Анатолий Бурбуть, специально для журнала «Дело»,

    Комментарии 1 Сен 2013 0:00

    Рулевая тяга

    Рынок финансовой аренды будет прирастать за счет лизинга автомобилей

    В Беларуси, согласно статистике, по итогам 2012 года, доля лизинга транспортных средств в общем количестве сделок на рынке финансовой аренды - 59%. Однако если присмотреться к структуре покупок внимательнее, то выяснится, что основная доля приходится на железнодорожный и автомобильный грузовой транспорт, а вот количество легковых автомобилей, продаваемых на условиях лизинга – всего 4%. Для сравнения: в Западной Европе легковушки занимают 42% рынка лизинга. Специалисты отмечают, что причина таких диссонансов заключается в том, что, с одной стороны, белорусский бизнес старомоден и предпочитает для обновления своих основных фондов и транспортных средств пользоваться «традиционными» источниками финансирования, а с другой - предприниматели попросту не знают обо всех преимуществах новых финансовых инструментов. 

    Колеса за свой счет

    В недавно опубликованном макромониторе Национального банка аналитики ведомства, рассматривая основные источники, используемые предприятиями для инвестирования в основной капитал, пришли к выводу, что при покупке транспорта белорусский бизнес предпочитает рассчитывать на свои собственные силы, а не прибегать к помощи финансовых организаций. Так, по итогам второго квартала 2013 года 49,1% (от общего числа предприятий) представителей реального сектора экономики, опрошенных специалистами Нацбанка,  признали, что в качестве основного источника финансирования при покупке автомобилей в парк компании у них обычно выступают амортизационные средства. Еще 39% респондентов готовы осуществлять покупки из чистой прибыли предприятия. А вот число желающих воспользоваться кредитами банков составляет всего 28,1%, тех же, кто рассчитывает лизинг и аренду – 19,3%. Что же препятствует  отечественному бизнесу прибегать к традиционным для большинства западных компаний источникам финансирования? Слишком высокие процентные ставки, а также -недостаточная кредитоспособность предприятия.

    Белорусские лизингодатели отмечают, что в 2012 году произошло изменение условий предоставления юридическим лицам валютных кредитов. В частности, в стране был введен запрет на предоставление кредитов в иностранной валюте под валюто-неокупаемые проекты. «Не имея возможности взять валютный кредит и учитывая, что ставки по рублевым кредитам высокие, юридические лица стали активнее обращаться к лизингу. Как долго продержится такая ситуация, будет зависеть от стоимости кредитов в национальной валюте», - поясняют лизингодатели.

    Считается, что для развития бизнеса, точнее, для получения основных фондов,  лизинг - очень удобный финансовый инструмент. Это хорошая замена кредиту банка. И хотя в целом условия лизинговой ссуды похожи на банковскую, при некоторых условиях ставки лизинга могут быть гораздо более привлекательными.

    - Если вы приобретаете, к примеру, автофургон на условиях финансового лизинга, вы практически покупаете его в рассрочку, как холодильник в магазине. Да, переплачиваете, но переплачиваете меньше, чем, если бы вы взяли кредит на покупку в банке, - объясняет председатель совета Ассоциации лизингодателей Александр Цыбулько. Лизинговая схема в упрощенном виде выглядит следующим образом: лизингодатель приобретает необходимое имущество и передает его клиенту по договору лизинга во временное пользование. При этом клиент оплачивает определенную часть стоимости транспортного средства в момент его получения, а остальную сумму платежа по договору вносит равными долями в течение срока, определенного договором. В зависимости от программы лизинга, политики лизингодателя и условий договора этот срок может составлять от 12 до 60 месяцев.

    - На стоимость имущества, передаваемого в лизинг, делается наценка, аналог банковского процента по кредиту, которая, собственно, и составляет доход лизинговой компании. По истечении срока лизинга клиенту передается в собственность транспорт по его остаточной стоимости. На практике это означает символическую цену или безвозмездную передачу. Таким образом, лизинг, особенно для малого бизнеса, - это реальная и выгодная альтернатива банковскому кредиту, причем залог в этом случае не нужен. Предмет лизинга остается в собственности лизингодателя вплоть до истечения срока договора, - говорит Александр Цыбулько. Лизинговые сделки в принципе должны быть более интересны представителям малого и среднего бизнеса. «Среди наиболее актуальных проблем, с которыми сталкиваются сегодня предприятия малого бизнеса при получении кредитов, называется чрезмерная бюрократизация процесса выбивания финансирования. Согласно статистике, именно скорость получения денег, а также скорость ответа финансовых структур на заявки о предоставлении кредита являются ключевыми факторами для предпринимателей при выборе кредитного продукта. Понятно, что получить деньги на руки они хотят в кратчайшие сроки», - поясняет Александр Цыбулько. - В случаях, когда в качестве предмета лизинга выступают транспортные средства, спецтехника или стандартное оборудование - решение будет принято гораздо быстрее в лизинговой компании, чем в банковской структуре». При этом не стоит забывать приятные бонусы: пакет документов для оформления лизинга гораздо меньше, чем для получения кредита. В рамках финансового анализа лизингодатели в основном ограничиваются стандартными формами бухгалтерской отчетности и не требуют огромного количества расшифровок и справок, а иногда при осуществлении сделки отсутствует  необходимость в составлении бизнес-плана инвестиционного проекта.

    Специализированных лизинговых компаний в Беларуси немало – около 150, но погоду на рынке делают только два десятка из них. Зачастую в роли лизингодателя выступают все те же банки или их дочерние структуры. Лизинговые компании, являющиеся «дочками» коммерческих банков, контролируют почти 70% лизингового рынка. Из-за этого конкуренция здесь сродни той, что существует на рынке кредитов.

    Кстати, минусы у лизинговой услуги, разумеется, тоже есть. Все же в абсолютном исчислении лизинг обходится дороже кредита, хотя кажется, что дешевле из-за более низких ставок. Но на самом деле стоимость пока остается спорным вопросом и ее выгодность часто определяется ситуативно. Обычно лизинговые компании и не скрывают: выбор между лизингом или кредитом зависит от ситуации на предприятии и его рыночных перспектив.

     «Физики» и «юрики»

    Автолизинг в Беларуси имеет свои особенности. Прежде всего, в большинстве своем эти услуги чаще востребованы в сегменте коммерческих автомобилей. Как отмечают в компаниях, услуги финансовой аренды малотоннажных грузовиков и микроавтобусов популярны у торговых организаций и предприятий, занимающихся строительными работами. А вот лизинг легковых авто пока больше интересен службам доставки и таксистам-индивидуальным предпринимателям. Но последних в числе клиентов лизинговых компаний пока не так много. Еще и потому, что бизнес «индивидуалов» лизинговые компании обычно  рассматривают более придирчиво, а решения принимают более взвешенно и осторожно. Как правило, результатом такой въедливости при рассмотрении дел становится более дорогая ссуда. Хотя, справедливости ради, стоит сказать, что решения по лизингу принимаются все же быстрее, чем по автокредитам. Что принципиально важно, когда вопрос касается, например, оперативного запуска компанией нового сервиса, для реализации которого требуется транспорт.

    В той или иной степени лизингом легковых автомобилей в Беларуси сегодня занимаются 70-80% лизинговых компаний. Их деятельность осуществляется в тесном сотрудничестве с автосалонами. Как рассказывает генеральный директор ассоциации автодилеров «БАА» Людмила Шабанова, лизинг транспортных средств для представителей белорусского бизнеса – это вполне привычный, хоть и недостаточно часто используемый при покупке автомобилей финансовый инструмент.

    - Такие сделки на рынке бывают, но не могу сказать, что часто слышу от наших автодилеров о том, что кто-то весьма успешно продает свои автомобили через лизинговые компании. Скорее, для юридических лиц характерны покупки полностью за свой счет, изредка некоторые  стараются прибегать к традиционным банковским кредитам, - говорит наш эксперт. Руководитель ассоциации автопродавцов уверена, что лизингодателям следует быть более активными не только при продвижении своих услуг, но и при расширении их списка. В частности, в Беларуси до сих пор не представлен такой инструмент, как лизинг для физических лиц, хотя на рынках стран Западной Европы и даже у наших ближайших соседей это мощный рычаг, позволяющий значительно увеличить автопродажи.

    Несмотря на то, что представители отечественных лизинговых компаний говорят о том, что лизинг для физлиц - это нонсенс, европейские компании с удовольствием пользуются этим инструментом. Для среднестатистического европейца лизинг – это нечто среднее между кредитом и арендой. Обращаясь к услугам  компании-лизингодателя, клиент разом выплачивает крупную сумму (30-40% от стоимости автомобиля), еще примерно столько же погашает равными долями в течение 2-3 лет. А вот оставшаяся треть стоимости автомобиля – это та самая часть отсутствующего в Беларуси оперативного лизинга, которая обычно достается лизингодателю в качестве «сдачи». По закону гражданин после окончания лизингового договора может выплатить лизингодателю целиком всю остаточную стоимость автомобиля и забрать его себе, но на практике это бывает нечасто. Обычно это повод обновить авто -  старый «конь» остается лизингодателю для последующей перепродажи, а покупатель берет новый автомобиль и вновь обкатывает его в течение нескольких лет, пока не истечет новый договор.  Машина – не только средство передвижения, но еще и показатель престижа. Поэтому житель Германии или Франции возвращает автомобиль лизинговой компании, а сам берет в лизинг более новую модель или меняет марку. Таким образом, клиент может всю жизнь кататься на новых машинах, выкладывая за них лишь какую-то часть стоимости плюс процент лизинговой компании.

    Основное преимущество лизинга для юридических лиц - возможность ускоренной амортизации и уменьшения налогооблагаемой базы. Физические лица в Беларуси пока не могут сэкономить на налогах с помощью лизинга. Однако и граждане могут извлечь выгоду от приобретения автомобилей в лизинг, оформив для себя статус индивидуального предпринимателя (ИП). Договор в этом случае можно заключить без поручителей и дополнительного залога с относительно небольшим взносом из собственных средств. При этом специалисты говорят, что услуга пользуется спросом. Ведь договор финансирования можно заключить только в иностранной валюте, в то время как взять автокредит физические лица сейчас могут лишь в белорусских рублях.

    Радужные перспективы

    По данным Автомобильной ассоциации БАА, в 2012 году из-за отмены льготы по НДС произошло удорожание автомобилей, что вызвало явное снижение продаж подержанных авто. При этом рынок новых автомобилей стал восстанавливаться, рост продаж начался во втором полугодии 2012-го и продолжается по сей день. Это позволяет продавцам автомобилей «в упаковке» рассчитывать на то, что в ближайшем будущем их бизнес не пострадает. По данным БАА, в 2012 году в Беларуси было продано около 20 тыс. новых автомобилей (для сравнения:16 тыс. - в 2011 году). В первом полугодии 2013 года (с учетом низкой базы) рынок вырос примерно на 40 %. В 2013 году спрос на легковые автомобили как минимум сохранится, а, возможно, и увеличится, поскольку государством созданы условия, делающие невыгодным ввоз новых легковых авто частными лицами. Не в лучшую сторону  изменились и условия валютного кредитования юридических лиц. Все это создает предпосылки для роста лизинговых сделок по легковым автомобилям, ведь, как говорят специалисты,отложенный спрос на рынке сложился нешуточный. Правда, покупателей пока сдерживают высокие ставки, но, как считают представители лизинговых компаний, после того, как они опустятся до приемлемого уровня, клиенты пойдут к ним толпами.

    В свою очередь лизингодатели предвидят спад в сегменте большегрузных автомобилей. Минувший год оказался рекордным по ввозу в Беларусь автомобильной техники для международных перевозок, как следствие, он стал таким же на рынке лизинга. В текущем году, как считают лизингодатели, международные автоперевозчики будут закупать меньше машин, поэтому роста сделок по лизингу в этой сфере вряд ли следует ожидать.

     

    Банковский кредит

    Финансовый лизинг

    Суммы выплат по кредиту не относятся на себестоимость и уплачиваются из средств фирмы

    Лизинговые платежи в полном объеме относятся на себестоимость, уменьшая налогооблагаемую базу по налогу на прибыль

    В большинстве случаев для получения кредита фирма должна быть клиентом банка-кредитора

    Фирма может быть клиентом любого банка

    Для получения кредита необходимо дополнительное обеспечение (ликвидный залог), а также иные показатели деятельности фирмы в соответствии с внутренними требованиями банка-кредитора

    Внесение по договору лизинга авансового платежа в размере 20–30 % от стоимости объекта лизинга снимает вопрос о дополнительном залоговом обеспечении

    Механизм ускоренной амортизации не применяется

    Работает механизм ускоренной амортизации. В течение срока договора лизинга объект лизинга не подлежит переоценке, в результате возникает экономия на налоге на недвижимость

    Срок, на который выдается кредит, строго лимитирован

    Срок лизинга устанавливается с учетом пожеланий клиента

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by