Анатолий Бурбуть, специально для журнала «Дело»,

    Комментарии 1 Июн 2012 0:00

    Развал cхождения спроса и предложения

    Рынки: легковые автомобили

    Мнение эксперта

     

    Сергей Варивода, Председатель Совета директоров ГК «Интеллект», заместитель председателя РОО «БНПА».      

    Инициатива российских властей по защите окружающей среды от автомобильного хлама, казалось бы, должна вызвать общественное одобрение и всеобщую поддержку. Одгнако есть несколько «но».

    Во-первых,размеры предполагаемого утилизационного сбора поражают воображение даже виды видавших. От 10 тыс до 614 тыс. российских рублей за один автомобиль! Думаю, что любой из нас за такую сумму предпочтет сам разобрать до винтика и сдать «куда надо» свое авто.

    Во-вторых,не совсем понятна логика борцов за экологию, определивших, что утилизация нового импортируемого автомобиля стоит значительно дороже бывшего в употреблении, и что утилизация нового российского автомобиля обойдется значительно дешевле, чем российской же «бэушки»! Да и неприлично как-то начинать свой путь во Всемирную торговую организацию с дискриминации условий торговли: кроме диспаритета ставок «наших» и «не наших» предполагается, что импортеры платят «здесь и сейчас», а изготовители Российской Федерации (стран Таможенного союза?) когда-нибудь потом, предоставляя нынче лишь некие письменные гарантии. 

    В-третьих,давайте предположим, что утилизационный сбор уже действовал бы в Беларуси в предыдущие годы, когда ежегодный импорт легковых автомобилей в среднем составлял 200 тыс. единиц. Если предположить, что средний объем двигателя ввозимой иномарки находится в диапазоне 1,8-2,5 литра, то сумма платежей за такой объем импорта «бэушек» составила бы полмиллиарда долларов! Если автомобиль в нашей стране не роскошь, а средство передвижения, то в чем необходимость после существенного повышения таможенных пошлин для юридических и физических лиц, отмены льготы по НДС для автодилеров  в очередной раз увеличивать на  20-50% и более стоимость легковых автомобилей для граждан и организаций?

    Возможно, предполагается, что белорусы вынужденно пересядут на российские автомобили? Но у меня есть обоснованные сомнения в реальной готовности российской автомобильной промышленности обеспечить в настоящий момент весь рынок Таможенного союза легковыми автомобилями. Ведь для замещения их импорта только в России необходимо увеличить ежегодное производство на миллион штук, то есть удвоить! Однако, по оценкам аналитиков RBCResearch, объем производства новых легковых автомобилей в России в 2012 году может даже снизиться на 2%.

    А вот в чем не приходится сомневаться, так это в резком увеличении оттока валюты из Беларуси в соседнюю страну. Потоки «деньги-автомобили» уже в значительной мере переориентировались с западного направления на восточное. По итогам первых трех месяцев текущего года около 25% легковых и легких коммерческих автомобилей поставлено в страну напрямую резидентами Российской Федерации. Ни для кого не секрет, что на национальном автомобильном рынке уже присутствуют агентские компании, предлагающие поставку автомобиля от российских дилеров. Поток валюты в восточном направлении будет только нарастать и в денежном выражении пока оценивать его рано. Однако очевидно, чем выше тарифные и нетарифные барьеры для прямого ввоза автомобилей гражданами и организациями нашей страны, тем больше средств будет уходить в соседнюю страну. И не только средств, но и налогов, рабочих мест, квалифицированных кадров…

     

     

     

    Автодилеры прогнозируют новый виток ажиотажного спроса на автомобили и дальнейший рост цен.

     

    За последние несколько лет белорусский авторынок пережил резкое снижение спроса, связанное с мировым экономическим кризисом в 2008 году, а также выстоял в условиях неравных таможенных пошлин для физических и юридических лиц в 2009-2010 годах. В прошлом году вступление Беларуси в ЕЭП вылилось в ажиотажный спрос, который изрядно потрепал белорусскую экономику, заметно утяжелив отрицательное сальдо платежного баланса. Где-нибудь на Западе от таких проблем любой предприниматель сошел бы с ума, но отечественные автодилеры привыкли смотреть на проблемы как на вещи сами собой разумеющиеся. Такой стоицизм радует, ведь в нынешнем году белорусскому рынку, похоже, вновь придется пройти через огонь и воду.

     

    От печали до радости. И наоборот

    По данным Государственного таможенного комитета Беларуси, за первое полугодие 2011 года в Беларусь физлицами было ввезено 250 тыс. машин, а за второе – всего 4 тыс. Повышение ввозных пошлин на иномарки сделало их ввоз из стран Западной Европы настолько невыгодным занятием, что частные «перегонщики» разом исчезли как класс. Их уход в каком-то смысле оказался на руку официальным дилерам. Но этой потенциальной выгодой они так и не смогли воспользоваться. Во время прошлогоднего «хапуна» в Беларусь приехало столько автомобилей с пробегом, что местному рынку придется «переваривать» их в течение нескольких лет. А это значит, что рост продаж новых автомобилей пока будет незначительным. По оценкам специалистов, объемы продаж новых авто в стране в 2012-м не превысят 12 тыс. штук, хотя еще недавно дилеры планировали реализовать не менее 20 тыс. машин.

    Сейчас на рынке продаж новых автомобилей – затишье, хотя небольшой рост продаж дилеры все-таки отмечают. Если в первом квартале 2011 года рост продаж, по сравнению с 2010-м, был довольно ощутимым (за январь-март дилеры продали 2476 авто), то в 2012-м продажи идут практически на уровне прошлого года. За первые три месяца дилерам удалось реализовать 2683 новых авто.

    – Несмотря на то, что разница невелика, ее все же стоит воспринимать как оптимистичный тренд. Для очень маленького белорусского рынка даже 200 машин – это неплохой рост, – говорит генеральный директор Белорусской автомобильной ассоциации (БАА) Людмила Шабанова.

    Что касается цен, то пока они выросли незначительно. Хотя продавцы и обещали, что после подписания Главой государства Указа №36, который отменил для них льготы по НДС, цены в салонах поднимутся на 15%, а по некоторым моделям и вовсе – на 19-20%, в реальности рост оказался меньшим – всего 3-7%. В принципе дилеры были готовы к более радикальному увеличению прайсов. Но в сравнении с 2009 годом, средняя машина в Беларуси и без того стала дороже не менее чем на $3 тыс. Например, подержанный «Фольксваген-Гольф» в базовой комплектации четыре года назад стоил $11 тыс., а сейчас – $14 тыс. Такой же новый автомобиль подорожал с $16 тыс. до $22 тыс.

    Поэтому параллельно с отменой льгот по НДС дилеры вели переговоры с компаниями-производителями по снижению закупочных цен, «выпрашивая» у них разнообразные скидки. Бизнес продавцов автомобилей устроен таким образом, что каждый год они должны делать заявки на заводах соразмерно объемам планируемых продаж. Но вплоть до отмены льготы по НДС они надеялись, что этого все-таки не произойдет. А когда Указ №36 все-таки был подписан, просить скидки и вносить изменения в заявки, уже было поздно. Тем более что на рынке ЕС сейчас тоже не все здорово, и заводам выгоднее продавать автомобили по действующим ценам в странах, где со спросом проблем нет, чем давать скидки белорусским импортерам.

    – К сожалению, далеко не все производители вошли в положение своих белорусских дилеров и сделали им скидку, способную хотя бы отчасти минимизировать возросшие затраты,– говорит Людмила Шабанова. – Поэтому сегодня ряд компаний работают с очень невысокой рентабельностью.

     

    Компенсация за чужой счет          

    В минувшем году многие белорусы закупали автомобили с пробегом впрок, полагая, что их впоследствии можно будет перепродать с немалой выгодой в страны ЕЭП. Но, как оказалось, их ожидал не слишком приятный сюрприз. Сразу же после повышения таможенных пошлин Федеральная таможенная служба (ФТС) России постановила: белорусы могут продавать в России свои авто только в том случае, если они были ввезены на территорию Таможенного союза до 1 января 2010 года. В противном случае необходимо заплатить разницу в пошлине, на которой продавцов как раз и намеревались заработать.

    К счастью для многих, эти условия не постоянные, а временные – они перестанут действовать уже с 1 января 2013 года. Хотя возможно и досрочное решение этого вопроса – его может инициировать вступление России в ВТО, которое должно произойти 1 августа 2012 года.

    – Действующие правила этой организации потребуют от нашей восточной соседки снижения ставок таможенных пошлин на новые авто с 30% до 25%, что непременно должно сказаться и на Беларуси. Но не стоит забывать: процедура изменения ставок таможенных пошлин очень растянута во времени. Даже если ставки будут уменьшены до 25%, – не факт, что это снижение будет сразу ретранслировано на белорусский рынок, – предостерегает руководитель ИП «Атлант-М Фарцойгхандель» Сергей Михневич. – К тому же перед рынком сейчас стоит другая угроза: Россия рассматривает вопрос о введении утилизационно-экологического налога, который практически полностью компенсирует выигрышем от снижения таможенных пошлин.

    Совсем недавно Минпромторг России подготовил поправки к Закону «Об отходах производства и потребления», предполагающие введение с 1 августа 2012 года специального утилизационного сбора, который должен взиматься при покупке автомобилей. Впрочем, в реальности экология здесь не при чем: из-за вступления в ВТО России придется отказаться от самого эффективного способа защиты своего авторынка – пошлин. Поэтому новый налог – всего лишь альтернативный способ отбить у российских автовладельцев желание покупать импортные машины.

    Пока в этом законопроекте вопросов намного больше, чем ответов. Во-первых, уровень ставок еще не является окончательным – слишком они нелогичны и не подтверждены экономическими расчетами. Во-вторых, пока не понятно, будет ли этот закон продублирован в Беларуси и Казахстане. Хотя автодилеры, которые, похоже, уже не ждут от властей ничего хорошего, склоняются к худшему варианту. Скорее всего, аналогичные с РФ ставки сбора будут установлены во всех без исключения странах Таможенного союза. В противном случае россияне снова начнут покупать автомобили в Беларуси, чтобы на них не начислялся утилизационный сбор.

    Так что, участники рынка снова ожидают проблем. Понятно, что подорожание машин после введения утилизационного сбора перекроет эффект от ожидаемого снижения пошлин. Причем, весьма значительно (см. Таблицу 1). В этом случае Беларусь вновь может столкнуться с витком ажиотажного спроса на автомобили, правда, он будет кратковременным и пик его придется на июль 2012 года. Причем на этот раз ажиотаж коснется преимущественно новых авто.

    Мотивация – довольно серьезная: ведь для легковых автомобилей Россия предлагает базовую ставку сбора в 20 тыс. российских рублей! Даже за автомобиль с объемом двигателя менее 1300 куб. см., произведенный в России, придется доплатить 10 тыс. руб. А для новых иностранных авто ставка сбора будет вообще гигантской – до 600 тыс. руб. за авто с объемом двигателя более 3500 куб. см.

    Базовая ставка для коммерческих, грузопассажирских и грузовых автомобилей в этом случае составит 40 тыс. руб. Это значит, что импорт бывшей в употреблении коммерческой техники станет просто убийственно дорогим. Мало того, базовые ставки будут ежегодно индексироваться на уровень инфляции, то есть, расти каждый год примерно на 7-10%.

     

    Автомобиль – все же роскошь?

    Ставки утилизационного сбора продуманы таким образом, что новые импортные автомобили в процентном отношении могут подорожать даже значительнее, чем автомобили с пробегом, что совсем не радует отечественных автодилеров. Кроме того, для импортных авто сбор будет значительно выше, чем для машин, сделанных в России – как минимум в 4 раза! Это означает, что единственным доступным источником новых иномарок для белорусских граждан становится Россия, где многие известные брэнды уже имеют сборочные предприятия.

    Участники рынка также прогнозируют изменение приоритетов потребителей – многие водители из соображений экономии предпочтут пересесть из внедорожников на автомобили меньшего объема. Поэтому эксперты «Дела» ожидают рост бюджетного сегмента автомобильного рынка. Скорее всего, основной спрос сосредоточится в В-классе, и на белорусских дорогах увеличится количество недорогих универсалов и пикапов.

    Перефразируя известный афоризм, можно сказать, что в каждой бочке дегтя найдется своя ложка меда. Эксперты говорят и о положительных перспективах для автомобильного рынка Беларуси. Таких как снижение налога на прибыль и долгожданное искоренение «серого» импорта. Кроме того, дилеры рассчитывают на увеличение продаж после снижения банковских ставок по автокредитам. Но, чтобы этот инструмент стимулирования спроса снова заработал, необходимо, чтобы ставки спустились ниже 20% годовых. Кроме того, автодилеры понемногу развивают услугу trade-in, которая должна в будущем заменить умирающий рынок автомобилей с пробегом. Но в любом случае главным трендом 2012 года станет экономия со стороны покупателей – для большинства из них определяющим фактором в ближайшее время будет именно цена.

     

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by