Delo.by,

    Комментарии 18 Июн 2012 13:36

    В Беларуси крупные сети поглощают мелкоформатную торговлю

    Торговля в Беларуси постепенно переходит под контроль сетевых компаний. По данным Минторга, в некоторых регионах на долю одной торговой сети приходится 25-30% товарооборота.

    Первые крупные сети («Евросеть», «Рублевский», «Связной», «Соседи» и др.) в нашей стране начали создаваться всего около пяти лет назад. Как правило, источником финансирования для них был иностранный капитал. Используя зарубежные наработки и ненасыщенность рынка современными торговыми форматами, они очень быстро заняли лидирующие позиции в белорусском ритейле.

    В последние годы именно сетевики являются законодателями мод не только в технологиях торгового процесса – логистике, мерчандайзинге и др., но и в количественном росте. Так, в Минске только в январе-марте текущего года было открыто 29 новых магазинов торговой площадью 4,1 тыс.кв. м и два торговых центра площадью 2,8 тыс.кв.м. По некоторым данным, более 80% из них принадлежат сетевым компаниям. Как говорят в Минторге, если в столице доминирование торговых сетей не так заметно, то в некоторых регионах – это уже свершившийся факт. Так, на сеть «Евроопт» (57 магазинов) приходится от 4,7% до 28% оборота в зависимости от региона. Доля сети «Простор», принадлежащей компании «Трайпл» Юрия Чижа (5 магазинов), – от 2,7 до 4,1%, а сеть «Рублевский» (44 магазина) контролирует около 0,4% товарооборота Беларуси.

    Беспокоит чиновников и тот факт, что крупные сети расширяются очень агрессивно и быстрыми темпами. Так, сеть «Евроопт» в Беларуси насчитывает уже 84 торговых объекта. А до конца 2012 года их количество планируется увеличить до 130. Сеть «Белмаркет» прирастет на 6 новых объектов. Под брэндами сети НТС, которая контролируется белорусским бизнесменом Игорем Чернявским, – «Родная сторона» и «Корзинка» – работает уже более 90 магазинов. Еще около 20 магазинов, подконтрольных компании, находятся в процессе создания. Причем, компания осуществляет активную экспансию.Кстати, совсем недавно под контроль НТС перешел один из самых известных универсамов столицы – «Юбилейный-92». Сумма сделки – не разглашается, но, по предположениям экспертов, она могла составить $5млн.-8 млн. А сеть «Евроопт» купила самый крупный гомельский гипермаркет «Линия»

    – С одной стороны, это хорошо, так как рост количества торговых площадей – всегда благо для покупателя, – говорит сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства Виктор Маргелов. – Но для мелкого бизнеса это чревато серьезными опасностями. Крупные сети начинают выдавливать его с рынка розничной торговли, и в итоге малый и средний бизнес вынужден закрывать свои точки.

    Государство, учитывая эти тенденции, намерено несколько ограничить экспансию сетевиков и защитить мелкоформатную розницу. Например, ограничить в ассортиментном перечне крупноформатной торговли долю продуктов питания. В некоторых государствах ЕС эта цифра не должна превышать 15%. У нас же, по словам Ирины Наркевич, «классический супермаркет – это 85% продуктов и 15% – всего остального». Есть и более радикальные предложения: например, запретить крупным магазинам, находящимся в городской черте, работать по воскресеньям, не выдавать разрешений на размещение гипермаркетов в пределах городской черты и т.д.Впрочем, в вероятность столь жестких решений верится с трудом.

    Подробнее об этом читайте в печатной версии свежего номера журнала «Дело», главная тема которого – ритейл. А в разделе «Дело. Финансы» вы сможете узнать, как финансовые аналитики оценивают перспективы единой европейской валюты.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by