Delo.by,

    Комментарии 30 Сен 2014 17:42

    Объединяй и властвуй

    Перевозки сборных грузов являются наиболее непрозрачным и сложным для анализа сегментом логистического рынка. Однако высокая востребованность этой услуги подталкивает компании к выработке собственных стратегий, обеспечивающих стабильный доход даже во время кризиса всей отрасли

    Анна Дейч, «Дело»

    Еще несколько лет назад отправка небольшой посылки хотя бы в другой город была достаточно серьезной проблемой. Конечно, можно было воспользоваться услугами почты или транспортных компаний. Однако в первом случае доставка занимала слишком много времени, а во втором – были необходимы серьезные финансовые затраты.

    Однако сейчас ситуация изменилась и в Беларуси появились компании, которые занимаются так называемыми сборными грузами – перевозками мелкогабаритных товаров различных заказчиков в одном направлении и на одном транспортном средстве.

    Более того, эта услуга стала одной из наиболее востребованных в связи с тем, что в современной торговле увеличились объемы поставок мелкооптовых партий товаров. Кроме того, увеличился товарообмен наукоемкой и высокотехнологической продукцией, которая, как правило, обладает небольшими размерами и весом, а также снизилась материалоемкость производства в целом.

    Перевозки сборных грузов являются самым непрозрачным и сложным для анализа сегментом логистического рынка: если для перевозок комплектными автомобилями существуют свои механизмы оценки объема рынка по клиентам либо по определенным группам товаров, то объективной статистики по перевозке сборных грузов на данный момент не существует.

    Как отмечает директор ИООО «ДБ Шенкер» в Беларуси Александр Крученков, основным фактором развития рынка сборных грузов, как бы странно это ни звучало, является падение сегмента комплектных грузоперевозок. Однако это вполне объяснимо: не имеет смысла заказывать отдельный грузовик, если у вас всего 3 поддона груза вместо 33.

    Главное – наладить процесс

    Сборные грузы – это достаточно крупная партия мелких грузов, отправленных разными клиентами, среди которых могут быть как юридические, так и физические лица, имеющие разных адресатов, однако перевозимые на одном транспортном средстве.

    Сегмент, о котором идет речь, включает в себя перевозку грузов массой примерно от одного килограмма. Сборные грузы меньшей массы относятся к категории почтовых отправлений. Максимальный вес товара зависит от возможностей транспортной компании и может достигать нескольких тонн.

    Конечно, перевозка сборных грузов, занимает больше времени, чем прямая доставка. Ведь им нужно пройти, как минимум, через два терминала, где происходит формирование и расформирование партий и ожидание рейса в город назначения. Однако для клиентов, пользующихся этой услугой низкая стоимость важнее скорости доставки.

    И это основное преимущество данного вида грузоперевозок: транспортные компании, работающие в данном сегменте, снижают издержки своих клиентов, объединяя различные отправки до экономически оправданного объема перевозки.

    Стоит отметить, что сборные перевозки имеют ряд отличий от так называемых попутных перевозок. В случае доставки сборных грузов партия, отправляемая на одном транспортном средстве, формируется целенаправленно, по всем принципам логистики.

    А в случае попутных доставок транспортное средство, которое выходит в рейс пустым или загруженным не полностью, просто берет дополнительный груз, что увеличивает эффективность использования транспорта.

    Как пояснила руководитель отдела перевозок сборных грузов ООО «КРАФТТРАНС» Светлана Саморядова, в Беларуси действует общая схема организации перевозок сборных грузов: своз грузов, их обработка на консолидационном складе и дальнейшая отправка к месту назначения. И фактически она едина и не зависит от направления.

    Можно выделить несколько видов сборных перевозок, которые имеют ряд особенностей – «дверь-дверь», «склад-склад», «дверь-склад» или «склад-дверь». Разумеется, доставка «от двери до двери» – наиболее дорогостоящая услуга, дешевле всего клиенту обойдется перевозка в случае самостоятельной доставки на склад транспортной компании и, соответственно, получение груза в консолидированном складе в городе назначения.

    К другим дополнительным услугам, которые довольно востребованы клиентами транспортных компаний, относится дополнительная упаковка сборных грузов. Чаще всего заказчик самостоятельно привозит свой груз на склад компании в своей упаковке. И уже на месте специалист предприятия оценивает, насколько надежно он упакован.

    Также в схему доставки сборных грузов часто входит хранение на складе. Обычно первые несколько дней (чаще всего трое суток) груз хранится на консолидированном складе компании бесплатно. Если же за это время получатель так и не появился, то дальнейшее хранение товара ему придется оплатить дополнительно.

    Собрать и перевезти

    Наиболее сложный этап в перевозке сборных грузов – их консолидация, то есть, формирование той партии, которая отправится в путь в одном транспортном средстве. Эта задача решается специалистами по логистике с учетом самых разных нюансов.

    Наличие собственного склада консолидации позволяет компании осуществлять полный контроль за перевозимыми грузами, пошагово отслеживать весь процесс грузоперевозки. Клиенты в любой момент могут получить информацию о местонахождении груза, его весогабаритных характеристиках, запросить дополнительные складские услуги.

    Консолидация большого объема грузов в рамках одного склада позволяет наиболее эффективно сформировать партию для конечных получателей груза, тем самым уменьшая стоимость фрахта для каждого Заказчика при соблюдении сроков доставки и качества самой перевозки. Это также помогает составить четкий график рейсов с консолидационных складов в регион грузополучателя, что позволяет заказчику точно планировать свои дела.

    Наличие гарантированного графика отправок с консолидационного склада свидетельствует о высоком уровне сервиса транспортно-экспедиционной компании и квалифицированности сотрудников.

    Под наблюдением

    Еще одна важная особенность перевозок сборных грузов заключается в том, что каждый клиент хочет знать, где его товар будет находиться в то или иное время. И, как отмечает Светлана Саморядова, сегодня существует множество решений, позволяющих оптимально планировать и отслеживать перемещения товаров, следить и предупреждать о возможных несоответствиях в ходе перевозки.

    Как рассказал Председатель совета директоров ООО «Интертрансавто» Андрей Смоляр, при сборных перевозкаотслеживать нужно движение не только грузов, но и документов. И его компания наняла штатных программистов, которые создали систему, позволяющую отслеживать любое перемещение грузов и автомобилей и автоматически отправлять ежедневный отчет о местонахождении каждого заказа на электронный адрес клиента.

    Есть рынок – есть кризис

    Уже давно на рынке грузоперевозок сформировалась негативная тенденция: прямые затраты компаний растут, а прибыль падает.

    В связи с замедлением экономического роста как в России, так и практически во всех странах СНГ, а также нестабильной политической обстановкой наблюдается сокращение объема потока импортных перевозок. Компании в стремлении «завоевать» заказчика необоснованно занижают ставки. Как правило, при этом значительно страдает качество услуг, когда уже в процессе перевозки задекларированные ранее условия по фиксированным ставкам не выполняются.

    На сегодняшний день многие добросовестные перевозчики по этой причине оказываются в сложной ситуации, так как при росте прямых затрат в виде стоимости горюче-смазочных материалов и увеличения заработной платы сотрудникам вынуждены снижать ставки фрахта порой ниже себестоимости услуги.

    Как отметила Светлана Саморядова, значительные колебания курса российского рубля и рост валютной корзины в начале года сразу отразились на объеме импорта по ряду товаров. Многие компании, если не отказались от поставок, то пересмотрели их график и объемы. Рост потребительского спроса значительно уменьшился, что также негативно повлияло на динамику грузопотока. Действие политического фактора на экономику в связи с ситуацией на Украине, а также ввод санкций со стороны Евросоюза и ответные меры Российской Федерации  ухудшили инвестиционный климат, что сказалось и на транспортном рынке.

     

    Мнение эксперта

    Светлана Саморядова,
    руководитель отдела перевозок сборных грузов ООО «КРАФТТРАНС»

    Несмотря на общую тенденцию снижения импорта из Европы, объем перевозок сборных грузов снижается меньшими темпами. Вероятна ситуация, что прирост будет не таким значительным, как ожидалось, но  какого-то серьезного провала на данном сегменте мы не прогнозируем.

    Во-первых, специфика компаний, у которых есть потребность в перевозках  широкого ассортиментного перечня товаров либо небольших партий,  позволяет нам рассчитывать на стабильный объем работы.

    Во-вторых, при ухудшении общеэкономической ситуации некоторые клиенты для оптимизации своих производственных затрат переведут свою логистику в сектор сборных грузов. Если говорить о долгосрочной перспективе, то динамика последних лет  говорит о росте данного сегмента и его востребованности у клиентов. Поэтому самое главное для каждой транспортно-экспедиционной компании – это повышать качество своих услуг, что позволит усилить позиции на рынке.

     

    Мнение эксперта

    Александр Крученков,
    директор ИООО «ДБ Шенкер» в Беларуси

    Я уверен в том, что рынок перевозок сборных грузов в Беларуси будет активно развиваться. Также, как и весь рынок транспортных услуг на территории нашей страны. Подтверждением тому служит рост числа логистических центров и развитие их инфраструктуры. Использование возможностей Таможенного союза – это, несомненно, правильный путь. Но при этом не стоит забывать и наш собственный рынок, который с каждым годом растет.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by