Delo.by,

    Комментарии 13 Мар 2016 19:07

    Ритейл уходит в Сеть

    Рынок электронной торговли в Беларуси развивается быстрыми темпами, однако до его насыщения еще далеко.

     

     

    Елена Шахлевич, «Дело»

    В развитых странах интернет-торговля входит в число основных точек роста экономики. Так, к примеру, в Великобритании доля онлайн-торговли в ВВП составляет 13%! И это абсолютный мировой рекорд. В Беларуси эта цифра гораздо скромнее – 0,5%, но есть тренд к росту. Более того, в объеме розничной торговли продажа через онлайн-каналы некоторых категорий товаров, в частности бытовой техники и электроники, достигает 30%. Для сравнения – в странах ЕС и США эта цифра уже давно перевалили за 50%.

    Но для развивающегося рынка, по мнению экспертов «Дела», это очень хороший показатель. Благодаря этой тенденции, количество интернет-магазинов в нашей стране неуклонно растет. Как отметила на пресс-конференции заместитель министра торговли Ирина Наркевич, только за последние 4 года количество интернет-магазинов в стране увеличилось в 3,5 раза!

    Что касается кризисных явлений, то в отличие от традиционной торговли интернет-коммерция переживает тяжелые времена гораздо легче.

    Взять сервисом

    Главный тренд, который в последнее время наметился в отечественной интернет-торговле, − рост доверия населения и «привычка» покупать товары через онлайн-каналы. Как показало крупнейшее исследование рынка, проводившееся в 2014 году белорусским проектом Kupi.tut.by и российской компанией Data Insight, 65% белорусских пользователей имеют опыт покупок в Интернете. Только в 2013 году белорусы совершили около 5 млн покупок через Сеть, потратив в среднем за полгода $290 на покупки в отечественных интернет-магазинах и $180 − в зарубежных.

    Этому способствуют как определенная зрелость рынка, на котором появляются серьезные игроки с выверенными стратегиями развития, так и правовое урегулирование этой сферы. Так, начиная с 2010 года, когда Указом Президента №60 впервые интернет-магазины обязали регистрироваться в Торговом реестре, их работа становится все более прозрачной и комфортной для потребителя. В 2012-м было принято решение о дистанционной оплате, с 2013-го – каждый интернет-магазин должен был иметь кассовый аппарат, с конца 2015-го онлайн-торговле рекомендовано подключиться к системе ЕРИП или интернет-эквайрингу, с января 2016-го – у каждого магазина должен быть терминал для оплаты карточкой. Последнее требование, кстати, было продиктовано резко возросшей популярностью банковских карт при оплате.

    По оценкам экспертов «Дела», сейчас оплата картой занимает лидирующие позиции при покупке товаров в Интернете. 

    «С помощью карт платить сейчас стали чаще, и это несмотря на муссирование темы о воровстве средств со счетов, − отмечает В.Сенин. Радует, что люди стали больше разбираться в вопросе, а не жить под влиянием стереотипов. Яркий пример увеличения продаж – сайт «Белавиа». Например, в прошлом году по сравнению с 2014-м авиабилеты онлайн с оплатой по карте покупались почти вдвое чаще».

    Как отмечает эксперт, наблюдается знаковая тенденция к упрощению процедур оплат, в частности, платежи в один клик с помощью одноименного сервиса One Click. По отзывам компаний, покупатели часто пользуются этой услугой, так как при ее применении процедура оплаты занимает в 1,5-2,5 раза меньше времени.

    Еще один тренд − оптимизации процессов доставки товаров, что говорит о повышении качества обслуживания клиентов. Если ранее на рынке электронной коммерции превалировали фирмы-однодневки, и покупка в Интернете была высокорисковым мероприятием с невысоким уровнем сервиса, то сейчас все коренным образом изменилось. Сегодня в e-commerce работают в основном профессиональные игроки и наблюдается значительный прогресс в уровне обслуживания. 

    Техника безопасности

    Говоря об электронной торговле, нельзя упустить из виду вопросы безопасности в Сети. В соседней России количество интернет-краж только в 2015 году достигло 75 тысяч случаев и неуклонно растет. Статистика умалчивает о том, сколько пользователей в Беларуси ежегодно подвергается кибератакам со стороны мошенников. При этом в прессе периодически появляются сообщения о хищении конфиденциальной информации и денег с карт-счетов белорусов. Причем в интернет-торговле определенные риски потери данных и средств есть не только у покупателя, но и у продавца.

    Вместе с тем, как отмечают эксперты «Дела», в Беларуси таких объемов криминальных операций как, к примеру, в Европе, где убытки магазинов могут составлять миллиарды евро, нет. Однако позаботиться о безопасности нужно уже сейчас, чтобы в дальнейшем избежать значительных убытков.

    «В идеале интернет-магазин должен работать с провайдером электронных платежей, у которого есть серьезная антифродовая система, а также штат опытных технических специалистов,  говорит В.Сенин. − Кроме магазина и покупателя есть и третья сторона – банк, опыт которого также важен в разрешении спорных и нестандартных ситуаций. На 100% уберечься от мошенников невозможно, однако риск реально свести к сотым долям процента, если использовать в работе безопасные протоколы передачи данных (TLS), наборы фильтров, защищенные каналы связи, системы по предотвращению мошенничества. За все это отвечают банки и провайдеры платежей».

    Что касается рисков для покупателей, то значительная часть их нивелируется актуальной версией антивирусного программного обеспечения и внимательным отношением к сайту, где планируется покупка. Если о ресурсе мало информации, отзывов и отсутствуют логотипы платежных систем, то прозрачность его работы можно поставить под сомнение.

    При покупке в Интернете эксперты также не советуют перечислять деньги на электронные кошельки и счета мобильных телефонов, так как отечественное законодательство запрещает интернет-магазинам принимать оплату в такой форме. Также, чтобы обезопасить себя, пользователям стоит установить на ПК несколько операционных систем: одну – для работы и поиска информации в Сети, другую – для доступа в интернет-банк и оплаты в интернет-магазинах. Кроме того, эксперты советуют завести отдельную банковскую карточку для платежей в Интернете и переводить на привязанный к ней счет небольшие суммы, необходимые для текущей покупки. Еще один вариант − установить лимиты на разовые платежи по банковской карточке.

    Вместо резюме

    Общемировой тренд перераспределения покупателей из традиционной розницы в онлайн-торговлю в полной мере касается и Беларуси. Этому способствуют тотальное проникновение Интернета, популяризация интернет-платежей, а также правовое урегулирование рынка. С приходом крупных и сильных игроков белорусский рынок начал работать более профессионально, и в дальнейшем эта тенденция, скорее всего, сохранится. Как отмечают эксперты «Дела», рост объемов интернет-торговли в Беларуси возможен и за счет переориентации на внешние рынки. При условии «разумных» цен, держателям карт других стран должно быть выгодно и интересно покупать товар через белорусские интернет-магазины. Рост рынка возможен также за счет того, что открыть интернет-магазин с точки зрения финансовых и временных затрат намного проще, чем традиционную торговую точку.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by