DELO.BY, администратор журнала "Дело"

    Комментарии 8 Мар 2013 0:00

    Трубы не горят. Но… пересыхают

    Время сверхприбылей на нефтяном рынке закончилось. И белорусские трейдеры «пристраивают» свои ресурсы в другие проекты

    Татьяна Маненок, специально для «Дела»

    2012 год белорусская нефтянка закончила с рекордно высокими показателями. Ее «звездному часу» способствовали, прежде всего, крайне выгодные условия импорта российской нефти и благоприятная конъюнктура на основных экспортных рынках. В том числе, на самом интересном с точки зрения логистики – украинском. И, конечно же, пышным цветом расцветал «растворительный бизнес». Правда, на экспорте сублимированных нефтепродуктов хорошо заработали исключительно частные трейдеры – белорусские НПЗ к этому бизнесу не имели отношения. Но косвенным образом «растворители» помогли всей нефтянке. Благодаря растущим валютным поступлениям правительству удалось в течение года удержать стабильность на финансовом рынке, и от нефтяников не потребовалось дополнительных валютных жертв.

    Рекордный год

    В ходе пресс-конференции для СМИ 15 января Президент Беларуси признал, что Беларусь получила значительный доход от продажи «растворителей и разбавителей». «Немало было этого продукта и немалые средства. Но это было абсолютно прозрачно», – заметил Глава государства и даже рассказал, как работала эта сомнительная бизнес-схема.

    «Мы покупали (нефтепродукты в России – прим. автора) выше рынка, и не мы, а три российские фирмы и одно наше – белорусско-казахстанское  предприятие... Покупали высокосернистую солярку, перерабатывали ее на наших предприятиях, покупали в Германии 10 наименований (добавок) для биодизельного топлива. Смешивали и продавали, не нарушая ничего, никаких законов»,– заявил Президент.

    Интерес частных нефтетрейдеров к такому бизнесу именно в Беларуси был вызван одной причиной: при экспорте растворителей, разбавителей и других сублимированных нефтепродуктов им не нужно было платить экспортную пошлину в российский бюджет, как это делается при экспорте бензина, мазута и др. Коммерческий эффект – около $400 с тонны в зависимости от величины экспортной пошлины, которая меняется ежемесячно в зависимости от мировой цены на нефть.

    Этот бизнес «расцвел» в Беларуси благодаря законодательным «дырам» в Едином экономическом пространстве и вызвал серьезную обиду со стороны России. В качестве компенсации за фактически беспошлинный реэкспорт нефтепродуктов с территории Беларуси Москва даже собиралась предъявить финансовые претензии в размере $1,5 млрд. Правда, официально об этом заявлено так и не было.

    Сегодня, по словам Президента Беларуси, этот вопрос с повестки снят. «Никто из россиян

    не собирался вводить против нас санкции… Мы этот вопрос спокойно решили, даже не обсуждая его», – заявил он.

    В целом предприятия концерна «Белнефтехим» по итогам 2012 года получили рекордный профицит во внешней торговле товарами – $5,3 млрд. Для сравнения: по итогам 2010 года сальдо внешней торговли товарами в отрасли составило $1,9 млрд. Такой высокий результат достигнут, прежде всего, благодаря нефтянке. И работе белорусских НПЗ, для которых этот год тоже стал одним из лучших. По данным Минфина Беларуси, в январе-сентябре 2012 года по объему полученной чистой прибыли они впервые за последние годы, вошли в первую десятку самых доходных белорусских компаний.

    Так, Мозырский НПЗ в 2012 году переработал рекордный объем сырья, начиная с 1994 года – 11,09 млн. т., или на 0,6 млн. т. больше, чем в предыдущем году. С учетом дизельного топлива, которое поставлялось на завод для вторичной переработки, общий объем переработки углеводородного сырья оказался даже выше, чем предусматривал бизнес-план завода.

    Хорошие результаты продемонстрировал и «Нафтан». Завод переработал 10,6 млн. т. нефти, в то время как по итогам 2011 года этот показатель лишь немногим превысил 10 млн.  Благодаря успешной работе «Нафтана», а также местного нефтетрейдера – компании «Интерсервис» – экспорт Витебской области за январь-ноябрь 2012 года увеличился в 1,6 раза, почти до $3,6 млрд.  При этом «Нафтан», сформировавший 40% консолидированного бюджета Витебской области, вместе с ООО «Интерсервис» вошел в пятерку крупнейших

    налогоплательщиков области.

    Справка «Дела»

    В январе-ноябре 2012-го Беларусь поставила на экспорт 16,17 млн. т. нефтепродуктов на $13,505 млрд., или на $2,079 млрд. больше, чем за аналогичный период 2011 года. При этом экспорт растворителей и разбавителей был увеличен в денежном выражении в 2,1 раза по сравнению с аналогичным периодом 2011 года до $2,78 млрд., а физический объем экспорта растворителей и разбавителей вырос в 1,9 раза и составил 3,255 млн. т.

    Беларусь также увеличила экспорт смазочных материалов за этот период в 4,7 раза по сравнению с январем-ноябрем 2011 года – до $1,027 млрд. Физические объемы экспорта смазочных материалов увеличились за это время в 4,2 раза до 1,638 млн. т.

     Прибыльные рынки под угрозой

    В минувшем году конъюнктура на основных экспортных рынках для белорусских нефтепродуктов сложилась достаточно удачно. И хотя европейские рынки из-за кризиса частично утратили былую прибыльность, тем не менее цены на горючее там оставались стабильно высокими. Однако самым привлекательным для белорусского топлива оставался  украинский рынок. Более того, теперь белорусские нефтетрейдеры на этом рынке – явные лидеры.

    Согласно данным Государственной таможенной службы Украины, в прошлом году эта страна импортировала из Беларуси нефтепродуктов на $3,726 млрд. притом, что всего нефтепродуктов и нефти в Украину было ввезено 7,615 млн. тонн на $7,607 млрд. Помимо Беларуси, автомобильное топливо на украинский рынок поставляли также российские нефтяные компании – на $1,63 млрд., компании Литвы – на $714,914 млн., поставщики из других стран – на $1,535 млрд.

    В январе 2013 года в Украину было ввезено 446,574 тыс. т. нефтепродуктов общей стоимостью $443,992 млн. Больше всего автомобильного топлива вновь поставила Беларусь – на $188,91 млн. Российских нефтепродуктов было продано заметно меньше – на $119,808 млн., литовских – на $74,215 млн., из других стран – на $61,059 млн. По оценкам экспертов, в украинском импорте дизтоплива доля Беларуси достигла уже 60%, России – 15,29%, Литвы – 0,4%. Быстро растет  доля импорта белорусских бензинов в Украину – их ниша уже оценивается в 1/3 всего импорта этого вида топлива.

    В начале февраля аппарат вице-премьера Украины Юрия Бойко разослал большинству украинских нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) бланки жалоб, на основании которых Межведомственная комиссия по международной торговле (МКМТ) грозится начать антисубсидарное расследование. Итогом такого расследования могут стать ограничительные меры в отношении нефтепродуктов, поставляемых из Беларуси, в размере $180,84 с каждой тонны сроком действия на 5 лет.

    Но чтобы эти меры заработали, жалобы должны подписать 2/3 НПЗ страны, а именно – не менее 5 заводов. Пока подписи под документами поставили Кременчугский, Надвирнянский и Дрогобычский НПЗ (их менеджмент контролирует группа «Приват»), а также Шебелинский ГПЗ (входит в состав государственного ПАО «Укргазвыдобування»). Однако Лисичанский НПЗ (принадлежит ТНК-ВР) и Одесский НПЗ (принадлежит ЛУКОЙЛу) со своим решением еще не определились.

    Составители жалобы уверены, что украинские НПЗ находятся в неравных условиях, а субсидирование белорусской нефтепереработки ведет к постоянному росту импорта топлива из этой страны. Они считают, что Беларусь предоставляет своим нефтепереработчикам 6 типов субсидий на $180,84 на каждую тонну  топлива. В частности, речь идет об освобождении белорусских НПЗ от уплаты сбора в размере 30% от валютной выручки ($165 с тонны), компенсации заводам процентных ставок по банковским кредитам ($12,3 с тонны) и предоставлении бюджетных кредитов и займов ($1,24/тонна).

    Авторы документа указывают также на беспошлинный экспорт биодизельного топлива (ТБД) из Беларуси, в то время как обычная ставка экспортных пошлин на нефтепродукты в Таможенном союзе превышает $200 с 1 тонны. Между тем, в отдельные периоды ТБД занимало 50% в структуре белорусского дизельного топлива, поставляемого в Украину.

    В прошлом году белорусские нефтетрейдеры освоили поставки в Украину нового вида топлива – биодизельного. Компании «Юнивест-М», «Интерсервис» и др. ввозили в Украину биодизельное топливо, произведенное на основе дизтоплива, вырабатываемого на белорусских НПЗ. Ежемесячно такие поставки составляли 30-40 тыс. тонн.

    Помимо этого, украинские эксперты обратили внимание на тенденцию роста поставок на свой рынок белорусского дизтоплива с улучшенными характеристиками. Оно производится путем добавления к стандартному дизтопливу специальных присадок. Интерес нефтетрейдеров к этим видам нефтепродуктов обусловлен единственной причиной: при экспорте биодизельного топлива и дизтоплива с улучшенными характеристиками за пределы территории Таможенного союза не нужно платить экспортную пошлину в российский бюджет.

    Поставками такого топлива занималась, преимущественно, компания «Трайпл». В свою очередь компания «Интерсервис» была основным производителем сложноорганических растворителей и разбавителей из импортируемых нефтепродуктов. Однако и в одном, и во втором случаях этот бизнес имел сомнительную основу. Пока неясно, удастся ли украинским НПЗ пролоббировать решение о введении дополнительных пошлин на белорусские нефтепродукты. Белорусская сторона постарается не допустить подобного сценария, понимая, какими разрушительными последствиями оно грозит национальной экономике.

    Справка «Дела»

    В Украине в 2012 году переработку нефтяного сырья осуществляли Лисичанский, Кременчугский, Надвирнянский НПЗ, а также Шебелинский ГПЗ. При этом Лисичанский НПЗ с марта 2012 остановился на ремонт, а Надвирянский НПЗ профильную деятельность выполнял лишь в ноябре. Украинские НПЗ и Шебелинский ГПЗ в 2012 году, по сравнению с 2011-м, сократили выпуск бензина на 42,6% до 1 млн. 629,6 тыс. т., дизельного топлива – на 48,2% до 1 млн. 364,4 тыс. т., мазута – в 2,8 раза до 715,3 тыс. т.

    Российская нефть с условиями

    Впрочем, в любом случае повторить «нефтяное чудо-2012» и в этом году Беларуси не удастся. В конце прошлого года под жестким давлением России наша страна была вынуждена свернуть «растворительный» бизнес. После недолгого сопротивления Минск в конце концов согласился внести дополнения в договор о Таможенном кодексе Таможенного союза, которые подвели черту под таким экспортом.

    Но хотя это и позволило закрыть законодательные лазейки для несколько сомнительного бизнеса, в 2013 год наша страна вошла, не имея нефтяного баланса с Россией. Белорусская сторона запрашивала у России на этот год 23 млн. т. нефти (в 2012-м было 21,5 млн. т.). Очевидно, что увеличение поставок необходимо с учетом завершения очередного этапа реконструкции отечественных НПЗ. Российская нефть также нужна для того, чтобы и в этом году наша экономика могла продемонстрировать рост. Понятно, что без наращивания экспорта нефтепродуктов (а их доля по-прежнему составляет около трети белорусского экспорта) могут «посыпаться» все прогнозные показатели.

    Россия пока заявила о готовности поставить лишь 18,5 млн. тонн – причем, суммарно трубопроводным и железнодорожным транспортом. В конце декабря удалось согласовать лишь поставку нефти в Беларусь в первом квартале 2013 года в объеме 5,75 млн. т. (в том числе 5,025 млн. т. трубопроводным транспортом), что пропорционально как раз соответствует запрошенным 23 млн. тонн. Но при этом впервые Россия достаточно жестко увязала условия поставки нефти в Беларусь на этот год с объемами обратной поставки в страну белорусских нефтепродуктов высокого качества. В этом году Беларусь должна поставить в Россию 2,1 млн. т. высокооктановых бензинов и 1 млн. т. дизтоплива зимнего стандарта.

    В январе белорусские трейдеры приступили к поставкам нефтепродуктов в Россию. Стороны договорились о цене поставок нефтепродуктов в РФ исходя из рыночной конъюнктуры. Поставки осуществляются через предложение на Московской и Санкт-Петербургской товарно-сырьевых биржах и по прямым договорам. Причем, нефтепродукты в Россию поставляют не только белорусские переработчики, но и российские давальческие компании пропорционально их доле переработки на белорусских НПЗ.

    Правда, пока белорусские нефтепродукты в России продаются слабо. В январе на Санкт-Петербургской бирже было продано 9,2 тыс. т. белорусского бензина, хотя только в последнюю неделю января на торги было выставлено 13,3 тыс. т. АИ-92, около 14 тыс. т. зимнего дизтоплива и около 6 тыс. т. бензина АИ-95. Спрос на белорусское автомобильное топливо ограничен из-за высоких цен. Однако экспортеры рассчитывают, что с наступлением весеннего сезона продажи активизируются. В то же время очевидно, что вынужденное изменение географии продаж приведет к тому, что белорусским нефтепереработчикам придется сократить наиболее прибыльный западный вектор экспорта.

    Новые возможности

    А что же белорусские нефтетрейдеры, успевшие хорошо заработать на российском сырье? В марте 2012-го Евросоюз ввел санкции против владельца ООО «Трайпл» Юрия Чижа и нескольких десятков подконтрольных ему бизнесов. В «черный список» попали и нефтяные активы Трайпла, в частности, «НефтеХимТрейдинг» – компания, занимающаяся поставками российской нефти в Беларусь (Трайпл является контрагентом Башнефти) и реализацией нефтепродуктов через собственные АЗС на белорусской территории.

    Чтобы обойти евросанкции, группе компаний «Трайпл» пришлось свернуть деятельность в сфере нефтепереработки, и сейчас на сайте компании из всех профильных активов упоминается лишь белорусская сеть АЗС. Юрий Чиж был вынужден переоформить на других лиц свои латвийские активы. В частности, белорусская фирма «Неонафта» в конце 2012-го официально свернула деятельность в Латвии. До марта прошлого года эта компания являлась одной из структур холдинга «Трайпл» (на официальном сайте она фигурировала в качестве одного из нефтегазовых подразделений). По данным латвийских СМИ, в 2008 году «Неонафта» выкупила 80% даугавпилсского предприятия по производству биотоплива Mamas D, а еще 20% приобрел местный нефтетрейдер Александр Граховский. Как пишут латвийские издания, Mamas D была создана в 1994 году и ничем особенным не выделялась. Еще в 2009 году она был убыточна. Но после того как ее купила Неонафта, Mamas D стала одной из самых быстрорастущих по обороту компаний Латвии. Ее оборот в 2011 году по сравнению с 2010-м вырос почти в 3,5 раза. Прибыль компании, являющейся сегодня крупнейшим в Латвии производителем биотоплива, увеличилась с 572,5 тыс. латов в 2010 году до 881,1 тыс. в 2011-м. Теперь новыми владельцами 80%-й доли, которая ранее принадлежала Неонафте, стали два жителя Беларуси: Дмитрий Алексин и Инна Алексина (обоим принадлежит по 40% капитала). Новые акционеры планируют дальнейшее расширение своего бизнеса.

    Кстати, с официального сайта Трайпла «пропали» и несколько других компаний – например,

    Трайплэнерго и Белнефтегаз. И все же, несмотря на санкции, Трайпл и Белнефтегаз по итогам 2012-го, впервые за 3 последних года, вошли в ТОП-10 крупнейших столичных налогоплательщиков. В этот ТОП также попала компания «Юнивест-М», которая тоже находится под санкциями ЕС (как и один из ее владельцев Анатолий Тернавский).

    Благодаря нефтяному бизнесу, белорусские трейдеры смогли накопить изрядный финансовый «жирок» и активизировать другие направления бизнеса. К примеру, структуры Юрия Чижа активно занимаются строительным бизнесом. В течение ближайших 2-3 лет они планируют возвести в Минске ряд крупных торговых центров, новый гипермаркет «Простор», бизнес-центр, гостиничный комплекс и даже… футбольную академию.

    Уже строится многофункциональный центр Green City общей площадью 83 тыс. кв.м., который возводит компания «Магнус групп», созданная на базе филиала «Строительное управление» ООО «Трайпл» и литовских строительных организаций. Проект рассчитан до конца 2014 года. За это время должны быть возведены 22-этажный офисный центр с гостиницей, которая займет четыре этажа здания, гипермаркет площадью 13,8 тыс. кв. м. В районе МКАД продолжается строительство торгового центра «Каменная горка», заказчиком которого выступает «дочка» Трайпла – фирма «Альтерсолюшнс» (она занимается строительством сети гипермаркетов «Простор»). Кроме того, в 2012 году компания «Трайпл» стала крупным акционером Минского завода игристых вин. В ходе аукционов по выкупу акций миноритарных акционеров она приобрела пакет в 12,5% на сумму более Br19 млрд. Не исключено также, что Ю. Чиж наряду с Белорусской калийной компанией (БКК) займется экспортом калийных удобрений. И это будет очень сильный ход, поскольку, по словам первого вице-премьера Беларуси Владимира Семашко, «калийный бизнес – это такой бизнес, который имеет рентабельность даже выше, чем на нефти и химии».

    В этом бизнесе вполне может появится новый игрок. Почва для этого была подготовлена еще в конце прошлого года, Президент Беларуси разрушил существовавшую до этого времени монополию на экспорт калийных удобрений. Теперь статусом спецэкспортера калийных удобрений, помимо БКК и ОАО «Беларуськалий», могут быть наделены иные организации, определенные Главой государства. Вполне вероятно, что первой этот статус может получить структура Ю. Чижа.

    Диверсифицировала свой бизнес и компания «Интерсервис» (г. Новополоцк). Ее учредителем является белорусский бизнесмен Николай Воробей. Он входит в ТОП-100 самых успешных бизнесменов страны, имеет собственность в деревообработке, розничной

    торговле и общепите, занимается авторемонтным бизнесом.

    Летом 2012 года Воробей купил завод по производству битума «Веска-ЭмульБит» в Минской области за $4,5 млн. Это предприятие является крупнейшим производителем дорожного битума в стране. В течение двух лет компания планирует вложить в предприятие около $10 млн., после чего его валютная выручка будет составлять $50 млн. в год.

    В начале 2013-го «Интерсервис» стал мажоритарным акционером крупнейшего в СНГ производителя специальной дорожной и коммунальной техники ОАО «Амкодор». В результате сделки, совершенной на Белорусской валютно-фондовой бирже, был продан пакет в 562 тыс. 457 акций, что составляет 53,64% уставного фонда предприятия. Был продан и весь пакет допэмиссии, состоявшейся в декабре 2012 года. По данным БВФБ, сумма сделки составила $76,5 млн. Каким образом распределены доли акционеров после совершения этой сделки – доподлинно неизвестно. Заметим лишь, что ранее государству принадлежало в «Амкодоре» 15% акций, остальные были распределены между частными собственниками.

    Эти примеры подтверждают, что белорусские нефтетрейдеры отчетливо понимают: «халявы» на этом рынке, по крайней мере в ближайшей перспективе, не предвидится. Поэтому в 2013 году мы наверняка будем наблюдать процесс частичного оттока капиталов с нефтяного рынка в другие доходные и перспективные ниши.

    Справка «Дела»

    По данным Центрального диспетчерского управления топливно-энергетического комплекса РФ (ЦДУ ТЭК), поставки нефти из России в Беларусь в 2012 году составили 21 млн. 297 тыс. т., что на 17,4% больше, чем в 2011 году. В декабре поставки выросли до 2,047 млн. т. в месяц. В целом в 4-м квартале 2012-го поставки нефти из РФ в Беларусь составили 5,013 млн. т.

    В соответствии с совместным топливно-энергетическим балансом на 2012 год, Беларусь могла импортировать 21,5 млн. т. Таким образом, исполнение баланса в 2012 году составило 99%. По данным Совмина Беларуси, белорусские НПЗ переработали в 2012 году 21,7 млн. т. нефти, что на 5,7% больше, чем в 2011-м.

    В январе-ноябре 2012-го белорусский экспорт увеличился в сравнении с аналогичным периодом 2011 года на $5,021 млрд. – до $42,524 млрд. При этом Беларусь поставила на экспорт 16,17 млн. т. нефтепродуктов на $13,505 млрд.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by