Delo.by,

    Комментарии 7 Мар 2013 13:00

    Слухи о смерти мелкой розницы сильно преувеличены

    Белорусский ритейл уже месяц «лихорадит» бурно дискутируемая в прессе и на разных уровнях власти тема ограничения присутствия на рынке крупных форматов торговли, прежде всего, сетевых операторов. Многие предприниматели видят в экспансии «скидочного ритейла» скорую смерть мелкой розницы.

    По мнению экспертов журнала «Дело», развитие рынка в сторону расширения доли крупных сетевых операторов – процесс закономерный. Например, в европейских странах на долю 10 крупнейших торговых компаний приходится от 70 до 90% продаж продовольственных товаров. В Беларуси первая десятка сейчас контролирует всего лишь 26% рынка. Опять же, согласно мировой практике, ограничение государством присутствия на рынке одной торговой сети начинается после того, как ее доля начинает превышать 25-35%. По словам генерального директора компании «Евроторг» Андрея Зубкова, в настоящее время доля «Евроопта» на рынке составляет лишь 10%, и на фоне мировой практики предложение предпринимательских союзов об установлении порога для сетевых операторов республики в 10% для одной сети выглядит «просто беспрецедентным».
    «Сегодня благодаря свободному ценообразованию и непрозрачности рынка сложились вопиюще неравные условия хозяйствования, – отстаивает свою позицию Виктор Маргелов, сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства. – Например, кильку, которая по закупочной цене стоит около Br5 тыс., в «Евроопте» можно купить за Br4100-4200. Как можно конкурировать в таких условиях? Люди говорят: и вы так должны сделать. Так скажите, какую партию нам надо купить, чтобы получить такую скидку»?..

     Действительно, для подавляющего большинства населения Беларуси решающим фактором при покупке является цена. Как сообщил директор Института социологии профессор Игорь Котляров, в январе-феврале в нашей стране был проведен сравнительный анализ цен на более чем 300 потребительских товаров в 19 сетевых продовольственных магазинах различной формы собственности и формата торговли. В результате самые низкие цены оказались в «Евроопте». Стоимость непродовольственных товаров там на 59,6% ниже, чем в среднем по рынку, продовольственных – на 28,2%, алкогольной продукции – на 28%. При этом тот же опрос показал, что каждый третий житель небольшого города Беларуси недоволен ассортиментом продуктов и уровнем обслуживания покупателей в магазинах своего населенного пункта. А каждый пятый – еще и неудобным графиком работы магазинов.

     «Мы неоднократно говорили, что надо адаптироваться к рынку и хорошо понимать, в чем твое преимущество, – отмечает Андрей Зубков. – В предпринимательских союзах говорят, что мелкая розница проигрывает нам по цене. Однако сегодня на рынке есть и другие сети, которые успешно работают на рынке и конкурируют не ценой! Они берут сервисом, ассортиментом, подачей товаров».

    Подробнее об этом читайте в свежем номере журнала «Дело», главная тема которого – «Строительство и недвижимость».

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by