Delo.by,

    Комментарии 16 Май 2016 12:09

    «Скелет в шкафу» автодилера

    Дальнейшее падение продаж грозит закредитованным в валюте автодилерам серьезными проблемами.

     

     

    Игорь Клоков, «Дело»

    Автомобильный рынок Беларуси, крах которого предсказывался неоднократно, теперь действительно обнаруживает признаки агонии. Последние крохи оптимизма пришлись на излюбленные белорусами внедорожники. Правда – самые дешевые.

    Невооруженным глазом заметно прибавление на белорусских дорогах наиболее доступных по цене внедорожников – RenaultDuster. С ними в компании колесят «веселые по масти» и бодрые по обводам RenaultSandero Stepway – по определению некоторых экспертов, «мини-SUV» или «вседорожники». «Вседорожные» успехи Renaultподкреплены также успешными продажами хэтчбека RenaultSandero и второго по объемам продаж на рынке RenaultLogan. В итоге французские внедорожники по итогам 2015 г. и первых месяцев 2016-го лидируют с колоссальным отрывом от ближайших преследователей. По данным Белорусской автомобильной ассоциации (БАА), в 2015 году продано 2199 Dusterпротив 514 Nissan Qashqai (класс SUV C) и 1610 Renault Sandero Stepway против 187 Nissan Juke (класс SUV B).

    Подводные течения

    Небывалый рост продаж в прошлом году, который позволил Беларуси войти в TOP-25 европейских авторынков, обратил на нашу страну внимание международных экспертов. Международное автомобильное агентство Focus2move, оценив обстановку, вынесло относительно оптимистичную оценку: «Белорусский автомобильный рынок в 2015 г. побил рекорды всех времен за счет теневого импорта. Несмотря на затяжную рецессию, низкие цены на импортные авто все еще стимулируют интерес к покупкам».

    Но при этом в Focus2move отмечают, что существенные позитивные изменения на автомобильном рынке «могут наступить только при положительных сдвигах в экономике в целом». По мнению аналитиков агентства, такие сдвиги возможны при выполнении ряда условий: реальная диверсификация экспорта, снижение зависимости от России, присоединение ко Всемирной торговой организации и дальнейшее улучшение дел в сфере ведения бизнеса.

    По данным БАА, рост «белого» рынка в 2015 г. составил 6% и достиг объема в 26190 шт., а оценочный объем рынка в целом, включая «неорганизованный» импорт, превысил 50 тыс. шт. – это абсолютный рекорд. Причем кривая продаж 2015 г. почти повторяет показатели предыдущего года, за исключением августа (см. Диаграмму 1).

    Диаграмма 1. Сравнение продаж БАА по месяцам в 2014 и 2015 гг. Данные БАА.

    Focus2move силами своих экспертов оценило объем продаж в Беларуси в 48274 шт., при этом доли рынка ведущих брендов, по мнению агентства, выглядят следующим образом: Renault– 17,1% и 8264 шт. проданных авто, Volkswagen– 12% и 5811 шт. и Hyundai – тоже почти 12% и 5656 шт.

    Сами дилеры склонны оценивать доли рынка иначе. В частности, маркетолог компании «Автопромсервис» Денис Скоробогатый утверждает, что по итогам 2015 г. Renaultпо сумме продаж во всех сегментах рынка легковых авто уверенно удерживает долю в 30%.

    Пусть дешевый, но – внедорожник!

    Согласно отчету БАА, лидерами продаж остаются все-таки недорогие седаны B-класса. Но на третьем-четвертом местах уверенно разместились внедорожники.

    TOP-10 продаж в Беларуси в 2015 г.

    Модель

    Продано в 2015 г.

    Класс

    1

    Volkswagen Polo

    2 900

    B

    2

    Renault Logan

    2 290

    B

    3

    Renault Duster

    2 199

    SUV C

    4

    Renault Sandero Stepway

    1 610

    SUV B

    5

    Nissan Almera

    1 339

    B

    6

    Skoda Rapid

    1 157

    B

    7

    Lada Largus

    1 049

    B

    8

    Renault Sandero

    932

    B

    9

    Hyundai Accent

    750

    B

    10

    Lada 2121

    556

    SUV class

    Источник: БАА

    Традиционно считается, что на нашем рынке продажи внедорожников составляют до трети всех продаж легковых автомобилей. Но сейчас этот порог существенно превышен – почти 35% официальных продаж приходится на легковые авто повышенной проходимости (см. Таблицу 2 и Диаграмму 2). Цифры продаж говорят сами за себя. Покупатель голосует рублем: пусть дешевый, с минимум удобств – но внедорожник!

    Классы авто в TOP-25 продаж

    Класс авто

    Продано в 2015 г.

    % в TOP-25

    B

    11072

    57,5%

    C

    1289

    6,69%

    D

    245

    1,27%

    SUV

    6651

    34,54%

    Всего в TOP-25

    19257

    100%

    Источник: БАА

    Классы авто в TOP-25 продаж

     

     

     

     

     

     

    Renault вместо Suzuki?

    По данным белорусского дилера Renault, компании «Автопромсервис», по белорусским дорогам уже ездит свыше 5000 Duster. Сильными сторонами французского бренда в Беларуси дилер называет «крупнейшую в стране сеть фирменных автоцентров, постоянное наличие автомобилей и возможность приобретения в лизинг для физических лиц».

    Но при всем уважении к подобной стратегии нужно признать, что основным является все-таки ценовой фактор. Именно низкие цены, и их замораживание на уровне конца прошлого года позволили Renaultв Беларуси обойти как японцев, так и европейских конкурентов, и даже агрессивно наступающих на всех рынках корейцев. Между тем, у Renaultесть вполне объективные и весомые основания для такого успеха. Даже дилеры бренда порой забывают, что ведь это – тот самый Renault, который был основан еще в 1899 г., а в 1917-м запустил в серию один из первых в мире танков Renault FT-17. С такой традицией выпускать внедорожники – призвание фирмы. Не случайно на российском «Автовазе» заменили аккуратиста Бу Андерсона, пытавшегося наладить выпуск автомобилей европейского качества, на Николя Мора, возглавлявшего румынское подразделение Renault– Dacia. Надежда на то, что Мору удастся и в России повторить то чудо, которое совершилось в Румынии. Тем более что Renaultв России и мире сейчас – очень прочные: компании принадлежат 50% «Автоваза», 80% Renault Samsung Motors, 43,4 % Nissan Motor. По ее проекту ultra low cost на базе единой платформы Loganна «Автовазе» производятся Лада Гранта и Лада Ларгус…

    А вот позиции других брендов в Беларуси заметно ослабевают. С 1 января прекратило свое существование как дилер Suzuki ООО «Белавтоконтинент». Симпатичные и яркие по дизайну мини-внедорожники «Белавтоконтинент» просто перестал поставлять. От него тут же открестилась БАА, сообщившая, что «…предприятие ООО «Белавтоконтинент» не является членом БАА. О наличии у предприятия ООО «Белавтоконтинент» правомочий в качестве «официального дилера», имеется ли в Беларуси в настоящее время официальный представитель марки Suzuki, заинтересованные могут уточнить в региональном представительстве автопроизводителя – ООО «Сузуки Мотор Рус».

    В свою очередь ООО «Сузуки Мотор Рус» сообщило, что«Белавтоконтинент» не является дилером по продажам автомобилей Suzuki с 1 января 2016 г..

    По мнению экспертов рынка, проблемы ООО «Белавтоконтинент» являются отголоском тех финансовых потрясений, начало которым было положено в декабре 2014 г. Заместитель председателя Белорусской автомобильной ассоциации Сергей Варивода подчеркивает:

    «Курсовые потери закредитованных в валюте автодилеров до поры до времени можно было списывать за счет доходов относительно стабильного дилерского рынка. Любое его сжатие обнажает накопленные финансовые проблемы. Белорусское «автомобильное чудо» осталось в прошлом. Судьбы сбережений все менее волнуют вкладчиков, поскольку их ряды тают на глазах. Население выдохлось. И поверило, что страна погрузилась в кризис всерьез и надолго. Модель потребительского поведения очевидно поменялась. Страх за свое будущее перевесил жадность к демпинговым ценам на новые автомобили. Давление на рынок оказывают и чисто фундаментальные факторы: продолжающееся падение реальных располагаемых доходов населения, высокие процентные ставки, растущая безработица».

    Вместо резюме

    Любовь к внедорожникам свойственна не только белорусам, но и нашим собратьям-россиянам. Возможно, даже в большей степени. На российском рынке, также продолжающем падать, продажи внедорожников стабильно составляют свыше 30%. Именно поэтому китайский инвестор, определившийся, наконец, с партнерством на просторах ЕАЭС в пользу белорусского сборочного производства, объявил о расширении экспорта «белорусского народного автомобиля» в Россию. Речь идет о «вседорожнике» Emgrand X7, «прошедшем умеренный рестайлинг». Украшенный большим количеством светодиодов и новой радиаторной решеткой, Geely Emgrand X7 2016-2017 модельного года стал длиннее на 12 мм и будет стоить в базовой комплектации 670 тыс. росс. руб.

    Мнение эксперта

    Сергей Варивода, председатель Совета директоров ГК «Интеллект», заместитель председателя БАА:

    Спад продаж новых автомобилей был ожидаем. В своих прогнозах мы исходили из предположения о сокращении рынка на двузначную величину. Однако столь высокие темпы падения рынка (минус 50-60% четвертый месяц подряд) вызывают опасение.

    Замедление падения авторынка не чувствуется ни в феврале, ни в марте. А пора бы. Ведь эффект высокой базы первой волны девальвационного рывка покупателей «на восток» в конце 2014 г. уже сошел на нет. И февраль 2015 г. был вполне умеренным по продажам. Однако даже в феврале 2016 г. рынок «просел» на 48% к соответствующему периоду прошлого года.

    Продажи дилеров – членов БАА – падают медленнее. В феврале спад дилерских продаж составил 12% к соответствующему периоду прошлого года. Но этого вполне достаточно, чтобы «скелеты в дилерских шкафах» полезли наружу. Не стоит забывать, что при ультравысокой монополизации белорусского дилерского рынка (более 92% продаж БАА обеспечивают топ-10 марок авторынка), любое сжатие выдавливает из бизнеса дилеров с единичными продажами.

    Доля прямых покупок в автосалонах соседней страны остается высокой, хотя и снизилась на пять пунктов до 45% общего рынка новых автомобилей в текущем году. Снижение ввоза из России является следствием повышения ставок утилизационного сбора для граждан, укрепления российского рубля, введением временных номеров для эксплуатации новых автомобилей до их регистрации в ГАИ.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by