этом Россия уже увеличила пенсии на полуострове на 50%, и сейчас повышает зарплаты местных госслужащих. «По нашим оценкам, в ближайшие месяцы цены на продукты в Крыму могут подняться на 25%, если не на 50%», – заявляет аналитик МЦПИ Ярослав Ковальчук.

    С учетом фактического сворачивания торговли с Украиной и ЕС в ближайшее время в Крыму может возникнуть дефицит многих товаров потребления – одежды и обуви, бытовой химии, посуды и многого другого. Так что, белорусским производителям стоит задуматься над возможностью поставок туда своей продукции, тем более что спрос в Крыму, благодаря российским вливаниям, становится все более платежеспособным. Конечно, здесь есть определенные сложности – с поиском надежных партнеров, механизмами взаиморасчетов, с логистикой поставок, но закрепиться на этом перспективном рынке – наверняка, имеет смысл.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by