DELO.BY, администратор журнала "Дело"

    Комментарии 1 Июн 2013 0:00

    В погоне за брэндом

    В Беларуси пока нет условий для широкомасштабной брэндовой торговли. Но уже в ближайшей перспективе ситуация может измениться
     

    Павел Петько, «Дело»

     

    Если вы хотите купить дорогую дизайнерскую одежду, например, что-нибудь от Prada, Gucci, Dior или D&G, то вам нужно проехать в исторический центр города. Если же вы ищете что-то подешевле – например, Colin’s, BigStar, Nike или GerryWeber, то ваш путь лежит в один из торговых центров на окраине. Там на распродажах можно купить одежду известных марок со скидкой до 90%.

    К сожалению, речь в данном примере идет не о Минске. Тенденция последних лет всем известна: все больше белорусов ездят за покупками в соседние столицы – в Вашаву, или в Вильнюс. Там и выбор больше, и цены доступнее. По информации Департамента по туризму Литвы в эту страну с целью шопинга ежегодно приезжают 80 тыс. граждан Беларуси! Как правило, среднестатистический белорус покупаетв Литвеавтомобильные запчасти, парфюмерию и косметику, бытовую технику. Но абсолютные лидеры покупок – одежда и обувь. В зависимости от сезона средний белорусский турист тратит в Литве на одежду до €250. Так что, упущенный доход белорусских торговцев одеждой только в этом случае можно оценить примерно в €20 млн. в год. А ведь «шопинговый ареал» наших соотечественников этим не ограничивается, он включает еще Польшу, Украину, Италию, Германию. И другие страны.

    В связи с этим возникает резонный вопрос: почему в Беларуси недостаточно развита брэндовая торговля? Чем объяснить отсутствие известных торговых марок в нашей стране, если спрос на их продукцию растет с каждым годом?

     

    Дело времени

    Справедливости ради надо отметить, что сейчас на белорусском рынке представлено гораздо больше брэндовых магазинов, чем еще несколько лет назад. Особенно, если учесть, что понятие «брэндовый» включает в себя несколько разновидностей торговых точек. Это могут быть и монобрэндовые магазины, которые продают одежду или обувь только одной марки, такие как Baldinini  или Levi`s. Естьв Минске и мультибрэндовые торговые точки, где представлена продукция нескольких производителей – 5th Avenue, Look, SMSи др. Чаще всего они располагаются в крупных торговых центрах и гипермаркетах. Постепенно появляются стоковые* магазины, предлагающие уцененную одежду одной или нескольких марок – например, стоки спортивных брэндов Reebok, Puma, Nike и Adidas.

    Тем не менее, эксперты «Дела» отмечают, что Минск пока существенно отстает в плане количества представленных на рынке брэндов от Вильнюса, Варшавы или Киева. Когда у белорусов спрашивают, почему они едут за покупками за границу, как правило, они отвечают, что в Европе не только гораздо больший выбор магазинов и брэндов, но и больше акций и распродаж, где продукция предлагается по выгодным ценам.

    Среди причин, которые препятствуют развитию брэндовой торговли в нашей стране, также называют неразвитость франчайзинговых схем. До 2005 года, когда в Гражданском кодексе появилась отдельная глава, посвященная франчайзингу, в Беларуси в принципе не было законодательной базы для развития этого вида бизнеса. А ведь большинство брэндов продвигаются как раз по франчайзинговым схемам, когда исключительное право пользования торговым знаком передается в обмен на роялти и при выполнении определенных условий. Существенно препятствуют развитию брэндовой торговли и невысокие (по крайней мере, относительно стран ЕС) доходы населения, а также сложные таможенные процедуры при транспортировке больших партий одежды.

    «Укаждого рынка есть свои этапы развития. Рынок Беларусив сегменте брэндовой торговлисейчас находится на начальномм этаперазвития,и мы, конечно,немного отстаем от наших соседей, – говорит Наталья Гончеренок, заместитель директора по маркетингу компании«Белэкоиндустрия», которая владеет магазинами MaxMara, Boldininiи Armaniв Минске.– Это зависит и отэкономического состояния страны,иот платежеспособности населения. Когда в 2006 году мы по своей инициативе открывали в Беларуси магазин MaxMara, то рынок на тот момент был практически пустым, фэшн-торговля только начинала развиваться.Сейчас наша компания уже владеет сетью магазинов. Мы официальные преставители Armani, Baldinini, Coccinelleи др. Раноили поздно Беларусьвсе равно придетк тому, что сейчас наблюдаетсяна рынкахнаших соседей. А они, в свою очередь,придутк тому, что сегодня можно увидеть на американском или европейском рынках».

     

    Серьезные затраты

    Еще одной причиной того, в Беларуси недостаточно брэндовых магазинов, является… слабость белорусского бизнеса, который часто не в состоянии «потянуть» требования компании-производителя. Как правило, такая ситуация наблюдается с брэндами из премиального сегмента. Ведь чтобы получить лицензию на открытие магазина, например, дорогой линии итальянской одежды, необходимо выполнить ряд условий, которые касаются места, где будет расположен магазин, дизайна торговой точки и др.

    «Брэнды премиум-класса, такие как Armani, хотят – и это обязательное условие(!) – чтобы их флагманский магазин находился в центре города в отдельно стоящем здании. То есть, чтобы у магазина был отдельный вход. Именно поэтому у нас многие брэнды расположены на проспекте Независимости, на улицах Карла Маркса или Кирова. Но ни одного магазина премиум-класса нет, например, в торговом центре «Корона», – говорит Наталья Гончеренок.

    Основное требование правообладателей, которое создает больше всего проблем, это интерьер магазина и его площадь. Площадь магазина известного брэнда, и это отдельно прописывается в договоре, должна быть не меньше 200 кв.м. Казалось бы, найти такое помещение нетрудно, но компании-производители требуют, чтобы в помещении был проведен ремонт по утвержденному ими проекту, стоимость которого доходит до €1500 на квадратный метр!

    В результате высокие издержки ведения бизнеса (а к перечисленным выше проблемам надо добавить затраты на транспортировку через таможенную границу, высокую арендную плату и др.) создают ситуацию, когда цены на одну и ту же коллекцию в Беларуси и, скажем, в Литве могут отличаться как минимум на 15%.

    Как правило, закупать у производителя продавцам приходится одну или несколько полных коллекций. А это – десятки тысяч долларов, учитывая стоимость модной одежды. Если же сюда добавить затраты на обучение персонала, оформление витрин (так называемая мерчендайзинг-бук** – это 150 страниц убористого шрифта), недешевую арендную плату, то выходит, что окупить такой магазин совсем не просто.

    Поэтому белорусский бизнес проявляет интерес, прежде всего, к более доступным маркам, таким как брэнды датской компании Bestseller – Jack&Jonesи VeroModa. Как правило, они располагаются в крупных торговых центрах, и для них важен не столько интерьер или расположение, сколько близость к потоку покупателей. Основное условие для таких марок – популярный торговый центр и соседство с другими модными магазинами, то есть хороший брэнд-микс.

     

    Дефицит площадей

    Перспективы рынка брэндовой торговли эксперты «Дела» связывают с бурным строительством торговых объектов, которое ведется в нашей стране уже несколько лет. На 2013 год заявлен ввод в эксплуатацию более 20 объектов с общей площадью выше 250 тыс. кв.м. Больше половины из них – крупноформатные объекты. Среди них: вторая очередь торгового центра «Замок», ТЦ «Галилео» на ул. Бобруйской, ТЦ «Арена-сити», который постепенно заполняется арендаторами и др. Как заявилазаместитель министра торговли Ирина Наркевич, к 2016 году в Беларуси количество торговых площадей на 1 тыс. жителей возрастет до 600 кв.м. Сейчас этот показатель составляет чуть более 440 «квадратов».

    Как говорит директор и партнер Colliers international Belarus Андрей Алешкин, эта тенденция не может не радовать, так как основная причина, которая препятствует тому, чтобы в Беларусь пришли брэнды уровня Zaraили H&M– именно нехватка качественных торговых площадей.

    «Наша компания уже несколько лет пытается привести в Беларусь крупные международные брэнды, в частности, Zara. Но, к сожалению, пока сделать это не удается. Главная причина в том, что, как правило, такие брэнды заходят в страну сразу большой группой магазинов, в которых одновременно представлено множество линеек одежды. Для этого нужны торговые площади в несколько тыс. квадратных метров. Пока в Беларуси торговых центров, которые могли бы предоставить такие большие площади, нет. Но работа идет и, надеюсь, что в течение этого года мы добьемся значительных результатов», – считает наш эксперт.

     

    Резюмируя

    Несмотря на то, что брэндовая торговля в нашей стране пока развивается ни шатко ни валко, это направление торговли можно назвать перспективным. Во-первых, доходы населения Беларуси медленно, но верно растут. Уже в марте в стране была зафиксирована средняя зарплата в размере более $540, а в Минске – более $710. И такая тенденция, скорее всего, сохранится. Из этого можно сделать вывод, что у белорусов появятся дополнительные средства, которые они смогут потратить на покупки, в частности, одежды известных марок. Во-вторых, активное строительство торговых площадей означает и рост конкуренции в борьбе за арендаторов, что может привести к постепенному снижению арендной платы. Как следствие – стоит ожидать появления на рынке новых игроков. В том числе, достаточно крупных. Наличие выбора заставит покупателя задуматься: стоит ли ему ехать за покупками в другую страну? Эксперты «Дела» уверены, что интерес потребителей к качественной продукции, который уже сегодня в разы превышает предложение, будет только расти.

     

    *Сток – новая одежда из старых или частично нераспроданных коллекций, приобретенная магазином у производителя оптом по сниженным ценам.

     

    **Мерчендайзинг-бук – брошюра, изданная владельцем торговой марки, которая регламентирует планировку, товарное соседство, зонирование, торговое оборудование, освещение, дизайн торгового зала, ассортиментную матрицу, систему ориентирования и выкладку.

     

    Врезка

    Упущенная выгода белорусской торговли по причине заграничного шопинга составляет сотни миллионов евро

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by