Кристина Рыбик, «Дело»,

    Комментарии 7 Апр 2013 0:00

    Сервис на обочине

    Почему белорусские логистические центры остаются в стороне от транзитных грузопотоков

    В развитие этой практически новой для Беларуси отрасли, за относительно небольшой промежуток времени вложены значительные средства. В реализацию инвестиционных проектов в рамках государственной Программы развития логистики уже вложено более Br1,88 трлн. Еще $1 млрд. инвестиций в отрасль планируется привлечь до 2015 года. Однако «промежуточные итоги» реализации программы специалистов пока не радуют.

    Из 11 функционирующих в стране транспортно-логистических центров (ТЛЦ) 8 обрабатывают грузы… для собственных нужд. Т.е., являются распределительными центрами крупных ритейлеров, либо обслуживают от 5 до 15 иностранных компаний, распределяя их грузы по территории страны. Получается, что в большинстве случаев ТЛЦ работают как распределительно-накопительные, либо – как склады для крупных компаний. Полноценных транзитных центров, ради создания которых, собственно, и разрабатывалась госпрограмма, фактически нет.

    Логистика – есть, транзита – нет

    До завершения реализации Программы развития логистики остается не так много времени. Напомним: она рассчитана до 2015 года. Сегодня такие инвестиционные проекты  реализуются уже на 29 участках (16 из них заявлены как ТЛЦ) из 36 запланированных. Основной объем работ ведется недалеко от столицы, что объясняется пересечением крупных транспортных путей. В эксплуатацию уже введено более 110 тыс. кв. м. складских помещений. Кстати, совсем недавно Министерство торговли озвучило требование к инвесторам: в течение 2013 года должно быть начато строительство всех запланированных объектов. Насколько это реально – непонятно: например, в Гомельской области с инвесторами определились только в отношении одного из четырех запланированных Программой участков. 

    Пока же в строй введено 11 ТЛЦ. По словам экспертов «Дела», их средняя загруженность не превышает 40%. Но основная проблема не в этом. Практически все действующие объекты занимаются лишь внутренней логистикой,  несмотря на то, что Программа развития логистики была рассчитана на увеличение объемов обработки именно транзитных грузов. Как отмечают в Миноблисполкоме, транзитный потенциал государств-членов ЕврАзЭС – около 220 млн. т., к тому же, в связи со вступлением России в ВТО поток импорта в эту страну увеличится более чем на 40%. Наверняка, определенная доля в транзите этих грузов может достаться Беларуси. Но смогут ли отечественные операторы предложить конкурентоспособные условия российским и европейским компаниям – большой вопрос.

    Туманные перспективы

    Специалисты утверждают, что исключительно транзитных логистических центров у нас нет, за исключением предприятия «Белтаможсервис», где идет таможенная очистка и распределение грузов. По словам генерального директора РУП «Белтаможсервис» Юрия Короля, сегодня «есть огромный рынок, где Беларусь может предложить свои услуги». Но если доставка товара «от двери до двери» – еще более или менее решаемая задача (тому же «Белтаможсервису» даже удается выигрывать тендеры, например, на поставку продуктов в Афганистан, что уже приносит по Br3 млрд. в месяц), то «вклиниться» в логистические цепочки других операторов, у белорусских компаний пока не получается.

    «Мы ведем по 5-6 переговоров в неделю, они сложные, – говорит Юрий Король. – Логистика –это не только поставка товаров по более дешевому маршруту и сопутствующий комплекс услуг, но и страховые, банковские механизмы. Мы должны предложить такой комплекс, чтобы клиент в итоге получил товар дешевле. И у нас уже есть успехи». Недавно«Белтаможсервис» начал растаможку на территории своих центров товаров из России. Хотя, справедливости ради, стоит отметить, что это – пока практически единственный иностранный клиент, которого заинтересовала белорусская транзитная логистика. Даже россияне, по словам Юрия Короля, к сотрудничеству подходят весьма осторожно. Тем не менее, уже растаможено 795 партий товара по 20 тонн каждая, при этом выручка предприятия составила $12 млн. «Вы понимаете, какой это доход для государства? говорит Юрий Король. – Хотя 795 партий – это менее 2% возможностей «Белтаможсервиса». Если сюда добавить возможности наших коллег, то перспектива в финансовом плане для государства вырисовывается очень хорошая».

    Перспективы, конечно, вырисовываются, но до их реализации дело, увы, не доходит. Во-первых, наши партнеры по Таможенному союзу (ТС) до сих пор не разобрались с принципом резидентства, согласно которому после контроля на внешней границе ТС товар можно растаможить только в стране регистрации импортера. Пока решения у этого вопроса нет: в рамках ТС слишком много различий в налоговом, валютном и гражданском законодательстве. Ее решение, вероятно, будет увязано с созданием Евразийского экономического союза, т.е. не ранее 2015 года. Если бы российские резиденты имели возможность растаможить грузы в Беларуси или Казахстане, это помогло бы им оптимизировать грузопотоки: по такой схеме работают в странах ЕС, когда груз может пройти таможенное оформление в любой стране.

    По словам эксперта в сфере логистики Максима Губского, очень многие российские и казахстанские компании были бы не прочь открыть в Беларуси свои представительства (согласно законодательству, только в этом случае компания может растаможить свой товар), если бы на них проводилась таможенная очистка товаров. «По законодательству, в любом частном ТЛЦ может быть открыт таможенный пункт, если он соответствует достаточно серьезным требованиям, – рассказывает Максим Губский. – Я знаю не один пример, когда белорусские центры проводили долгую подготовительную работу по открытию пунктов, но она ничем не заканчивалась. Такая же история повторялась и с российскими компаниями. Я знаю, что один из крупнейших российских брокеров хотел открыть здесь свой филиал, чтобы его грузы растамаживались в Беларуси и прямиком шли на Россию. Он промучился года полтора и уехал ни с чем. Ничего не вышло и еще у одной российской компании, которая в день выписывает накладных чуть ли не на €200 тыс. Они были готовы перенаправить в нашу страну около 10% своего товаропотока… Пока есть проблема открытия таможенных пунктов в логистических центрах, наши терминалы никогда не станут транзитными».

    Нужно 20 лет?

    По словам бывшего директора транспортно-логистического центра «24», а ныне – заместителя Председателя Правления Банка развития Василия Шведа, он недосчитался, как минимум, двух крупных клиентов из-за того, что не смог предоставить полный комплекс услуг, в том числе и таможенных.

    Каким же образом решить эти проблемы? Подсказка может оказаться совсем рядом – на западной границе Беларуси. Польша 20 лет назад в развитии логистики проходила примерно такой же путь. В то время там существовала командно-административная система экономики, и до 1990 года логистика была исключительно распределительным механизмом для внутренних товаров. В середине 1990-х страна столкнулась с острым дефицитом квалифицированных кадров. Тем не менее, выход был найден. Для начала все усилия были направлены на повышение образования в области логистики и поиск места страны в логистических потоках Европы. Выбор тех мест, где должны были создаваться центры, просчитывались математически, и только потом в строительство вкладывались реальные инвестиции. На то, чтобы эта система заработала, понадобилось около 20 лет. К сожалению, в нашей стране к решению проблемы подошли несколько иначе – с наскока.    

    «В Европе логистический бизнес строится по-другому, –говорит Василий Швед. –Он разделен: там есть инвестиционные компании – группы собственников, которые строят помещение, создают оснащенный склад, закупают автопарк. Их бизнес это сдача склада в аренду со всем готовым оборудованием. А есть логистические операторы, бизнес которых именно логистика. Они предоставляют свои услуги на базе арендованных площадей, поэтому у них нет проблем с кредитной задолженностью. В этом и заключается один из секретов более дешевых, чем у нас, логистических услуг. К примеру, в Литве. Когда наши предприятия завозят груз с территории Прибалтики, то им выгоднее хранить закупленную продукцию там и привозить на производство в Беларусь только по одной фуре. За счет структуры затрат по хранению оплата всех услуг им обходится примерно на 30% дешевле, чем в Беларуси».

    Надежда есть

    По словам экспертов «Дела», практически все белорусские логистические центры еще на этапе проектирования не задумывались как транзитные, но уже сейчас многие готовы «перепрофилироваться», а в планы тех, что строятся, приходится вносить корректировки. Ведь на чем зарабатывают ТЛЦ? Если просто хранить грузы, то стоимость современного центра никогда «не отобьется». Нужен дополнительный комплекс услуг –упаковка, наклейка стикеров и др. Пока же реальное назначение белорусских ТЛЦ –только хранение грузов белорусских  компаний.

    Однако и наша внутренняя логистика полна самых разных проблем. На многих государственных предприятиях (какова доля госсобственности в стране – всем хорошо известно) до сих пор не понимают, зачем отдавать на аутсорсинг доставку товара, когда есть свои склады и транспорт. Более того, многие предприятия переименовывают свои «отделы снабжения» в «отделы по логистике», начинают обновление складских площадей, строят терминалы. При этом о комплексной логистике речь не идет. Между тем, европейская статистика говорит, что использование услуг ТЛЦ увеличивает эффективность логистики на 30-35%! В России и Украине этот показатель доходит до 15%, а в Беларуси, разумеется, никто таких подсчетов даже не вел.

    «У меня было только два примера, когда руководители крупных предприятий, получив ответы на все вопросы, решили воспользоваться услугами логистического центра и не вкладываться в собственное строительство. Конечно, генеральному директору проще принять такое решение, но все равно он встречает сопротивление», – рассказывает Василий Швед. В этом случае директора госпредприятий возложат на себя немало дополнительных «хлопот»: кому продать технику по балансовой стоимости, как убедить исполком в необходимости сокращения 10-15 сотрудников (это расценивается как увеличение безработицы в районе)? В конце концов, как убедить сотрудников работать по-новому?!.

    Кстати, директора крупных предприятий часто небезосновательно ссылаются на то, что в нашей стране пока нет логистических операторов, которые соответствовали бы их требованиям. Так, компания «Евроторг» строит свою логистическую сеть, не надеясь, что появится оператор, способный обслуживать все магазины сети.

    «Мы сами занимаемся прямыми поставками, у нас нет дистрибьюторов, – говорит директор ОАО «Пивзавод Оливария» Михаил Чеченев. – Хорошо это или плохо? Конечно, дистрибьютор может развезти большее количество товаров в большее количество точек, потому что пакет у него – тоже больший. Но мы сами контролируем свои продажи и не уверены, что это будет делать дистрибьютор. У нас в стране нет 3pl-операторов*, которые смогли бы доставить наш товар во все небольшие магазины, причем сделать это в срок. Такой оператор возит широкий перечень продуктов, что, конечно же, эффективно: он может привезти, например, меньшее количество пива в большее количество точек. Но пока мы не видим на рынке логистических услуг таких игроков. Есть пара компаний, которые выступают с интересными предложениями, но они пока не готовы доехать до каждого магазина».

    При этом в Беларуси еще не решены проблемы с дефицитом специалистов, до сих пор нет (и в ближайшее время он вряд ли появится) регулирующего органа, который бы отвечал за развитие отрасли… Большинство логистических центров, которые будут запущены в рамках Программы, на самом деле окажутся небольшими терминалами-складами для нужд внутренней логистики. Крупные вложения в отрасль для иностранных инвесторов без отмены принципа резидентства интереса не представляют. Вот и получается, что в то время как весь мир уходит от принципа строительства своих собственных ТЛЦ, мы прямиком идем по этому порочному пути. По словам экспертов «Дела», у нас еще есть шанс для развития хотя бы внутренней логистики и его нельзя упустить! А для этого необходимо задуматься, прежде всего, о развитии современной инфраструктуры 3pl- и 4pl-операторов**.

    *3PL-оператор, кроме транспортировки товаров, оказывает комплекс услуг: складирование, перегрузка товара, а также поиск субподрядчиков.

    **4PL-оператор, дополнительно к функциям 3PL-оператора, решает задачи, связанные с планированием, управлением и контролем всех логистических процессов компании-клиента с учетом ее долгосрочных стратегических целей.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by