DELO.BY, администратор журнала "Дело"

    Комментарии 26 Июл 2012 0:00

    В поисках драйва. Национального

    Экономический прорыв в Беларуси возможен только при консолидации усилий бизнеса и государства на основе инноваций и поощрения конкуренции.

    Люди дела есть всегда и в любой стране. В СССР это были молодые ученые и практики-экономисты, которые видели перспективу в своей деятельности. Впрочем, термин «драйв» тогда не использовался. В ходу были такие его заменители, как «инициатива», «коммунистическое отношение к труду» и т.п. Причем, как ни странно, иногда они довольно неплохо работали. Начиная с 1990-х годов, многие бизнес-проекты стали чисто коммерческими – то есть, примитивно выгодными. Но является ли такой «бездушный» бизнес путем к настоящему успеху? Или без драйва все-таки не обойтись?

    Кривое зеркало успешной страны

    Сейчас мир находится в состоянии осмысления опасности казавшихся незыблемыми экономических теорий прошлого. Высказывания лидеров многих стран и финансистов свидетельствуют о том, что они признают: кризис никуда не делся. И, действительно, он есть, и он системный. Это кризис экономики пустых денег и тщеславия чиновников. Мировая экономика стала заложницей недавнего прошлого. Оказалось, что гамбургеры и джипы, а также постоянно растущие в обществе потребительские инстинкты – это вовсе не успех, а дорога в никуда. Кстати, когда на Логойском тракте вечером видишь очередь джипов за гамбургерами, то понимаешь всю примитивность инстинкта потребления. Если в Вашингтоне в Макдональдсе тусуются в основном бабушки-пенсионерки, тинейджеры, безработные, цветные и прочее небогатое население, то у нас – полная противоположность. 

    Даже в кризис белорусы в потреблении себя особо не ограничивали, разве что высокие цены слегка тормозили потребительский энтузиазм. Поэтому вполне ожидаемо, что к середине 2012 года у нас нет выдающихся макроэкономических достижений. Реальный ВВП прирастет, судя по всему, всего на 2,9%, по сравнению с прошлогодними 12,3%. И дело вовсе не в снижении совокупного внутреннего спроса! Ведь даже при падении реальных доходов населения, что подтверждается и официальной статистикой и массовой продажей валютных сбережений, покупки домашних хозяйств выросли на 7,2%. Этого хватило бы на разогрев любой экономики!

    Но как раз это нам сейчас совсем не нужно, поскольку мы все это уже проходили и дело, к сожалению, закончилось полным «неудом». И стране, и бизнесу сейчас нужно совсем другое. Наступает время перехода к новым решениям в экономической и технологической политике. Вся страна целиком стоит перед этим вызовом. Причем, на этот раз ни финансисты, ни экономисты сами по себе не способны воплотить такое будущее в реальность. Мяч переходит к ученым, инженерам и технологам. Тем, кто способен не прятаться за гигабайтами информации, а реализует их в новых технических решениях и новых товарах и услугах. Это и есть первый способ эффективного «национального драйва».

    Второй– это стимулирование внутренней конкуренции. Ведь не секрет, что менеджеры многих белорусских государственных предприятий ее боятся. Но наше будущее – это масштабная интеграция в Таможенном союзе, а потом – в ВТО, о желании вступить в которую мы давно говорим. Уже сейчас Россия и Казахстан – это непаханое поле потенциально острой конкуренции. Именно об этом надо думать, а не убаюкивать себя тем, что казахи массово покупают наши конфеты и сахар, а русские – гигантскими темпами приобретают меховые изделия белорусской выделки.

    Европа вопреки ожиданиям опускается на финансовое дно. И проблема там вовсе не в банках и не в задолженности. А в том, что греки и некоторые другие члены ЕС просто опустились до нуля в национальном драйве! В обществе и экономике потеряна склонность к новым решениям и способность создавать новые, а не использовать традиционные возможности. Например, Израиль начал производить черную икру и продавать ее на мировых рынках. Возникает вопрос: почему Россия стала делать это «черное дело» в 40 раз менее эффективно, а выходцы из СССР, наоборот, создали для себя новое окно возможностей? Да все по той же причине: у одних есть драйв, а у других – нет.

    Быть умными и «смотрящими вперед», копошась в сводках выполнения прогнозных показателей, по умолчанию невозможно. Жить, как это ни покажется многим читателям «Дела» странным, надо не сегодняшним днем, а завтрашним! А еще лучше – послезавтрашним. Профессионально «парить в облаках» – это и есть драйв. Особенно, если в эти «облака» ты сможешь увлечь за собой остальных.

    Профессионализм и умение создавать новые продукты и услуги – это стандартная оценка эффективности нашего делового мира. Следующий шаг – тиражировать свои находки, точнее методологию их нахождения, алгоритм принятия решений и подходы. Это и есть творчество, которое сейчас часто называют креативностью, – удивительное качество, сформировавшееся еще в советские времена. Западных менеджеров всегда потрясало умение советских людей самостоятельно находить технические решения – от ремонта крана до выхода в космос.

    Сейчас же мы идем по чужому пути, который до ужаса примитивен. Между тем, белорусское бизнес-сообщество находится перед очень серьезным вызовом – построить свою страну самим или пойти «в услужение» иностранному капиталу. Это вызов всему обществу и, в первую очередь тем, кто претендует на политическое лидерство. Пока же в нашей стране бизнесмены боятся публичности и… опасаются успехов. Работая в Китае, я «вынес» оттуда пословицу, выстраданную в традиционном китайском обществе: «Свинья должна бояться быть толстой, а человек – известным». И это для нас, увы, горькая правда.

    Победителей не судят?

    Экономическая статистика 2012 года довольно противоречива. Как мы уже отмечали, ВВП увеличился всего на 2,9 пунктов. При этом промышленный сектор вырос на 7,5%. Аналогичный показатель и по продажам на внутреннем потребительском рынке. Аграрный сектор прибавил 5,9%, а перевозки грузов – наоборот, снизились на 5,2%. И, наконец, инвестиции перестали быть «драйвом» экономики – их снижение по сравнению с 2011 годом – просто угрожающее (15,8%). Конечно, трагедии из этого делать не стоит –  наши инвестиции всегда были условными. Строить жилье и новые офисы в стране, где занятость падает, а население сокращается – далеко не лучший бизнес и способ вложения капитала.

    Получается как у Паркинсона в его списке законов: когда корпорация переезжает в здание с мраморными лестницами – это начало ее конца. На мой взгляд, сейчас наш бизнес проходит эту фазу: строит офисы, сдает их в аренду, увеличивая арендную плату, и включает ее в цену, раскручивая тем самым маховик цен. А в конечном итоге за все платит потребитель. И будет платить, пока ему критически не надоест жить в такой «экономике». У одного из самых богатых американцев с активами на десятки миллиардов личный автомобиль был куплен за $800. Наши же менеджеры тратят миллионы евро возможных инвестиций на такие смешные вещи, как престижные авто.

    Давит на бизнес и экономику и… информационное общество. В текущем году рекордсменом в росте цен стал сектор услуг связи. Операторы этого рынка выкачали из нашей балансирующей «на грани» экономики промышленно-аграрного типа на 26,8% больше ресурсов, чем год назад. Интернет, 3G и прочее – «пошли в народ». И порой домашние хозяйства на телевидение, мобильную связь и Интернет тратят больше денег, нежели на коммунальные услуги. Мобильный телефон в эксплуатации обходится дороже электроэнергии, или 3-4 кубометров газа, необходимого для ежемесячного приготовления еды.

    Люди тянутся к информационной экономике. Хотя многочасовые сидения в социальных сетях – есть не что иное, как банальный общественный наркотик. Неудивительно, что уже появился такой медицинский термин, как «банальный конъюнктивит» – результат сидения перед мониторами и ТВ-экранами. IT-сектор развивается очень быстро: программы, аксессуары, новые модели коммуникаторов и планшетов... Развернулась этакая «гонка вооружений» за потребителя. В результате он не понимает, что и зачем покупает, продолжая потребительский «пир во время чумы». 

    Но при таком «разгуле» информационного общества попробуйте найти на сайтах наших образовательных министерств и ведомств электронные копии учебников, пособий или книг для чтения. Ничего такого там нет. И на это никто не обращает внимания! Еще одна незанятая и пока никому не нужная ниша – «виртуальный» бизнес. Сейчас в Сети появились реальные деньги, но статистика не учитывает эти потоки. Честно говоря, информационная экономика в статистике страны вообще отсутствует. Так отчего бы бизнесу не занять маркетинговую нишу по сбору и обработке такой информации? Тем более что сейчас информационные потоки вообще подошли к критическому рубежу. Бизнес замучила тривиальная статистика и отчеты для налоговых служб. Это большая «черная дыра», куда утекает драгоценное время. Чтобы «отвязаться» от этой «занудной» работы и нанимаются бухгалтера, аудиторы и консультанты.

    Резюмируя

    Успех в бизнесе или управлении предприятием – дело тонкое. Его можно измерить нормой прибыли или ее физическим объемом, или найти пару социально ответственных примеров. И продолжать успокаивать себя тем, что все идет отлично: деньги «капают», а продажи растут. Так было в 90-х годах, когда наша мебельная промышленность на 90% работала на экспорт. И где теперь эти успехи? Пытаясь гнать «план по валу», и устроив передел портфелей – «сорвали резьбу» и фактически угробили целую отрасль! То есть, когда в деловом и правительственном «сообществах» нет интеллектуального и этического единства – трудно создать конкурентоспособный национальный бизнес.

    Еще более важно формирование национальной экономической философии, которая и есть основа всех основ. И, кстати, заигранный тезис о социально ориентированной экономике мы уже «прошли». Будущее – в умной, интеллектуальной экономике, а не в социальной справедливости. Страна – это не сиротский дом или приют для слабых и немощных. Такого рода выводы в последние 3-5 лет сделали для себя американцы и немцы. Да и китайцы ценят только успех. Заяви сейчас китайская компартия о социальной ориентации экономики, и страну ждет неизбежный кризис. По этой причине в компартию, кстати, стали принимать наиболее успешных предпринимателей – еще вчера капиталистов и эксплуататоров. Они понимают, что в современной экономике выгорают не только леса или посевы, а целые страны, если, образно говоря, они жиреют и перестают двигаться вперед. А по-настоящему успешные компании и страны живут не настоящим, а кредитованием будущего. Это и есть драйв!

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by