служба рекламы delo.by,

    Комментарии 15 Сен 2014 15:05

    Российский рынок – «наше все»?

    Белорусский бизнес подсчитывает возможную прибыль от замещения западного импорта на российский рынок продовольствия, забывая о вероятных рисках

    Павел Петько, «Дело»

    Первый замминистра сельского хозяйства и продовольствия Беларуси Леонид Маринич, метко назвал российские санкции, введенные по отношению к европейским продовольственным товарам, настоящим клондайком для Беларуси.

    И он, безусловно, прав. Заменить голландскую картошку, польские яблоки и даже норвежскую семгу наши производители,  пусть не на 100%, но могут. В то же время, нужно понимать, что клондайк, как в прямом, так и в переносном смысле – место опасное. Ситуация в ходе любой войны, в том числе и торговой, меняется очень быстро и чревата не только выгодой.

    Первые в очереди

    Российский рынок для белорусской экономики уже давно является источником роста. Ввозные пошлины для иностранной продукции делают белорусские товары более конкурентоспособными, в первую очередь, по цене. Как итог – экспорт продовольствия в Россию в первом полугодии 2014 года составил более $2,1 млрд. А учитывая, что белорусские поставки уменьшились на 4,4% по сравнению с прошлым годом, торговое противостояние между Россией и Западом пришлось как нельзя кстати.

    Российское эмбарго на поставку из стран, что ввели санкции против России, затронуло сразу несколько важных для белорусских производителей позиций: говядину, свинину, плодоовощную продукцию, мясо птицы, рыбу, сыры, молоко и молочные продукты. Таким образом, освободившаяся ниша на российском рынке продовольствия, предоставила белорусскому бизнесу шанс увеличить экспорт в соседнюю страну на дополнительные $5 млрд. в годовом исчислении.

    По мнению российских экспертов, наиболее сильными позиции белорусских производителей будут в первые 3-4 месяца действия санкций. Пока другие претенденты только готовятся к выходу на новый рынок, наши производители уже имеют на нем хорошие стартовые позиции и узнаваемые брэнды.

    Товар лицом

    Итак, на каких сегментах продовольственного рынка белорусские бизнесмены смогут заработать больше всего?

    Позиция с наибольшей долей продуктов, запрещенных к ввозу, это фрукты и овощи – в совокупности около 18% российского рынка. Таким образом, место польских яблок, которые ежегодно поставлялись на российский рынок на сумму более $500 млн., могут занять белорусские. По данным Всемирной ассоциации производителей груш и яблок (WAPA), урожай в Беларуси в этом году около 160 тысяч тонн, что на 10% больше показателя прошлого года.

    Более того, некоторые белорусские производители уже несколько лет успешно занимаются реэкспортом польских яблок на российский рынок, поэтому нарастить объемы поставок, несмотря на усиленный таможенный контроль, в ближайшие месяцы будет нетрудно.

    Однако Беларусь пока неохотно идет на сотрудничество с польской стороной, которая предлагает «по-быстрому» переработать яблоки на белорусских предприятиях.

    «Белорусская сторона поставила перед нами определенные условия – входить в Беларусь не просто со своим товаром, перепродавать его никто не будет, а со своими инвестициями и технологиями»,  – заявил министр сельского хозяйства и развития села Польши Марек Савицки, который выразил готовность обсуждать с белорусами создание совместных предприятий на всех уровнях.

    Таким образом, Беларусь предлагает полякам вложить деньги в модернизацию существующих производств по переработке плодоовощной продукции или же поучаствовать в создании новых мощностей, и только после этого вести речь о поддержке польского экспорта в Россию.

    Вторая позиция, которая уже пользуется повышенным спросом в России, это рыба. Под продовольственное эмбарго попало более 14% поставок рыбы и морепродуктов, следовавших на российский рынок в основном из Норвегии.  В такой ситуации в выигрыше оказывается один из крупнейших в нашей стране производителей рыбы и морепродуктов – компания «Санта Бремор», которая может перерабатывать норвежские семгу и лосось на территории Беларуси и поставлять их в Россию уже в виде готовой продукции.

    Впрочем, представители компании опровергли информацию о 30% -м повышении закупок рыбы в Норвегии, и объяснили, что не намерены обходить эмбарго.

    «Мы работаем в тех объемах, которые у нас были, потому что у большинства производителей есть какие-то остатки, производственные и складские... Мы не будем спекулировать на сложившейся ситуации. На совете директоров принято решение, что цены останутся прежними»,  – пояснил руководитель ЗАО «Русское Море» (российского дочернего предприятия «Санта Бремор») Андрей Остапченко.

    Также на российском эмбарго могут заработать белорусские производители свинины и птицы, где санкции затронули 12% и 8% товара, присутствовавшего на российском рынке. И здесь, скорее всего, речь пойдет о возобновлении прежних объемов экспорта, который еще в сентябре прошлого года был приостановлен в связи с претензиями Россельхознадзора, связанными со вспышкой АЧС.

    А вот с белорусской «молочкой» ситуация выглядит не так радужно. На самом деле под санкции попала лишь незначительная часть (не более 1%) молочной продукции, присутствующей на российском рынке. В связи с этим бурного роста экспорта белорусского молока и продуктов из него в Россию ожидать не следует.

    Скрытая угроза

    Таким образом, в ближайшие несколько месяцев белорусский бизнес, связанный в первую очередь с производством и переработкой овощей и фруктов, рыбы, свинины и птицы потенциально может неплохо заработать. Однако в этой, на первый взгляд, выигрышной ситуации есть подводные камни, которые несут для белорусских производителей существенные стратегические риски.

    По словам постоянного эксперта «Дела», председателя президиума Республиканской конфедерации предпринимательства Владимира Карягина, любая торговая война, а тем более с участием таких больших интеграционных объединений как ЕС, может нанести ущерб бизнесу. Причем не только российскому.

    Угроза потери внутреннего рынка действительно остается довольно реальной, несмотря на обещания правительства. Несколько лет назад мы были свидетелями ситуации, когда после девальвации вся белорусская «молочка» отправилась в Россию. Сегодня такая же ситуация может повториться, но уже по другим товарным группам. Тем более, что сейчас на белорусском рынке ждут своего шанса украинские производители, продукция которых, изрядно подешевевшая из-за обвала гривны, в Россию по разным причинам уже не проходит, а в Беларусь может попасть без ограничений.

    Но самая большая угроза, которая существует для белорусского бизнеса, – чрезмерная привязка к российскому рынку. Сегодня с учетом завышенных цен и низкой конкуренции российский рынок, как пылесос, втягивает в себя часть белорусского экспорта с других, менее доходных, но более перспективных внешнеэкономических направлений, где Беларусь может потерять с трудом завоеванные ранее позиции.

    А российский рынок, к сожалению, пока не является надежным для белорусских производителей. И дело даже не в том, сколько продлится продуктовое эмбарго.  Где гарантия, что через некоторое время в белорусской свинине вновь не найдут бациллы АЧС, в молоке – антибиотики, а урожай местных яблок не поразит какая-нибудь вредоносная «плодожорка»?

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by