Delo.by,

    Комментарии 18 Сен 2014 10:18

    Удержаться на дороге

    В этом году белорусские перевозчики несут ощутимые потери. Российское продовольственное эмбарго еще больше усугубило их положение

    Елена Шахлевич, «Дело»

    Негативные тенденции как отголоски кризиса в Еврозоне наметились на рынке грузоперевозок еще в прошлом году. Спад экономической активности, который наблюдается в Евросоюзе уже несколько лет, в конце концов ударил и по международным перевозкам. Тревожным звонком для транспортников стало снижение ставок фрахта, на которое белорусские компании вынуждены были пойти вслед за конкурентами из Европы. Тогда еще теплилась надежда на возобновление экономического роста в еврозоне и восстановление ставок. Но чуда не произошло.

    Усугубил ситуацию для белорусов и президентский Декрет № 6 от 7 мая 2012 года, позволивший перевозчикам, зарегистрированным в малых городах и сельской местности, на льготных условиях ввозить в страну грузовые коммерческие авто.

    Благие намерения властей привели к росту конкуренции  среди транспортных предприятий,  поскольку льгота по ввозу автомобилей без таможенных пошлин и НДС оказалась широко востребована белорусскими, а также российскими предпринимателями. Как следствие – порог входа на рынок снизился и в транспортную отрасль пришло много непрофессионалов, что спешили воспользоваться ситуацией, а рынок наводнили дешевые старые грузовики, ставки фрахта упали на 20–25% от докризисных показателей.

    Оценив размер ущерба, причиненного рынку,  власти поспешили исправить ситуацию, преподнеся перевозчикам «подарок» в виде  Декрета №5 от 11 сентября 2013 года о внесении изменений и дополнений в Декрет №6, который значительно снизил  его привлекательность. Однако колесо уже было запущено.

    Вдобавок ко всем неприятностям  с нынешнего года транспортников обременили утилизационным сбором, который достигает €4500 в год за автомобиль, и платой за право движения по дорогам. Если добавить сюда постоянно растущие цены на топливо и запасные части, то становится понятным, что ситуация для грузоперевозчиков  еще больше ухудшается.

    В  санкционном тупике

    Хотя, казалось бы, куда хуже? Но с началом военных действий в Украине, белорусские транспортные компании осознали, что еще есть куда падать. С официальным введением западных санкций к России и последующим российским продовольственным эмбарго положение белорусских транспортных предприятий только усугубилось.

    Больше всего от российских запретов пострадали владельцы рефрижераторных полуприцепов, которые занимались поставками товаров из Евросоюза в Россию.  А это, по данным БАМАП, около 1600 автомобилей. Часть машин ушла на «постой», владельцы остальных стали забирать все товары, которые можно загрузить на такие прицепы, создавая конкуренцию и на без того переполненном внутреннем рынке и европейских рейсах. И, как следствие, чтобы остаться на плаву и получить хоть какой-то объем заказов, владельцы рефрижераторовсбросили ставки  на €200 –300.

    «В 2012 году рентабельность международных перевозок была на уровне 5-6%, в 2013 году – 2-3%, а в 2014 году – грузоперевозчики уже ушли в минус 2%, притом, что год еще не закончился, – отмечает Николай Горбель, председатель Ассоциации международных экспедиторов и логистики «БАМЭ». – Все перевозки сейчас либо убыточны, либо выручка, полученная от них, ровно перекрывает затраты. Но, пожалуй, хуже всего то, что кризис в грузоперевозках проник и в другие сферы. Так, сейчас мы наблюдаем спад в работе  авторизованного сервиса Volvo, поскольку многие автомобили просто не задействованы, не могут полноценно работать экспедиторские компании, простаивают логистические центры. Если раньше мы покрывали перевозки за счет других видов деятельности, то сегодня кризис наблюдается везде. Мы готовы работать сутками, но… заказов нет».

    О чем молчат транспортники

    Есть и другие проблемы, о которых перевозчики предпочитают не говорить. Одна из них  –  выполнение доведенного задания на экспорт услуг. Государственная установка для транспортников осталась прежней: кризис кризисом, а валюту для страны заработать должны.

    Однако экономических законов никто не отменял, и падение рынка автоматически повлекло за собой снижение экспортных показателей.

    Сказывается и дебиторская задолженность белорусских предприятий, отправляющих грузы. О предоплате грузоперевозчики уже давно забыли, но и существующая отсрочка платежа в 30 дней никак не стимулирует белорусские компании платить в срок.

    Еще труднее приходится государственным транспортным компаниям, а также предприятиям с долей госсобственности 50% и более, так как на них, несмотря на кризис, продолжает распространяться постановление Совета Министров № 744 «Об оплате труда работников»,  по которому темпы роста производительности должны быть выше, чем темпы роста заработной платы.

    Но сегодня, когда идет спад производства и выручка падает, придерживаться этого соотношения не возможно. В конечном итоге это приводит к оттоку профессионалов с госпредприятий в частные структуры.

    Ничего хорошего транспортникам не сулит и следующий год, когда до 13% возрастет подоходный налог и до 22% увеличится НДС. Уже сейчас из-за несовершенства системы налогообложения за продажу основных средств (к примеру, грузовиков) предприятие получает НДС не сразу, а по истечении 90 дней вследствие чего деньги компании оказываются «замороженными», что, с учетом инфляции, совсем не способствует нормальной работе.

    Непосильное налоговое бремя в кризисное время ставит транспортные предприятия на грань выживания.  По мнению экспертов «Дела», неправильный подход по «выжиманию последних соков» из когда-то быстрорастущей и успешно развивающейся отрасли еще больше загоняет транспортные предприятия в кризисную бездну. В этом плане нам есть чему поучиться у соседей,  где транспортная  сфера является одной из приоритетных и всячески поддерживается государством.

    Из тупика

    «Пока я вижу два пути выхода из кризиса: надо снижать налоговую нагрузку на транспортные предприятия внутри страны, активнее добиваться исключения всяких ограничений  на грузоперевозки внутри государств Евразийского экономического союза», – отмечает Николай Горбель.

    Договор о Евразийском экономическом союзе Беларуси, России и Казахстана предусматривает с 1 января 2015 года либерализацию рынка транспортных услуг стран – участниц соглашения по разрешительной системе при автомобильных перевозках грузов, в том числе транзитных. Белорусские транспортники настаивают на отмене разрешительной системы при автомобильных перевозках грузов из третьих стран на территорию ЕЭП и снятии ограничений в каботажных перевозках.

    Будут ли эти нововведения претворены в жизнь – покажет время. А пока российская сторона, пообещавшая добавить в этом году нашим перевозчикам к уже имеющимся 75 тыс.  разрешений на перевозки по РФ еще несколько тысяч, только ужесточает условия для белорусов. С августа нынешнего года  все автомобили без исключения, в техпаспорте которых имеется запись «грузовая», обязаны иметь разрешение при перевозке грузов в Россию.

    Теперь, учитывая, что квоты на разрешения выдаются россиянами раз в квартал и распределяются Минтрансом Беларуси между предприятиями большегрузного транспорта в зависимости от доходности, количества транспорта и других факторов, многие владельцы малогабариток буквально оказались на «обочине» дороги.

    Но транспортники – люди находчивые. Последний тренд по выживанию - отток белорусских транспортных компаний в Россию и Казахстан. Белорусов за границей, прежде всего, привлекает большая площадь для деятельности и меньшая конкуренция, как, например, в Казахстане, имеющем около 7 тыс. единиц автотранспорта для международных перевозок (для сравнения  в Беларуси  – около 16 тыс., России – около 36 тыс.).  

    Вместо резюме

    Кризис в еврозоне, нерешенные внутренние проблемы, а также напряженная ситуация в отношениях  России и Украины привели транспортную отрасль Беларуси в тупик, вывести ее из которого могут снижение налоговой нагрузки внутри страны и либерализация рынка в рамках Евразийского экономического союза.

    При этом развитие событий на рынке грузоперевозок во многом зависит от политических решений руководителей европейских стран в связи с событиями в Украине. Будут вводиться дополнительные межгосударственные санкции  –  будет еще хуже.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by