DELO.BY, администратор журнала "Дело"

    Комментарии 16 Окт 2011 14:26

    Территория Байнета под угрозой

    Девальвация и отсутствие серьезных инвестиций тормозят развитие интернет-бизнеса в Беларуси.

    В период кризиса 2008-2009 годов казалось, что бизнес в Сети находится в явном выигрыше, по сравнению с реальным. Однако сегодня белорусский интернет-рынок переживает не лучшие времена. Некоторые провайдеры даже не исключают, что в ближайшей перспективе могут свернуть свою деятельность. Девальвация белорусского рубля застала игроков рынка врасплох и в самый неподходящий момент: когда им срочно необходимо осуществлять дорогостоящие инвестиционные программы.

     

    Трудности провайдеров

    В условиях острого финансового кризиса в стране отечественные провайдеры столкнулись с серьезной проблемой: развивать сети и бизнес вообще при сохранении относительно низких цен на свои услуги для конечных потребителей – невозможно. Похоже, что белорусским интернет-пользователям в ближайшем будущем придется забыть о тренде последних лет - постоянно дешевеющем Интернете. Необходимость увеличения цен неоднократно звучала в выступлениях участников конференции «Деловой Интернет», которая недавно прошла в столице Беларуси. Наиболее доступно ее разъяснил заместитель председателя правления ассоциации «Белинфоком», генеральный директор ИП «Альтернативная цифровая сеть» Игорь Сукач.

    Всем понятно – почему в стране все дорожает. Непонятно лишь то, почему цены на услуги телекоммуникационной отрасли должны оставаться на прежнем уровне? – задал риторический вопрос эксперт.– Например, когда не стало мяса – все расстроились. А когда оно появилось, но уже по Br60 тыс. за килограмм, то все сказали спасибо! Неужели мы хотим, чтобы с Интернетом получилось так же? А если ситуация не изменится, то мы к этому придем. Телекоммуникационный бизнес не может работать без ARPU (месячная выручка с одного абонента – прим. «Дела») ниже $10.  А сейчас самый дешевый безлимитный тариф находится на уровне $7. То есть, на рынке с развитой конкурентной средой стоимость услуги остается на самом нижнем из допустимых значений!  Если мы хотим развиваться, то нужно поднимать цены.

    Так почему же монополист «Белтелеком», который также испытывает затруднения, до сих пор не поднял цены? Игроки рынка видят причину в противодействии со стороны Министерства экономики. По версии Игоря Сукача, оно обращает внимание в первую очередь на итоги работы государственного монополиста. Видя, что предприятие работает с прибылью, оно просто не дает ему повышать цены. Но нужно понимать, что прибыльность «Белтелекома» не гарантирует прибыльности всех остальных игроков рынка, которые напрямую зависят от политики монополиста, у которого, к слову, есть и другие источники дохода. К примеру, по белорусскому законодательству интернет-провайдеры не могут взаимодействовать напрямую. Каждому из них нужно сначала подключиться к «Белтелекому», заплатить за это, и только потом взаимодействовать. К тому же значительную часть прибыли государственному оператору приносит работа компаний мобильной связи, звонки которых точно так же проходят через «Белтелеком».

    Участники рынка отмечают, что реально Интернет в Беларуси развивают именно «фиксированные» интернет-провайдеры. Подтверждением тому – официальная статистика. Ширина международного шлюза сейчас составляет 140 Гбитсек. При этом приблизительное количество интернет-пользователей в стране – 3 млн. 700 тыс. человек, а реальное потребление Интернета – около 120 Гбитсек. Таким образом, на одного пользователя в среднем приходится 30 кбитсек. Причем, на абонента мобильного Интернета – порядка 1,3 кбитсек, тогда как на одного пользователя того же «Атлант Телекома» – в среднем 70 кбитсек. Разница – 50 тысяч раз! А потому сравнивать мобильный Интернет с наземным еще рано.

    Словом, ситуация складывается так, что без повышения цен операторы банально не смогут выжить. Не случайно, отвечая на вопрос о том, сколько в нынешней ценовой ситуации сможет работать «Атлант Телеком», Игорь Сукач ответил: «До нового года протянем»…

     

    Реклама «просела»

    Кризис нанес серьезный удар по доходам игроков телекоммуникационного рынка. Как отмечает генеральный директор УП «Надежные программы» (TUT.BY) Юрий Зиссер, причины этого кроются в привязке отрасли к иностранной валюте. Все оборудование приобретается именно за нее. Зарплата IT-специалистов, занятых в оффшорном программировании, также привязана к иностранной валюте. В противном случае, им было бы намного выгоднее работать на зарубежные фирмы. В то же время доходы, которые получают белорусские IT-компании, являются рублевыми. В ситуации, когда расходы реально выросли в три раза, а доходы – лишь на 10%, говорить о прибыльности не приходится.

    Что касается рынка интернет-рекламы, то и ее объемы существенно сократились. Компания ZenithOptimedia, которая постоянно мониторит рынок, констатировала: при сохранении нынешнего тренда, к концу года рынок интернет-рекламы может упасть на 14%. Причина ясна: в Интернете рекламируются преимущественно импортеры и телекоммуникационные компании, которые напрямую зависят от курсов валют. Любопытно, что в соседней России в этом году рост рынка интернет-рекламы должен составить 42% ($1,057 млн.). Что касается государственного сектора экономики, то, как и в предыдущие годы, он продолжает упорно не замечать Интернет как средство продвижения, предпочитая ему более консервативные площадки.

    Один из немногих положительных трендов – рынок хостинга (услуга по предоставлению вычислительных мощностей для физического размещения информации на сервере, постоянно находящемся в сети) вырос в более чем 1,5 раза. Правда, случилось это благодаря Указу Президента №60, согласно которому все юридические лица и индивидуальные предприниматели, сайты которых размещены на зарубежных площадках, должны быть переведены в белорусские дата-центры. За счет того, что пользователей фактически лишили выбора, этот рынок, по самым грубым подсчетам, вырос с $2,1 млн. в 2010 году до $3,87 млн. долларов в 2011-м. И поскольку хостинг требует постоянных вложений, чего не могут позволить себе маленькие компании, на рынке едва ли не ежемесячно идут сделки поглощения.

     

    Достижения Байнета

    Говоря о положительных тенденциях, стоит отметить рост главного качественного показателя – уровня проникновения Интернета. Правда, точные цифры привести сложно из-за того, что такими исследованиями сейчас мало кто занимается.

    – К огромному сожалению, мы сегодня имеем данные только компании Gemius, – говорит Юрий Зиссер. –Этого не совсем достаточно. Данные Gemius несколько ниже, чем те, что оглашались в прошлые годы. И, тем не менее, согласно этим данным, за год уровень проникновения поднялся на 6%. В августе прошлого года он составлял 33,6%, а в этом году – 39,9%.

    В прошлом году, по данным Internet World Stats, по проникновению Интернета Беларусь занимала 64-е место в мире. Любопытно, что по этому показателю мы обходим Россию и Украину. Растет и количество пользователей широкополосного доступа. Сейчас их в нашей стране 1,9 млн. Большая часть – 1 млн. – приходится на долю «Белтелекома» (миллионный абонент был зарегистрирован компанией в этом году), что составляет примерно 55% рынка.

    Доменных имен в зоне .by на данный момент зарегистрировано более 43 тысяч. Для сравнения, год назад – 35 тысяч. Но, если количество доменных имен за год увеличилась незначительно, то социальные сети начали проникать в нашу жизнь активнее. Бурный рост показал Facebook. Если в 2010 году в нем присутствовало 120 тысяч белорусских пользователей, то в этом – уже 320 тысяч. У белорусской социальной сети «Я.ТУТ» аудитория выросла в 1,5 раза – с 753 тыс. до почти 1,1 млн.

    – Раньше медленный рост белорусских соцсетей мы связывали с нашим законодательством, которое регламентировало знакомства в Интернете. Сейчас оно изменилось, прокомментировал этот факт владелец TUT.BY.

    Что касается развития беспроводного Интернета, то здесь можно выделить несколько важных трендов. Первый – увеличивается проникновение мобильного Интернета, в нем даже появились первые безлимитные тарифные планы. Растет и покрытие wi-fi, но его развитие серьезно сдерживает все тот же Указ №60, который требует удостоверения личности для того, чтобы пользоваться Интернетом в публичных точках доступа. Это нанесло серьезный удар по сетям интернет-кафе – ранее весьма популярному сегменту бизнеса. Не развивает свою сеть WiMax (4G) «Белтелеком», а российская компания Yota в сложившейся ситуации свою сеть вообще не запускает. Примерно такая же картина наблюдается  и с технологией LTE. Тендеры по продаже частот для нее неизменно отменялись из-за отсутствия спроса.

     

    Печальные перспективы

    Несмотря на серьезные достижения, прогнозы относительно будущего Байнета весьма печальные. Самую пессимистичную мысль на конференции «Деловой Интернет» озвучил исполнительный директор компании «Виаден Медиа» Юрий Гурский. Он уверен, что уже сейчас заметно технологическое отставание Байнета от остальных мировых рынков, а в будущем эта пропасть будет только расти. Отчасти это подтвердил и Юрий Зиссер, отметив, что иллюстрацией неготовности белорусского сегмента Сети к серьезным нагрузкам стал вечер 11 апреля, когда в Минске произошел теракт. Тогда практически все белорусские новостные сайты не справлялись с нагрузками и «падали», а новости людям приходилось узнавать из российских источников. Свою лепту в торможение Байнета, по мнению экспертов и игроков рынка, вносит и затянувшаяся монополия «Белтелекома».

    Добавим, что даже в содержательной части белорусский Интернет проигрывает зарубежным конкурентам. Операторы рынка отмечают стабильный рост популярности зарубежных сервисов (социальные сети, почта, поиск, видео и музыка). В результате иностранные интернет-компании стали чаще обращать внимание на белорусский рынок, а потому белорусским игрокам следует готовиться к жестокой конкуренции со стороны российских и западных коллег. Между тем, в последнее время в Беларуси не появилось принципиально новых крупных интернет-проектов. Даже сайты авторитетных и официально зарегистрированных СМИ не пользуются у белорусов особой популярностью.  

    Такой застой генеральный директор портала Onliner.by Александр Стельмах объясняет… отсутствием конкуренции.

    – Байнету нужна конкуренция! – подчеркивает эксперт. –  Только в конкурентной среде появляются и какой-то креатив, и движение вперед. В конечном итоге, развивается вся отрасль. Если отрасль связана различными союзами или ассоциациями и «все схвачено», то какой смысл развиваться дальше?

    А вот у Юрия Зиссера иной взгляд на профессиональные отраслевые объединения, а также на их роль в развитии рынка:

    – Мы за союзы. Поскольку считаем, что там, где это выгодно, союзы поднимают рынок. От этого его емкость только увеличивается. Союзы – это полезная вещь, от которой выигрывают все. Развитие рынка состоит не только в конкуренции, но и в подъеме. При таком рынке, как в Беларуси, пока не за что конкурировать

    На фоне глобальных бед отрасли, меркнет даже проблема пиратства, которая не раз остро обсуждалась интернет-операторами. Между тем, пиратство в ближайшее время способно «убить» целые сегменты рынка. Как рассказал директор OZ.BYАндрей Гриневич, продажу музыки и фильмов оно уже практически убило:

    – Вся музыка – в бесплатном доступе в Интернете! Фактически ее продаж уже нет, и рынок этих продуктов умирает. Компьютерным играм остался год-два. Кто сейчас будет ждать доставки, платить деньги, если все можно бесплатно, быстро и в неограниченном количестве скачать в Интернете?

     

    Подводя итоги

    Отчасти, игроки интернет-рынка сейчас пожинают плоды собственной бездеятельности. В течение предыдущих пяти лет, когда рынок бурно рос «вширь», несмотря на намного более дорогие тарифы, далеко не все его участники развивали собственные сети и технологическую базу. Сейчас, когда в крупных городах рынок уже практически насыщен, появилась необходимость расширения сетей на окраины городов и в регионы. Но финансовая ситуация теперь кардинально отличается, и денег на развитие просто нет.

    Остается уже проверенный и безотказный источник – повышение цен. Наверное, этого не избежать. С учетом ценовой вакханалии, которая сегодня творится в Беларуси, этого повышения многие даже не заметят. Вот только что оно даст интернет-компаниям? Деньги на развитие – вряд ли. Скорее – возможность продержаться до «лучших времен». Похоже, что инвестиции в белорусский интернет-бизнес сейчас явно непопулярны, хотя потенциал у этого рынка большой. Поэтому риск проникновения на «территорию Байнета» иностранных конкурентов сейчас велик как никогда.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by